Исполняющая обязанности директора МКУК «Межмуниципальная библиотечная система» Козельского района Светлана Ковалева рассказала, как библиотекам выдерживать конкуренцию с интернетом, в каком состоянии читальные залы в деревнях, и как коронавирус повлиял на литературные предпочтения козельчан.
— Светлана Матвеевна, давайте для начала поговорим о статистике. Сколько библиотек в нашем районе? Сколько читателей?
— Библиотечная система нашего района состоит из 20 библиотек: 2 центральные, 4 городские, 14 сельских. По всей системе насчитывается больше 15 тысяч читателей разных возрастов: школьники, юноши, люди до 35 лет, старше…
— А много ли людей приходит в день?
— Сейчас достаточно тяжелый период, «пандемический», но наши читатели нас не забыли, записываются и новые, но, может быть, не в том количестве, как раньше.
— То есть коронавирус сильно изменил жизнь библиотек?
— После выхода с карантина все библиотеки района работали по записи, то есть читателям необходимо было записаться по телефону и соблюдать масочный режим: иметь при себе медицинские перчатки, маску, быть готовыми обработать руки антисептиком. Но, несмотря на такие строгие меры, количество читателей практически не изменилось.
— А повлиял ли ковид на литературные предпочтения людей? Может быть, они стали чаще выбирать медицинские справочники, научную литературу? Какую литературу вообще читают козельчане?
— Пандемия никак не отразилась на интересах наших читателей. Малыши и подростки выбирают классическую литературу, приключенческую, жители постарше – фантастику, детективы.

— Удается ли обновлять книжный фонд?
— Ежегодно в библиотеки района поступает новая литература. В этом году поступило 1354 экземпляра, не считая периодических изданий, т.е. 28 наименований журналов и 7 наименований газет. Все книги обрабатываются и распределяются по библиотекам района. Книги имеют тенденцию дорожать, что негативно отражается на их количестве.
— Светлана Матвеевна, Вы давно управляете районными библиотеками?
— Второй год, а работаю в этой системе давно. Я ее знаю всю – от и до. Все объездила, все проблемы, с которыми сталкиваются библиотекари в районе, знаю не понаслышке.
— Мы о проблемах поговорим обязательно, но скажите, за два года удалось ли сделать что-то принципиально новое?
— Я считаю своим достижением, что библиотекари стали больше работать с соцсетями, мы давно этого добивались, но у нас это не складывалось. Тут, конечно, помогла пандемия. У всех получилось завести электронную почту, чего никто не хотел и не умел, получилось завести страницу в социальных сетях. И наши сотрудники там работают замечательно. В наших пабликах есть интересные статьи, объявления о конкурсах. Мы шли долго к этому и, наконец, дошли.
Также считаю своим достижением – заставила сотрудников учиться! Мы проходим курсы онлайн, обучаемся цифровой грамотности, библиотечному делу.

— А что дальше? Есть ли какая-то сверхзадача, к чему Вы ведете районные библиотеки?
— Мы хотим, чтобы библиотеки стали площадками для общения творческих людей. Нам поставили задачу, чтобы посещения выросли на 24 процента, а для этого нужно привлекать читателей. Но чтение – это мало, поэтому и будем открывать творческие площадки. Правда, для этого нужны средства, а вот где их добывать я пока не придумала. Мы хотим закупить 3D-принтер, хотим очки виртуальной реальности в детскую библиотеку, еще есть идея открыть для малышей обучение английскому языку, у нас есть свой личный преподаватель английского, который хочет этой работой заниматься.
— Как Вы считаете, могут ли библиотеки нашего района и библиотеки в целом стать неактуальными? Ведь сегодня существует очень много электронной литературы.
— Я считаю, что нет. Мы активно стремимся к тому, чтобы оставаться интересными, учимся, осваиваем компьютерные технологии. Так как библиотека сегодня должна стать не только пунктом выдачи книг, но и площадкой для творчества и общения людей. Мы готовим создания таких площадок, которые, как мы считаем, повысят интерес к библиотеке.

— Давайте теперь поговорим о сельских библиотеках района. В каком состоянии они находятся?
— Все библиотеки работают, находятся в нормальном состоянии. Что именно Вас интересует?
— В «нормальном»?
— Библиотеки у нас в нормальном виде. Но да, где-то дела обстоят хуже, где-то – лучше.
— Можете привести примеры?
— Каменская библиотека в хорошем состоянии: она участвовала в конкурсе и выиграла денежки.
— В каком конкурсе?
— Ежегодно проводится конкурс библиотек и клубов. Дешовская библиотека в хорошем состоянии, там был ремонт в клубе года три назад и, соответственно, библиотеку сделали.
— А где совсем плачевное состояние?
— В Сенино очень грустно и печально. Здание очень ветхое, там раньше был ФАП – они пополам делили помещение. Теперь библиотека находится одна, здание деревянное, там печное отопление. Здание пришло в негодность.
— Там есть, кому читать?
— Мало, но приходят. Какой-то батюшка захаживал.
— Там же целый монастырь женский есть, к матушке не пробовали обратиться? Может быть, совместно бы что-то решили?
— Знаете, тут какая точка зрения, мы же публичная библиотека, а это –церковь?
— Как одно другому мешает? Монастыри у нас в районе многим помогают или решают вместе общие проблемы. Тем более ,что монастыри в России всегда были заинтересованы в просвещении.
— Мы не думали об этом.

— Ладно. Вопрос про библиотеку в селе Бурнашево. Буквально несколько месяцев назад эта библиотека находилась в непригодном состоянии: старый фонд, ужасное здание. Улучшилась ли ситуация сегодня?
— В Бурнашево на данный момент идёт ремонт. Фонд библиотеки обновился за счет того, что библиотека получила в дар от разных людей более 2 тысяч экземпляров книг. И у нас появилась возможность заменить старую литературу. Специалистами центральной районной библиотеки была оказана методическая помощь по списанию морально устаревшей литературы. А что касается конкретно здания – идёт ремонт, он почти завершен.
— Там же, насколько мы помним, сами жители участвовали в решении проблемы. По программе софинансирования часть собрали сельчане, остальное – из бюджета. То есть именно люди были инициаторами, а не сверху решение проблемы пришло.
— Да, все так, это не наша заслуга.
— А когда в других библиотеках можно будет ждать ремонта, есть какие-то примерные сроки?
— Мы регулярно закладываем эти деньги в смету. Но не всегда отзываются на наши просьбы.
— А кто не отзывается? Район, область?
— Я не буду так громко говорить. Сметы мы подаем, что считаем нужным делать – делаем.
— Как Вы считаете, правда ли, что жители Козельского района по-прежнему больше доверяют именно печатному слову, нежели интернету?
— Я думаю, что у каждого читателя свои приоритеты, и каждый для себя выбирает, в каком формате ему читать. В любом случае, печать никуда не ушла. Читатели ходят! Значит, мы нужны.
От редакции:
С тяжелым чувством мы печатаем это интервью. Потому что с одной стороны мы видим, что библиотеки района не становятся культурными центрами, как того требует время, а во многие из них просто-напросто страшно зайти – в таком жалком и ветхом состоянии. С другой стороны, стоит ли в этом винить именно Светлану Матвеевну? Или это проблема системная? Да мы, собственно, никого винить ни в чем и не собирались, не наша это обязанность, мы ставим проблемы. А их в библиотечной системе много. И мы хотим лишь сказать, что эти проблемы надо решать, хотя бы пытаться. Здесь мы хотим предупредить еще один опасный момент – нам скажут некоторые сотрудники библиотечной системы: «А смысл нам пытаться, если наша зарплата копеечная?» Мы думали над этим, и это острая проблема сегодня для многих. Но мы считаем, если уж вы принимаете условия игры (а зарплату никто ни от кого заранее не скрывает), то будьте добры – старайтесь. Может быть, мы наивны и все еще слепо верим в силу печатного слова, в то, что библиотеки еще могут всех нас вытащить из пустоты и бескультурья? Но мы же видим, что люди хотят собираться где-то, хотят общаться, хотят читать и обсуждать. Увы, таких мест в районе мало, буквально два-три. Так почему же библиотекам не воспользоваться этим спросом? В общем, почему бы не работать активнее сотрудникам библиотечной системы и лично Вам, Светлана Матвеевна? Тот же вопрос мы хотели бы адресовать всем ответственным в нашем районе за культуру. Как-то обидно за культуру-то, как-то не по себе. Впрочем, от многого не по себе…