Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

«Больше всего меня беспокоит ЕГЭ» – современная школа глазами советского педагога

Интервью с Людмилой Яковлевной Зинченко 

Людмила Яковлевна Зинченко – учитель математики, ветеран труда.  Фразу «На ноль делить нельзя!» повторяет уже 43 года. Нам Людмила Яковлевна рассказала об учебной программе, трудных учениках и своих методах преподавания. 

— Людмила Яковлевна, почему Вы выбрали именно эту профессию? 

— Знаете, я считаю, что просто угадала со своей профессией.  Думаю, ничего другого так хорошо я не смогла бы.  Работа с детьми – это самое лучшее, что только можно придумать! Они же такие душевные, искренние,  чистые – и ты с этой чистотой работаешь! И если ты умеешь общаться с детьми, слушать их, стать авторитетом – работа учителя будет сказкой.  А ребята, у которых я была классным руководителем, вообще для меня как родные дети.  

— А Вы сохраняете связь со своими учениками? 

— И с учениками, и с одноклассниками. С очень многими ребятами мы до сих пор общаемся, даже с учениками первых выпусков. И хотя все они уже взрослые мужчины и женщины, для меня  они все еще дети. И сколько бы им ни было лет, они будут для меня детьми.  Сначала, когда я только  окончила Калужский педагогический  институт, я  работала в школе села Волконское.  Мне дали 10й класс. Почему-то я не удивилась этому – обычно-то детей растят с пятого класса, а у меня – такой скачок! Однако я восприняла это как должное.  Я так любила волконских ребят – просто до невозможности! И до сих пор люблю и вспоминаю с нежностью их. Проработала я там больше десяти лет. Единственное, добираться в Волконское было не очень удобно: приходилось успевать на шестичасовой автобус! Только из-за этого я устроилась в первую среднюю школу нашего Козельска. Я сама выпускница этой школы, поэтому она тоже была моим родным домом. Очень сильно скучала по волконским ребятам, сердце изболелось. Но потом привыкла и к первой школе, привязалась к новым ребятам  и работала там до самой пенсии.  Все мои ученики из обеих школ помнят меня, поздравляют с праздниками, дарят подарки, созваниваемся и общаемся. Мы практически родные люди.  Однажды у меня случился инсульт.  Это произошло, когда я вышла на пенсию, первой осенью. И вот я лежу в больнице.  Меня навещают ученики, но чаще всех приходила Валя Харина, девочка из моего первого волконского выпуска. Она и голову помоет, и все протрёт, и во всем поможет, принесет продукты…  до сих пор очень благодарна ей за это.  Поэтому мои дети для меня действительно как родные. 

— Сильно ли поменялась школьная программа за время вашего преподавания? Стала легче или сложнее? 

— Учебная программа поменялась очень сильно. Больше всего меня беспокоит ЕГЭ. Кстати, ребята моего первого выпуска 2003 года первые сдавали Единый Государственный экзамен. До них его никто не сдавал. Мы с ребятами очень волновались – не было почти никаких пособий для подготовки, не знали, чего ожидать. Очень расстроились, когда плохо написали пробный экзамен.  Однако сам ЕГЭ ребята сдали очень достойно – на «хорошо» и «отлично», показали все свои знания. Сейчас система ЕГЭ постоянно меняется, и от этого становится ещё страшнее.  Да и сама программа стала куда сложнее, чем раньше, и времени на усвоение материала даётся меньше.  

— А как изменилось поведение учеников, их отношение к учебе?  

— Отношение детей к учебе немного изменилось – к сожалению, в худшую сторону.  Например, когда я училась в школе, мы хотели учиться всегда: любили школу, жаждали знаний.  Если же в наше время спросить ученика: «Любишь ли ты учиться?», совсем не обязательно ответ будет «да».  Я думаю, что это зависит от учителя, от способа подачи материала, отношения к ученику.  Поведение ребенка в первую очередь зависит от учителя – сможет ли он стать авторитетом?  Во время работы я придерживалась такой позиции: если ты уважаешь ученика,  хвалишь его за заслуги, разговариваешь,  можешь мягко указать на недочеты, то и ученик будет тебя уважать. Тогда и не будет проблемы с «трудными учениками» – ведь мы сами делаем их трудными своим отношением. Нужно относиться к ним как к равным. 

 — А были ли у вас свои уникальные методы работы?  

— Многому меня научил институт: составлению контрольных работ, психологии. Но за все время работы в школе я сама усвоила для себя урок: к ученикам нужно относиться так, как хотел бы, чтобы относились к твоему ребенку. Порой поругаешь или резко выкажешь недовольство – и буквально видишь, как ребенок падает духом, еле ноги волочит.  А похвалишь – так за его спиной распускаются крылья! Нужно делать упор не на ошибки, не на промахи ученика, а на его достижения.  Этому  может научить только опыт.  У  меня была такая ситуация: отвечала девочка, Нина Сержантова. Ответила хорошо, я поставила ей заслуженную пятёрку. Подходит ко мне на перемене её одноклассница и говорит: «Людмила Яковлевна, а ей никогда пятерки не ставили!». Тогда я поняла, как этой пятеркой ее поддержала. У неё как будто второе дыхание открылось! Стала готовиться ещё лучше, усерднее и пошла на одни пятерки.  Вроде бы, кажется, что одна пятерка – это ерунда, но нет, для детей это очень важно!  

— Людмила Яковлевна, а чем в своей жизни Вы больше всего гордитесь?  

— Своими учениками. Например, Виталием Ниловым – он ведь тоже мой ученик, с Волконского.  У него свой молочный  завод, на который он приглашал меня с ребятами.  Читаю про него в газетах и горжусь. Также очень горжусь Ириной Викторовной Изотовой и Мариной Викторовной Авериной. Все мои ученики многого добились в жизни, и я очень рада за них, ведь я искренне желаю им только добра!  

Подготовила Анна Фрибус

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *