Не стало Маргариты Павловны Родионовой, ветерана Великой Отечественной войны, женщины, которая стала одним из живых символов нашей Победы. Козельчанки, чье имя навсегда вписано в историю района.
Редакция газеты «Козельск» соболезнует всем родным Маргариты Павловны. Предлагаем вспомнить ее войну и ее жизнь.
1941-й год мог стать для десятиклассницы мосальской школы Риты Родионовой одним из самых счастливых – она переступала порог взрослой жизни, впереди ее ждали институт, семейное счастье, работа. Но все это перечеркнула одна новость – фашисты напали на Советский Союз. Едва голос Левитана замолчал, как комсомолка Родионова помчалась к одноклассникам. Сердце не обмануло – они уже собирались в военкомат. Многих из них Рита больше никогда не увидит.
В начале октября немцы вошли в Мосальск. Чтобы не быть угнанными в Германию, молодежь пряталась в потаенных местах. На стенах домов и заборах оккупанты развесили приказы, возвещавшие об установлении «нового порядка». В здании участковой больницы разместилось гестапо, в застенках которого проводились пытки жителей района, а во дворе шли показательные массовые расстрелы. Так продолжалось до января 42-го, до прихода наших. И тут же уже Рита стала обивать пороги военкомата, проситься на фронт. Не брали. Но девушка была пробивная, своего добивалась всегда: до военных начальников она дотянулась через райком комсомола. В конце концов те сдались – и девушку отправили на фронт. Ее родители работали связистами в мосальском городском почтамте, поэтому Маргарита попросила, чтобы ее зачислили в батальон связи. Уже в апреле соединение вступило в боевые действия западнее Мосальска.
Азы военной профессии связистке 249-го отдельного батальона связи рядовой Родиновой пришлось постигать под разрывами снарядов и авиабомб. Позднее она вспоминала, что и к этому привыкла довольно скоро. Спустя несколько дней, соединяя абонентов, Маргарита спокойно реагировала на разрывы боеприпасов. Сквозь грохот канонады она, прижав трубку к уху, вслушивалась в позывные частей и подразделений. Связисты командиров разных рангов до одури кричали в трубки и, как и Маргарита, требовали немедленного соединения. За четкую дикцию и умелую работу на коммутаторе рядовой Родионовой вручили нагрудный знак «Отличный связист». Она всегда считала его самой дорогой наградой той войны.
Факт военной биографии Родионовой, от которого бегут марашки: в одном из боев под Спас-Деменском она работала сразу на четырнадцати радиотелефонах в аппаратной штаба, передавая приказы и распоряжения в другие соединения армии, части и подразделения своей дивизии. В августе 1943 года наши солдаты взяли Спас-Деменск. За освобождение города связистку награди медалью «За боевые заслуги».
Но медали и все награды ветераны стали считать лишь потом, по ним вспоминая хронологию войны, а на фронте думали совсем о другом – выжить, отомстить, победить. И гнали врага, гнали к западным границам СССР, гнали дальше. Туда, откуда пришел.
Постепенно к войне привыкли даже девушки. Оказалось, что и на фронтах жить можно, и что судьба, даже под разрывами снарядов, пишет сюжеты, которые Рита раньше могла читать только в книжках. Один из таких сюжетов – ее невероятная встреча с сестрой. Это было в Эстонии.
Сестру Зину в армию призвали в начале 1942-го, ее стрелковая дивизия тоже наступала, тоже гнала врага, но параллельно. Если на дорогах войны попадались регулировщицы, Маргарита расспрашивала их о сестре. Никто ничего сказать не мог. И вот, очередной лес, где-то под Тарту. Очередная регулировщица. И… неожиданные слова: «Спуститесь к ручью». Сердце забилось, выступили слезы, девушка бежала, не помня себя от предчувствия встречи с родным человеком. Вот он, уже ручей, кто-то полощет белье. Зина?!
Они плакали вместе. Тот случай, когда слезы – самое радостное воспоминание на войне.
Встреча с сестренкой была недолгой, они вновь пошли разными военными дорогами, но в одну сторону – на Берлин! Сразу скажем, что Зина тоже вернется домой. И даже немного раньше Риты.
Связистка же будет сражаться в боях за освобождение Латвийской ССР, Польши… А когда уже подходили к Берлину, получит ранение. Под Брандербургом, у населенного пункта Краянцы, осколки немецкой самодельной мины достанут-таки лицо рядовой Родионовой и ее ладони. Но разве остановить было русскую девушку, которая с боями прошла от родного дома до логова фашистов? Она все-таки дойдет до Берлина, получит медаль за его взятие и только после этого – уже летом – вернется в родной Мосальск. Вернется героем.
На родине Рита работала в Доме культуры, затем окончила музыкальное училище и по распределению приехала в Козельск, в местное педучилище. Вышла замуж. В семье Родионовых родились мальчики, Сергей и Юрий. Участницу войны М.П. Родионову избрали депутатом городского совета депутатов трудящихся. После закрытия училища до заслуженного отдыха Маргарита Павловна работала в Козельской музыкальной школе и параллельно училась в Московском институте культуры.
У нее четыре внука и два правнука.
Каждый год накануне 9 мая Маргарита Павловна готовила к параду свой китель, увешенный наградами. Козельчане помнят ее, уже пожилую, но активную, с глазами, полными радости и слез. Так улыбаться и так смотреть на мир умели только они – видевшие, как этот мир достигается.
Свой китель Родионова готовила и на парад 2020 года, но пришел другой враг – коронавирус. Праздник перенесли. А когда разрешили, то ветеранам рекомендовали оставаться дома – ради их же здоровья. Да и Маргарита Павловна летом чувствовала себя неважно – возраст. Однако не теряла надежды, что в 2021-м все же снова сможет сказать речь, прочитать стихи, улыбнуться землякам.
И она обязательно улыбнется. С фотографий «Бессмертного полка», которые понесут ее дети и внуки.
Спите спокойно, Маргарита Павловна. Мы будем Вас помнить.
Ваш комментарий будет первым