Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Комбинации взросления

В Козельский район переехал один из сильнейших в стране педагог по шахматам Александр Бугаев. Мы встретились с ним и узнали, как за игровой доской воспитать в ребенке характер. А также – возможно ли в наше время научить подростка ставить “мат” слабости и бескультурью.

“В шахматах нет сантиментов”

Александр Михайлович, как Вы познакомились с шахматами, в каком возрасте начали играть?

Играть я начал со второго класса. Самоучка. В кружки не ходил. Земной поклон надо отдать моему дяде Андрею Егоровичу Бугаеву. Мой отец старший был в семье, а дядя Андрей – младший. Он был страстный шахматист. Играл не слишком сильно, но любил. И когда приезжал к нам, сразу хватал меня за руку и тащил играть в шахматы.

Учась в университете, был членом шахматного клуба. Принимал участие во многих соревнованиях. Результаты, правда, были скромные. Сказывались пробелы в теории – пришлось “дообразовываться”. А когда с семьёй переехал в Воронежскую область, то времени на игру хватать не стало, переключился на тренерскую работу.  В детской спортивной школе под меня открыли шахматное отделение. Результаты были неплохие. В те годы Воронежский областной спорткомитет победителям шахматных турниров выделял путёвки в детский лагерь «Орлёнок». Так вот… пять моих воспитанников из Новохопёрстка за 2 года забрали пять путёвок. 

А лучший мой тренерский результат – это моя ученица Софья . С ней занимался три года. К концу наших занятий Софья заняла 10-е место по России и 9-е – в Европе.

Занимался с детьми не только шахматами, но и математикой. Я окончил Иркутский государственный университет имени А.А. Жданова. Прикладная математика с правом преподавания в высших учебных заведениях.

Мы были нацелены на работу в оборонной промышленности. Но к тому времени началось разоружение, всё развалилось. И мне не пришлось работать в армейских структурах. Работал в школе. 28 лет педагогического стажа.

Брался за клинические случаи, когда ребёнок ну совсем был ноль в математике, но при этом по другим предметам успевал хорошо. Призёр муниципального уровня по русскому языку и литературе, а из-за математики должна была уйти из школы после 9-го класса.  Совместными усилиями вытащил её на хороший уровень. Девчонка успешно окончила 10 и 11 классы.

— На Ваш взгляд, какие качества воспитывают у ребёнка шахматы?

Думаю, и шашки, и шахматы учат детей принимать самостоятельные решения, особенно правило: «Взялся – ходи». Вроде такое незначительное правило, а на самом деле оно формирует твёрдый характер. Занимаясь с детьми, я и родителей просил, настаивал, требовал: даже если  ребёнок будет слёзы лить, ни в коем случае не разрешать ему перехаживать. Иначе вся эта начинка разрушится. Не будет той самой ценности. И в решающий момент человек может дрогнуть.

А с какого возраста лучше начинать заниматься шахматами?

Тут нет одинаковой точки зрения. Об Арсении Нестерове, нашем юном гении, играющем в шахматы с пятилетнего возраста, говорить не будем. А для среднего ребёнка это где-то класс третий. Ну что такое первый класс? Он только от мамки оторвался. На всё смотрит восторженными глазами. Его больше моторика привлекает, нежели логическая взаимосвязь.

А шахматы – игра рациональная. Больше присуща мальчишкам, мужчинам. Тут нет сантиментов. Если надо подрезать – значит, надо. Эмоции внутренние, очень взрывные и проникающие в душу. Личный пример: во время напряжённой игры горят щёки, даже уши загораются. Такое волнение охватывает… Думаешь, рассчитываешь, выслеживаешь, ловишь. Та же охота. Мини-война на клеточной доске. 

И поэтому возраст – это где-то второй-третий класс. За это время ребёнок немного абстрагируется и начинает чувствовать логику. Можно, конечно, и раньше – каждый ребёнок созревает неодинаково. У меня сын и старший внук начинали играть с первого класса, но природного горения у них нет.

Умение достойно пережить проигрыш – важная черта характера

Тогда спрошу, когда лучше начать заниматься шашками? Они же проще, простите мне мою женскую логику…

— А вот шашками посоветовал бы начинать заниматься раньше. Уже в первом классе, потому что шашки – игра быстротечная, в ней меньше всяких условностей.

Из своей практики скажу: я обучение детей шахматной игре с нуля начинаю всегда с шашек. Почему? Несколько причин. Первая – шашки легче усваивается детьми. Партия протекает быстро. В шахматах это намного дольше, там много разных правил, гораздо больше ходов. Там всё сложнее.

Вторая причина – проверка маленького ребёнка на стрессоустойчивость. Проигрыш – тоже важный элемент воспитания. Умение достойно пережить проигрыш – важная черта характера. А как по-другому? Ты сам ходишь, своими руками создаёшь ситуацию. Кто виноват? Только ты. Без поражений не бывает побед.

Был у меня случай: бабушка за руку привела в кружок внука: «Ваня хочет играть. В семье всех обыгрывает и во дворе тоже». Ваня стал ходить на занятия. Через неделю пошли конфликты, стал задираться. Не нравилось, когда проигрывал. А потом и вовсе махнул рукой: «Не нужны мне ваши шашки». Пришла бабушка, и выяснилось, что родственники ему поддавались. Вот он и возомнил, что земля крутится только вокруг него. Он – чемпион. А тут пришёл – и стал проигрывать. Психика не выдержала. Пришлось расстаться.

Поэтому полгода играем с ребятами в шашки. За это время дети себя перебарывают, учатся анализировать свои ошибки или отсеиваются.

Такая вот предварительная обработка. Также в шашках мы начинаем изучать географию доски, адреса клеток. Правила шашечные предваряют шахматные. Они перекликаются.

И ещё где-бы я ни вёл шахматные занятия, параллельно обучаю своих шахматистов игре в настольный теннис. И, как правило, к концу нашего обучения они хорошо играют и в настольный теннис. А некоторые приходят в кружок потому, что есть возможность поиграть в теннис. 

Нестандартный подход!

— Скажем так, у меня более гибкий подход к обучению. Суть ведь не в том, чтобы напичкать шахматами, а чтобы маленький ребёнок приобретал хорошие черты характера. Шахматы как самоцель – это неправильно.  Это когда ребёнок супер, когда он Боженькой поцелован, тогда да. Но такое бывает редко. У меня выработалась такая схема. Да, шахматы – это стержень, красная нить. Но красная нить претворяется шашечной программой и активными играми.

“Будем строить под Козельском родовое поместье”

В Козельском районе Вы – человек новый. Как получилось, что местом жительства выбрали Калужскую область?

Ради внуков. Дедушка я богатый: у меня восемь внуков. Считаю, семейные приоритеты выше общественных.

Выбор был осознанный. С сыном проехали не одну область. Остановились на Юдинках. Место замечательное. Будем строить здесь родовое поместье. Точнее, уже начали строить. За этот год сделали много: отсыпали дорогу, подвели свет, построили баню, тёплую бытовку, в которой сейчас живу, пока дом строим. Это теперь главная моя цель. Пришлось освоить печное дело. Своими руками сложил две печки. Греют хорошо. Зиму пережил комфортно.

Я вырос на земле. Знаю, что такое деревенский труд. Сын тоже этому обучен. Теперь занимаюсь внуками. У сына пять детей, трое – сыновей. Старший заканчивает второй класс и уже уверенно владеет топором. Младших тоже всему научу. Будем ходить в лес, рыбу на речке ловить. В городе этого же ничего нет. Ребёнку с детства необходимо прививать жизненные навыки, приучать с самостоятельности, а не опекать его. 

Кстати, приехав сюда, на участке поставил теннисный стол. Сделал сам. Для меня это нетрудно. Я же не только плотник, но ещё слесарь, сварщик. За свою жизнь штук 12 теннисных столов соорудил. Так вот, без преувеличения скажу, полдеревни приходило к нам играть. Лучшим стал Александр Бодров. В этом году наши баталии продолжим. А в будущем хочу построить и волейбольную площадку. Волейбол тоже обожаю.

Культура начинается со спецодежды

Вы, оказывается, мастер на все руки. Где всему этому научились?

Я же вырос в деревне. Первоначальным навыкам обучили дед и отец. Люблю работать с деревом. Преподавая в школе уроки технологии, теорию осваивал по книжкам. И труды, хочу заметить, мне больше нравилось преподавать, чем алгебру или геометрию. Здесь каждый урок не похож на другой. Во всём – творчество.

В математике приходилось врать. Ребёнок учиться не хочет, а я ему должен три ставить. Он это понял и «хвостом» бьёт. Этого не люблю. Мне хочется, чтобы искра была в глазах, чтобы человек работал. А дошло до того, что директор заставлял нас не ставить двойки, мол, травмирующая оценка. Мерзкое ощущение. Я люблю порядок, дисциплину и качественность труда. Подчёркиваю, качественность труда.

Каждый урок у меня начинался с того, что мальчишки, надев спецодежду, выстраиваются между верстаками в две или три колонны, и мы приветствуем друг друга.  Только так. Культура начинается со спецодежды.  Если будешь работать спустя рукава, сделаешь абы как. Не моё – и ладно. Этот принцип не признаю. Неправильно это. Так говорят временщики, у которых нет основы в жизни.  Им бы деньги хапнуть – и всё, высшая тоска наслаждения.

А ещё у меня вошло в практику на уроках, когда начиналась практическая часть, включать тихо музыку. Ребятам это нравилось. Это были песни 80-х годов в исполнении Вадима Мулермана, Валерия Ободзинского, Эдуарда Хиля, Высоцкого, ВИА «Самоцветы», «Лейся песня», «Песняры»…

Оказывается, все те песни, которые мы слушали студентами – это шедевры по сравнению с сегодняшней тупизной. Один раз мне пришлось (уже не помню, за что) наказать класс – музыку не включил. Что Вы думаете? Обиделись сильно, весь урок работали молча, ожесточённо. 

Когда уволился из школы, одна из родительниц, встретив меня на улице, посетовала: «Ну зачем же Вы ушли. Мой сын плакал. Домой приходил и пел Ваши песни».

Сейчас на уроки труда отводится всего один час в неделю.  А что сделаешь за один час? Да ничего. Что ввели взамен? Робототехнику и 3D-проектирование.  Это хорошо. Ребёнок должен развиваться. Но вводить надо не взамен, а плюс к тому. Ведь каждый мальчишка должен уметь элементарные вещи: забить гвоздь, просверлить, отпилить, саморез вкрутить или ещё что-то. А где ему научиться, если он воспитывается в неполной семье, как не в школе? У парня должны быть мужские обязанности.

Александр Михайлович, Вы так интересно рассказываете, что, я уверена, полрайона хотели бы, чтоб Вы занялись нашими детьми. Вы продолжаете преподавать те же шахматы?

Если честно, увольняясь с последнего места работы, думал, что на этом моя педагогическая деятельность закончилась. Но ошибся.

Сейчас идёт поголовная компьютеризация: с одной стороны вроде прогресс, а с другой – отупение. И вот нашлись трезвомыслящие родители, открыли для своих детей отделение русской классической школы. Я бы это назвал семейным обучением. Что-то преподают сами, кого-то приглашают со стороны. Вышли на меня. Как – не знаю. Попросили вести занятия по шахматам. В классе шесть детей. Занимаются с интересом. Сначала освоили шашки, прошли тест на стрессоустойчивость, теперь осваиваем шахматную теорию. Провели два турнира. Первый –новогодний, среди ребятишек. А второй – среди семейных команд. Участвовали не только дети, но и родители (мама или папа). Это говорит о заинтересованности родителей в воспитании детей. Что очень радует. Детьми необходимо заниматься.

Беседовала Ирина ЯКУНИНА

фото: Василий Батурин

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять