Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Иерей Сергей Дрозд: «Там, где нет Бога, счастья не может быть»

Ирина Якунина поговорила с настоятелем Свято-Никольского храма о Великом посте, коронавирусе, покаянии, Божией милости и многом другом, о чем сейчас самое время задуматься.   

«Евангелие – это книга о счастье»

Батюшка,  в самом начале я спрошу Вас о счастье. Как-то я слышала Вашу проповедь, Вы говорили о радости и псевдорадости, об эйфории и  счастье. И в частности о том, что у большинства нет счастья. Могли бы Вы развить эту мысль для наших читателей. А также объяснить, при чем тут Церковь?

— Мне кажется, у 90% людей, которые нас окружают, нет счастья. То есть, как внутреннего душевного состояния его нет. Они могут напихать в свою душу вещей каких-то, отношений с кем-то, приятных ощущений, славы от профессионализма, известности. Но как  состояния радости внутри от удовлетворённости жизнью, по определению толковых словарей (взять того же С.И. Ожегова) счастья нет. 

Люди, которые счастья не имеют, пытаются его найти. Кто как. Кто-то в здоровом образе жизни, кто-то в нездоровом… но пытаются найти. А счастье-то.. оно объективное состояние. Тот, Кто сотворил этот мир, Он это состояние и даёт. Открывайте Евангелие. Я всегда говорю, что Евангелие – это книга о счастье. Заповеди блаженства о чём? Что такое слово «блаженный»? Оно переводится одним единственным словом – счастливый. 

С этой точки зрения я рекомендую прочитать пятую главу «Евангелие от Матфея», там написано, как стать счастливым. Счастливы нищим духом, счастливы плачущие, счастливы жаждущие правды и так далее. То есть человек может получить счастье только от Бога, как от источника вообще всех благ.

Разве счастье можно найти только в Библии, в Церкви?

— Там, где нет Бога, счастья не может быть. В другом мы находим только эйфорию. А у эйфории закон такой: человек в какой-то момент может простимулировать себя, получить выброс, но за этот выброс обязательно ответит опустошением. В этом и заключается проблема. Люди, которые не подключены как бы к внешнему источнику, они опустошаются  и приходят в тяжёлое эмоционально состояние. При этом опустошают других. И в конце концов, если нет подпитки, то многие, есть такое выражение, «выгорают». И со священниками такое бывает. Но если Господь даёт человеку силы, тогда он может и себе помочь, и людям. Вот отец Илий (речь идет об известном всем козельчанам схиархимандрите Илии  Ноздрине – прим. редакции), в этом году ему будет 89 лет. По атеистическим законам такие люди сами должны нуждаться в помощи, а он помогает огромному количеству людей. Они приходят к нему рыдают, уходят радуются.

И здесь, мне кажется, самое время поговорить про Великий пост, который должен, насколько я правильно понимаю его суть, как раз наполнить людей, сделать богаче духовно,  научить чему-то…

— Человек в течение Великого поста пытается ради Бога отказаться от вкусной еды. По сути, в этом и заключается пост. Если человек любой, верующий или неверующий (мы все крещёные) отказывает себе в радости от еды, то и Господь ему взамен даёт радость духовную. Люди многие, в силу обстоятельств, об этом не знают и страдают. Поэтому я могу пожелать людям поститься, а Господь любому человеку, как бы кто ни начал это делать, даст свою благодать – жизненную силу.

Легко сказать, батюшка! Но трудно – сделать. Как себя настроить на пост?

— Что такое пост? Это когда человек ради Бога чем-то жертвует. А чем мы можем жертвовать? Удовольствиями.  Когда мы начинаем понимать, что удовольствия это пустышка, нам и настраивать себя особо не надо на то, чтобы от них отказаться на время поста.

Одна женщина, переболевшая коронавирусом (у неё пропало обоняние и вкус) говорила мне недавно: «Это идеальное состояние для поста». Почему? А потому что мы чревоугодники. Мы что попало не хотим есть, нам нужно вкусненькое. А когда стало без разницы, что есть, то она за три недели скинула несколько килограммов веса. Всё просто:мы, оказывается, нуждаемся не в питательных свойствах еды, а в приятных ощущениях, которое она даёт. А это псевдорадость.

«Люди находятся в состоянии хронического психологического стресса»

Батюшка,  расскажите, почему нынешний пост называют Великим? С чем это связано?

— Потому что он претворяет собой великий Праздник. Сначала великая скорбь в Страстную пятницу, когда люди отреклись от Творца и предали Его позорной казни. И потом Праздник всех праздников – Светлое Христово Воскресение. Мы можем верить или не верить, но это объективная реальность, которая нас окружает. Мы же не можем отказаться от закона всемирного тяготения просто потому, что он не нравится. Да, я хочу летать по воздуху, но я не буду, потому что есть сила тяжести. И есть объективно существующий Творец вселенной.  Когда человек с Ним выходит на связь, то все, что ему казалось раньше невозможным, оно происходит. Поэтому человек может попробовать пост даже из этих соображений.

 Еще важно понимать, что здесь подключается и действие божественной благодати, которая даётся для укрепления во время отказа от вкусной еды. Тех, кто эту благодать хоть раз почувствовал, поверьте, сложно выгнать из храма. 

Из этого следует, что физическое состояние зависит от душевного?

— Есть понятие психосоматика. «Психия» – душа, «сома» – тело. Да, если мне пилят ногу, я не могу радоваться, боль «сома» переходит на мою «психию», то есть душу.  И в то же время, если у человека боль души (хроническая депрессия), то, конечно, пойдёт соматика, то есть отражение. На внутренние органы, например падает иммунитет. Сейчас много было публикаций по поводу коронавируса, когда люди переживают сильный стресс: кого-то из дома не выпускают в силу возраста, кого-то работы лишили, у кого-то ещё что-то… Люди находятся в состоянии хронического психологического стресса. Это тоже боль, это ведёт к снижению иммунитета. И врачи об этом говорят. Поэтому всё очень тесно связано.

«Как мы живём, так Господь и управляет»

Если заговорили о коронавирусе, то не могу не спросить. Как Вы сами можете объяснить всё произошедшее за последний год? Зачем на наши головы обрушилась пандемия, можем ли мы сами, то есть каждый из нас лично, как-то повлиять на эту всемирную катастрофу?  

— На самом деле для прекращения войны, пандемии, ещё чего-то достаточно просто покаяние людей. Покаяние греческое слово: «метонойя», «мета» – изменение, «ноео» – ум. Речь идет об изменении образа мысли.

Например, я могу знать, что у меня есть родители, но ничего для них не делать. Не звонить, не заходить в гости. Но они есть и чего-то хотят. Мы читаем молитву «Отче наш». Что такое Отче наш – Отец наш. Как я к маме с папой отношусь, такие же должны быть и отношения с Богом.  Но о каких отношениях речь, если я к Нему раз в неделю не могу зайти в гости (образно говоря) на службу?  Хотя бы зайти в гости (про Причастие я уж не вспоминаю), ведь Он, как родитель, нас ждет.  Но мы в Нём не нуждаемся, а Он насильственно не действует. И получается, что мы сами уходим под власть к тому, кто его противится. Латинское слово «сатан» – противник. Вот и начинаются все эти процессы. Где-то войны идут, где-то эпидемия или ещё что-то происходит. Всё зависит от нашей с вами воли.

АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В НИКОЛЬСКОМ ХРАМЕ ГОРОДА КОЗЕЛЬСКА

И что будет дальше с пандемией, зависит от нас самих. Как мы живём, так Господь и управляет. И чтобы люди это прочувствовали, видимо, и нужна была вся эта ситуация с пандемией. В том числе, чтобы люди научились ценить молитву именно в храме, соборную молитву, Таинства. Ведь, когда пандемия началась, храмы закрыли. Некоторые верующие  говорили: «Нам запретили. Мы так переживаем, нам так этого не хватает».  Хотя эти же люди могли подолгу в храме не показываться. Человек не ценит то, что есть. Это общее свойство. «Что имеем — не храним, потерявши — плачем».

Правильно ли я понимаю, что пандемия стала одним из испытаний, которые по своей духовной значимости можно прировнять к войне или к голоду? И тут же вопрос, который не понятен даже многих верующим, для чего Бог испытывает?

— Бог нас любит. И надо знать, что земная жизнь закончится. Мы все это знаем, но как бы об этом пытаемся либо не думать, либо забываем. А Бог знает, что, когда жизнь на земле закончится, мы можем или с Ним оказаться, или не с Ним. И поэтому Он нам по своей любви даёт возможность почувствовать, что будет без Него, дает почувствовать при нашей земной жизни. Чтобы человек успел сознательно принять решение, с кем он хочет быть. Ответ тут очевидный для меня лично, ведь если человек обретает пусть даже минимальный духовный опыт, в нём очень многое меняется.

Здесь я с Вами, батюшка, соглашусь, потому что сама знаю много таких примеров. И речь даже не только о благодати, которую начинают чувствовать люди, но и о том, что человек обретает смысл…

— Совершенно верно. Совсем недавно узнал, что есть такой инок Киприян Бурков, его называют вторым Маресьевым. Он офицер, лётчик. В Афганистане во время одной из операций он наступил на мину, ему оторвало обе ноги. Что он сделал? Помня повесть «О настоящем человеке», он попросил, чтобы ему как можно быстрее сделали протезы. И вернулся в профессию, и прыгал с парашюта на протезах. Хотя я не представляю, как это можно сделать. А мог бы впасть в депрессию: у меня ног нет или ещё чего-то. Человека, у которого есть цель и который понимает, ради чего он это делает, не останавливают даже такие потери, которые считаются безвозвратными. Самое важное в жизни – найти её смысл. Бессмысленная жизнь – болезненная и убийственная.

«Чтобы пост был не диетой»

Отец Сергий, все это очень полезно и интересно. Но, увы, полос в газете всего 16. Поэтому я предлагаю вернуться к практической части Великого поста. Сегодня не редкость, что в семье постится только один из членов. А бывает, что некоторые крайне негативно настроены на соблюдение поста. Как быть в этой ситуации? Как не поддаться соблазну?

— Если люди сознательно сопротивляются Церкви в чей-то семье и из этого ругань происходит, то тут надо смотреть индивидуально, как поступать.

Я знаю много примеров, когда женщины ходят в храм и строго постятся, а члены их семей – нет. И запах вкусных вещей постоянно ощущают. Это опять мы возвращаемся к тому, что если человек приобрёл реальный духовный опят, то все, что другим кажется приятно пахнущим, соблазнительным, он уже по-другому воспринимает. Если человек имел опыт связи невкусной (с точки зрения большинства) еды (вода, хлеб) с положительно окрашенным эмоциональным состоянием, то уже ни на что не променяет эту простую пищу на дорогую.  Он понимает, что если сейчас съест что-то вкусненькое, то потеряет более важное. Другое восприятие. Человек, чтобы не потерять это духовное состояние, даже не хочет выходить из него. Он уже и не готовит особо.

Отец Сергий,  что бы Вы пожелали читателям нашей газеты?

Чтобы Господь, когда они будут поститься, посетил их своей благодатью, чтобы они приобрели духовный опыт; чтобы пост был не диетой, а именно живым действием для них. Таким таинственным соприкосновением Бога и человека.  Тогда и к счастью откроется коридор, и всё по-другому будет восприниматься. Даже та самая еда. Пусть Господь посетит благодатью своей тех, которые, в какой они могут мере, приступили к важному делу и почувствовали, что это такое.

Беседовала Ирина Якунина

Поделись с друзьями:

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять