Интервью с Людмилой Яковлевной Зинченко
Людмила Яковлевна Зинченко – учитель математики, ветеран труда. Фразу «На ноль делить нельзя!» повторяет уже 43 года. Нам Людмила Яковлевна рассказала об учебной программе, трудных учениках и своих методах преподавания.
— Людмила Яковлевна, почему Вы выбрали именно эту профессию?
— Знаете, я считаю, что просто угадала со своей профессией. Думаю, ничего другого так хорошо я не смогла бы. Работа с детьми – это самое лучшее, что только можно придумать! Они же такие душевные, искренние, чистые – и ты с этой чистотой работаешь! И если ты умеешь общаться с детьми, слушать их, стать авторитетом – работа учителя будет сказкой. А ребята, у которых я была классным руководителем, вообще для меня как родные дети.
— А Вы сохраняете связь со своими учениками?
— И с учениками, и с одноклассниками. С очень многими ребятами мы до сих пор общаемся, даже с учениками первых выпусков. И хотя все они уже взрослые мужчины и женщины, для меня они все еще дети. И сколько бы им ни было лет, они будут для меня детьми. Сначала, когда я только окончила Калужский педагогический институт, я работала в школе села Волконское. Мне дали 10й класс. Почему-то я не удивилась этому – обычно-то детей растят с пятого класса, а у меня – такой скачок! Однако я восприняла это как должное. Я так любила волконских ребят – просто до невозможности! И до сих пор люблю и вспоминаю с нежностью их. Проработала я там больше десяти лет. Единственное, добираться в Волконское было не очень удобно: приходилось успевать на шестичасовой автобус! Только из-за этого я устроилась в первую среднюю школу нашего Козельска. Я сама выпускница этой школы, поэтому она тоже была моим родным домом. Очень сильно скучала по волконским ребятам, сердце изболелось. Но потом привыкла и к первой школе, привязалась к новым ребятам и работала там до самой пенсии. Все мои ученики из обеих школ помнят меня, поздравляют с праздниками, дарят подарки, созваниваемся и общаемся. Мы практически родные люди. Однажды у меня случился инсульт. Это произошло, когда я вышла на пенсию, первой осенью. И вот я лежу в больнице. Меня навещают ученики, но чаще всех приходила Валя Харина, девочка из моего первого волконского выпуска. Она и голову помоет, и все протрёт, и во всем поможет, принесет продукты… до сих пор очень благодарна ей за это. Поэтому мои дети для меня действительно как родные.
— Сильно ли поменялась школьная программа за время вашего преподавания? Стала легче или сложнее?
— Учебная программа поменялась очень сильно. Больше всего меня беспокоит ЕГЭ. Кстати, ребята моего первого выпуска 2003 года первые сдавали Единый Государственный экзамен. До них его никто не сдавал. Мы с ребятами очень волновались – не было почти никаких пособий для подготовки, не знали, чего ожидать. Очень расстроились, когда плохо написали пробный экзамен. Однако сам ЕГЭ ребята сдали очень достойно – на «хорошо» и «отлично», показали все свои знания. Сейчас система ЕГЭ постоянно меняется, и от этого становится ещё страшнее. Да и сама программа стала куда сложнее, чем раньше, и времени на усвоение материала даётся меньше.
— А как изменилось поведение учеников, их отношение к учебе?
— Отношение детей к учебе немного изменилось – к сожалению, в худшую сторону. Например, когда я училась в школе, мы хотели учиться всегда: любили школу, жаждали знаний. Если же в наше время спросить ученика: «Любишь ли ты учиться?», совсем не обязательно ответ будет «да». Я думаю, что это зависит от учителя, от способа подачи материала, отношения к ученику. Поведение ребенка в первую очередь зависит от учителя – сможет ли он стать авторитетом? Во время работы я придерживалась такой позиции: если ты уважаешь ученика, хвалишь его за заслуги, разговариваешь, можешь мягко указать на недочеты, то и ученик будет тебя уважать. Тогда и не будет проблемы с «трудными учениками» – ведь мы сами делаем их трудными своим отношением. Нужно относиться к ним как к равным.
— А были ли у вас свои уникальные методы работы?
— Многому меня научил институт: составлению контрольных работ, психологии. Но за все время работы в школе я сама усвоила для себя урок: к ученикам нужно относиться так, как хотел бы, чтобы относились к твоему ребенку. Порой поругаешь или резко выкажешь недовольство – и буквально видишь, как ребенок падает духом, еле ноги волочит. А похвалишь – так за его спиной распускаются крылья! Нужно делать упор не на ошибки, не на промахи ученика, а на его достижения. Этому может научить только опыт. У меня была такая ситуация: отвечала девочка, Нина Сержантова. Ответила хорошо, я поставила ей заслуженную пятёрку. Подходит ко мне на перемене её одноклассница и говорит: «Людмила Яковлевна, а ей никогда пятерки не ставили!». Тогда я поняла, как этой пятеркой ее поддержала. У неё как будто второе дыхание открылось! Стала готовиться ещё лучше, усерднее и пошла на одни пятерки. Вроде бы, кажется, что одна пятерка – это ерунда, но нет, для детей это очень важно!
— Людмила Яковлевна, а чем в своей жизни Вы больше всего гордитесь?
— Своими учениками. Например, Виталием Ниловым – он ведь тоже мой ученик, с Волконского. У него свой молочный завод, на который он приглашал меня с ребятами. Читаю про него в газетах и горжусь. Также очень горжусь Ириной Викторовной Изотовой и Мариной Викторовной Авериной. Все мои ученики многого добились в жизни, и я очень рада за них, ведь я искренне желаю им только добра!
Подготовила Анна Фрибус
Ваш комментарий будет первым