О буднях в погонах и пенсии на мотоцикле. Послесловие к 70-летнему юбилею легендарного ветерана МВД.
Он задерживал убийцу монахов Оптиной пустыни, строил знаменитый автогородок, возглавлял районную ГАИ… Александр Васильевич Комиссаров – с большой буквы Человек и Милиционер. В этом году ему 70, наш корреспондент поехала поздравить юбиляра и застала его… в отделении, в тесном кругу сотрудников ГИБДД и сослуживцев. Прерывать Александра Васильевича не хотелось, но он любезно согласился на интервью, приостановив череду поздравлений и дружеских объятий.
— Александр Васильевич, какой случай из Вашей практики запомнился больше всего?
— 1993-й год. Пасха. Я в числе сотрудников дежурил в Оптиной. Только добрался до дома – звонок. Убили троих монахов. Всех подняли по тревоге. За убийцей неделю гонялись по лесам. Засады устраивали. Всё поймать не могли, он в Афганистане служил. Брали в доме брата, куда он пришёл, видимо, отсидеться. На задержание поехали с Николаем Петровичем Зобовым (в то время – начальником Козельского РОВД). Заходим тихо. Видим, лежит на кровати. Спит. В одной руке – обрез, в другой – нож с цифрой 666, которым монахов зарезал. Мы его сразу за руки, обезоружили и держим. Зобов кричит: «Шура, наручники!». А наручники в машине. Тогда Петрович навалился на него всей массой своего тела, а я бегом за наручниками. Так быстро никогда не бегал. Принёс, пристегнули и привезли его в отделение. На допросе преступник потом сказал: «Если б не заснул, не взяли ли бы вы меня, всех бы вас положил».
— Захватывающая история. А милиционером как стали?
— В милицию я влюбился с детства. Примером был Дядя Стёпа. Да-да, Михалкова! В школе занимался в отряде «Юный помощник милиции». Поступив в профтехучилище, записался в добровольную народную дружину. Туда принимали, только если в учёбе не «хромал». Поэтому старался учиться хорошо, училище окончил с отличием. Трудовую деятельность начал на Козельском механическом заводе, параллельно учился в вечерней школе и был членом комсомольского оперативного отряда. Потом – армия. А в армии для меня самым любимым нарядом было дежурство на посту ВАИ (военная автомобильная инспекция).
— После армии – в милицию?
— Не спеши. Вернулся – и снова на завод. Работал слесарем механосборочных работ и числился внештатным сотрудником ГАИ.
— Прошли все этапы общественной деятельности?
— Выходит, так. В то время начальником ГАИ был Владимир Петрович Щепилин. Его считаю своим учителем. Был строгий, учил жёстко. Всё, что знал и умел, передал нам. Всему учил. Я ему очень благодарен. Тем, кем я стал – его заслуга. Так вот, помнишь автогородок?
— Конечно. О нём все центральные газеты писали.
— Идея его создания принадлежит Владимиру Петровичу. Организатор он был от Бога. Всех нас к работе подключил: укладывали бордюры, размечали дорожки, устанавливали знаки, светофоры, делали разметку… Когда автогородок открыли и тот стал функционировать, Петрович в областном управлении МВД выбил должность инспектора по пропаганде. И на эту должность назначили меня. Так я начал свою службу инспектором ГАИ. Курировал автогородок, отряды ЮИД. В школах и детских садах проводил беседы, различные конкурсы, соревнования.
— А день, когда Вас назначили начальником ГАИ, помните?
— Для меня всё произошло неожиданно. Мой непосредственный начальник Александр Сергеевич Линьков пошёл на повышение. Его назначили начальником Перемышльского райотдела, и мне пришлось временно исполнять его обязанности. Через какое-то время в райотдел приезжает заместитель начальника областного управления Виктор Григорьевич Мережкин. Все подумали: с проверкой. Сидим на местах, ждём указаний. Звонок. Вадим Бондаренко (тогда начальник Козельского РОВД) просит меня отвести его и Мережкина в администрацию района. Руку к козырьку – поехали. Заходим в кабинет к главе Юрию Николаевичу Дятлову, и Виктор Григорьевич говорит: «Представляю вам нового начальника ГАИ». Показывает на меня. У меня аж челюсть отвисла! Никогда не думал и не собирался. Да, работу любил, но карьеристом не был.
— Помимо работы чем-то увлекались?
— Какие увлечения! Жил работой. И в выходные работал, и во время отпуска приходил. Это как наркотик, без неё не мог. В своё время разработал и внедрил передвижной пост ГАИ. Сначала сделал для своих. Потом предложил директору Козельского механического завода Александру Полуэктову. Он заинтересовался. Образцы гонял в Москву на выставку МВД. Там одобрили, внедрили в производство. Выпускали на базе ГАЗ-52, ГАЗ-66, «Газели».
— Идея как пришла?
— Я же говорил, что работал на механическом заводе слесарем. Мы выпускали передвижные мастерские для народного хозяйства. Работая в милиции подумал: а почему бы не сделать по аналогии передвижной пост ГАИ, оборудовав его шлагбаумом, средствами принудительной остановки, аптечкой, печкой, сейфом и т.д., всем необходимым для инспектора ГАИ.
— Вы ещё и рационализатор!.. Но вернусь к предыдущему вопросу. Александр Васильевич, не увиливайте. Вы же байкером были! Помню Ваше участие 9-го мая в автопробегах.
— Это было, когда я в отставку вышел – в начале двухтысячных. Вместе с сыном организовали группу, приобрели мотоциклы. Ездили на слёты, сами их проводили. И в автопробегах участвовали. А теперь я – дедушка (три внучки и внук), забот прибавилось. Да и здоровье уже не то. Но когда душа просит, надеваю «прикид», завожу своего железного друга – и вперёд по дороге! Как говорит молодёжь, «отрываюсь».
— Сотрудники ГИБДД говорят, что Вы и сегодня частый гость в отделении.
— Раз в неделю обязательно захожу. Здесь же всё своё, родное. Приходя сюда, я заряжаюсь, дышу.
— Что-то изменилось в работе инспектора ГИБДД?
— Практически ничего, но работать стало сложнее. В наше время было проще: автотранспорта меньше, нарушители более совестливые и понимающие были. «Простите, виноват». «Извините, больше не буду». А сейчас у всех пальцы «веером» – могут нахамить, считают, что им всё можно, что к ним придираются. А инспекторы же следят за порядком на дорогах, чтобы меньше было аварий.
— На аварии часто выезжали?
— Во время дежурства. Первое ДТП со смертельным исходом, на которое мне пришлось выезжать, произошло на Чернышенской дороге. Перевернулся бензовоз. Водитель сгорел.
— Что чувствуешь в это время?
— Я – жалость. Мог бы ещё жить и жить.
— Были строгим к нарушителям?
— Справедливым. Никто не обижался. Теперь я задам тебе вопрос. Расшифруй слово «В.О.Д.К.А».
— ?..
— «Водитель, Осторожно: Дежурит Комиссаров Александр». Это водители придумали.
— А сами нарушали?
— Ни-ни! Инспектор должен быть примером. Только в экстренных случаях, когда гонялся за нарушителями.
— Были погони?
— Всё было. И погони – тоже. В районе на заправке, на повороте на Фроловское, останавливаю ЗиЛ. Не останавливается. Я в машину, за ним: «Остановитесь, примите вправо». Не останавливается, скорость прибавил. Пришлось применять оружие, стрелять по колёсам.
— В 90-е как служилось?
— Плохие были времена, всякое было. И наезды, и окна в доме били. Купил новый кузов на свою «копейку» – сожгли. Но ничего, мы же из племени ГАИ (ударение на первый слог) – живучие.
Беседовала Ирина ЯКУНИНА
Ваш комментарий будет первым