«Интервью» – фильм Федерико Феллини (16+)
Власть образа. Это единственная власть, которая есть у режиссера и писателя. И только образ «прописывает» мастера в вечности. Можно снимать картины с миллионным бюджетом, со звездами в каждом кадре, но если не будет образов – все деньги вылетят в трубу, и о фильмах никто не вспомнит.
Картины Феллини мы помним не из-за драматургии, не из-за блестящей игры артистов, а из-за образов, которыми его картины осыпаны, как новобрачные –сахаром.
Итальянская киностудия «Чинечитта», на которой происходят действия фильма – не фабрика звезд, а фабрика образов. «Интервью» – фильм о том, как эти образы создавались. И о том, как встреча с ними меняет судьбы.
Сам Феллини пришел на киностудию, будучи журналистом – взять интервью у кинозвезды. И… «пропал казак». Слоны, индейцы, декорации полей и неба (!) – это был язык кого-то Того, кто направил великого режиссера по Ему нужному пути.
Бог всегда разговаривает с миром образами. (“… образ устремляется в бесконечность и ведет к Богу” – Андрей Тарковский). Но их лучше всего считывают писатели, художники и режиссеры.
«Интервью» – фильм автобиографический. Феллини говорит о кино: об актерах, о пробах, веселье, царящем в киностудии; об одном вечном маскараде, разыгрывающемся на съемочных площадках. О «странных лицах» и – простите за навязчивость – образах. В конце концов, только они окружают нас всех.
История? Любовный треугольник? Интрига? Ничего этого в «Интервью» нет. А зачем? Вот машина с Феллини и Мастроянни (в костюме чародея) проезжает мимо развешанных белых простыней…Все? Нет, они едут к Аните Экберг из «Сладкой жизни».
И если вы не понимаете, причем здесь белые простыни, чародейство и Анита Экберг, значит вам «Интервью» не понравится. Как и любое кино Феллини.
…Я и сам не понимаю, что тут к чему, но власть образов – всегда тираническая, не надо их понимать, просто восхищайтесь. До самых финальных титров (эпитафий).
«Лучшее предложение» от Джузеппе Торнаторе (16+)
Несколько месяцев не смотрел кино. Но вот решил всё бросить и выбрал из длинного списка обязательного к просмотру «Лучшее предложение». Не пожалел. Это один из самых красивых и интеллектуальных фильмов последнего десятилетия. Настоящее итальянское кино, которое, как итальянский климат, ласкает глаза и душу.
В центре внимания – пожилой аукционист. Он сходит с ума от русской живописи (что уже повод посмотреть кино!) и от женских портретов. Для него картины – способ наслаждения, в том числе физиологического. Женщины у парня никогда не было, только на полотнах. Но однажды он влюбляется в ту, которую никто никогда не видел. Она боится людей и открытого пространства и поэтому много лет провела взаперти. Правда, заперла она себя в роскошном замке, набитом антикваром с пола до потолка – наследство от родителей. Все это мисс хочет продать и нанимает нашего героя для составления каталога.
Для стареющего аукциониста старый особняк – это не просто территория денег, это территория любви. Особенно, когда есть бонус в виде молодой красотки, которая так нуждается в заботе и в нежности! В общем, любовь сошла с полотен, как благодать с икон. И – как это часто водится в хорошем кино – герой стал меняться. Конечно, в лучшую сторону. Поменять себя на пороге смерти из-за любви – для современного европейца, похоже, мечта несбыточная. Иначе бы они так не рефлексировали на эту тему в книгах и в кино. Сюжет и смыслы ставит «Лучшее предложение» в один ряд с другим прекрасным итальянским фильмом «Нежность» (режиссер – Джанни Амелио). Где тоже влюбленность пожилого в молодую. И настолько смелый и откровенный финал, что после него ещё неделю надо приходить в себя!
А пока приходишь – думаешь, мыслишь! Таким и должно быть произведение искусства. К зрительскому счастью – кинокартин, которых можно назвать именно искусством, в галереях торрентов всё больше!
Осталось только не прогадать с выбором! Светский ЭКРАН – в помощь!
«Любовники». Сериал режиссера Марка Майлода (18+)
«Золотой глобус» за лучший сценарий, десятки других наград по всему миру, выраженные в буквах экстазы кинокритиков. И, я вас уверяю, вам хватит одной серии, чтобы воскликнуть: «Да, черт возьми, это правда шедеврально!» О, и как проникновенно все, и как эротично, и какая красотка эта главная героиня! И попка у неё – самое то для крупного плана (да простит меня актриса Рут Уилсон)…
Начнем по порядку! Почему «шедеврально»? События в фильме представлены глазами двух любовников – его и её. Причем одни и те же события они описывают по-своему. То есть, по-разному. Здесь надо передать привет сценаристам – это Хагай Леви и Сара Трим. По сути «Любовники» – тот случай, когда всё сделали сценаристы.
Блестящее знание психологии мужчины и женщины – до деталей и потому – до мурашек. При этом драматургия крутится не только вокруг отношений любовников, но и вокруг ещё чего-то, что произошло, к чему оба они причастны, но о чем зрители первые пять серий догадываются слабо. Мы просто видим героев на допросе, они рассказывают свою историю, и понимаем: что-то случилось. Но что? Потом, когда понимаем – к серии так восьмой – начинает держать другой вопрос: а причем здесь наши герои, наши лапочки, которых мы так полюбили?! Словом, капканов для зрительского внимания в сериале хватает. Особенно в первых сериях.
Почему «проникновенно»? Это касается игры актеров и того, как их и натуру «ласкает» камера. Съемки проходили на берегу океана, и оператор сделал все, чтобы вам срочно захотелось оказаться в этом небольшом городке, где повстречались Ноа и Элисон (так зовут любовников). Ночи, тела, песок, волны, пот, секс… Коктейли, дети, лошади, костры, рыба, секс… Домик на берегу, пустые трассы, скорость, танцы, звезды, нежность и … (подставьте нужное слово!).
«Любовники» – это вообще один из немногих сериалов, где сцены любви и нежности сняты волшебно!
Впрочем, эротических сцен не так много, как вам могло показаться. Акцент все-таки сделан на психологии отношений. И не только отношений между любовниками, но и между ними и их законными супругами. Между жителями городка, в котором происходит действие. Между героями и следователем. Чистейший фрейдизм по смыслу! Примесь Куросавы по сценарию!
Ах да, надо ещё рассказать о сюжете… Писатель, учитель, отец большого семейства вместе с женой и детьми едет отдыхать на виллу своего тестя в околоокеанское захолустье. Здесь он знакомится с официанткой, которая недавно потеряла своего маленького сына. У неё есть муж, больная бабушка в клинике и полусумасшедшая мать. Что общего между многодетным писателем и бесцельно живущей официанткой? То же, что объединяет многих – они потерялись в жизни, а главное – в любви. А ещё – нечеловеческого уровня эгоизм. Каждый хочет получить от вспыхнувшей страсти максимум пользы – вдохновения, счастья, понимания, нового жизненного виража… Но в итоге – разрушены две семьи. Сломаны судьбы. А любовь? Что с ней? Стоила игра свеч? А вот что стало с их любовью – вы посмотрите сами!
Первых четырех серий и последней будет вполне достаточно для получения кайфа от «Любовников». Первый сезон сериала уже есть на всех торрентах. Ждём продолжения!
«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (18+)
Режиссер – Андрей Кончаловский
Пока Андрей Сергеевич принимает поздравления с получением «Серебряного льва» за свой очередной шедевр «Рай», есть смысл поговорить о прошлом фильме режиссера «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».
Сразу скажу, что ругать это кино я не буду. Не буду говорить, что Кончаловский снял ужасную чернуху о русских и о России.
Отнюдь! Пересмотрев этот фильм, я ещё раз убедился, что Кончаловский –
патриот! И в каждом плане его фильма – искренняя и огромная любовь к России и ее жителям. Трепет, восхищение, восторг…
И жалость. Куда без нее, когда речь идет о любви.
На фоне великих по красоте пейзажей русского севера великий русский режиссер рассказывает о великой душе русского человека. Вот и весь синопсис этого фильма.
Да, пьют. Да, не устроены в быту. Да, нарушают закон. Но душа-то у них болит. За детей своих, за страну, за односельчан. Тот же главный герой, когда у него воруют мотор, переживает в первую очередь о том, как он будет людям хлеб и пенсию теперь доставлять? Начальство новый мотор обещает купить только через несколько месяцев. Казалось бы, расслабься, мужик. Зарплата капает, а ты отдыхай, ожидая «реквизит». Но нет. Он бегает по всем знакомым, занимая деньги на мотор. Жители дальних деревень не смогут эти месяцы без почты, ведь, в конце концов, для многих из них почтальон – это единственный человек, с которым можно поговорить.
Деревенский почтальон сегодня – это и брат, и священник, и судья. В этом смысле образ современного душеносца Кончаловский выбрал гениально.
А как в деревне чувствуют эпоху! А как чувствуют всё, что происходит вокруг! Живут себе где-то в глуши, но мысли их и в мегаполисах звучат актуально и цепляют своей откровенностью мутное сознание городского обитателя:
— Да, Лех, вроде пенсию платят, и магазинах всё есть, а люди всё равно нервные.
— Время такое, Юра…
Да, знал Кончаловский, что приедет из своей экспедиции на Север не с пустыми руками… Как и знал, что не останется без призов на европейских фестивалях, где любят русского человека. Ох, как любят!
И пару слов о значении фильма для всего искусства. Наша литература 20 века, как известно, выжила и выстояла благодаря «писателям-деревенщикам». Распутин, Астафеьв, Белов, Шукшин, Солженицын… Деревенская проза буквально спасла наш язык. Кончаловский первым догадался, что деревенская тема спасет и наше кино.
«Деточки» Дмитрия Астрахана (18+)
Когда я был маленький, и когда на экране еще не загоралась заплата «18 +», я любил смотреть фильм Дмитрия Астрахана «Контракт со смертью». Фильм о том, как у опустившихся людей забирали органы и всаживали их более достойным. Пробирающий сюжет! За полтора часа, пока шло кино, мальчик взрослел на несколько лет. Спустя годы я рассказал о своих впечатлениях режиссеру лично. Астрахан в ответ посоветовал свой новый фильм: «Тогда тебе понравятся и мои «Деточки», посмотри обязательно!» Посмотрел. Теперь почти седой.
Деточки – это воспитанники детского дома, которые убивают педофилов, бандитов, маньяков и взрывают наркобаронов. Этакие мстители, партизаны городских трущоб, будущие rassolniki (!), народные герои… Конечно же, у них есть вдохновитель. И это, конечно же, болеющий за Родину бывший гэрэушник, а ныне – физрук детского дома, дядя Вадя. Стоит ли говорить, кто в картине антипод? Правильно! Коррумпированные, жестокие, равнодушные (и далее по списку) взрослые!
Не думайте, что у столь гениального режиссера все так плоско. Нет, вот же, дядя Вадя в момент задержания все объясняет: деточки – это, оказывается, ангелы мщения, которые присланы человечеству в наказание за его грехи накануне Апокалипсиса.
Известный узкому кругу факт: Апокалипсис – это Откровение о красоте, а не о конце света. Вероятно, поэтому так красиво деточки расправляются со своими жертвами (триллер!). И, вероятно, поэтому такой красивый, библейского масштаба финал!
Астрахана можно назвать Палаником российского кино, он столь же крут, непредсказуем и своеобразен. Кино-альтернатива! Вот и «Деточкам» предрекали успех культового «Бойцовского клуба», называли будущей бомбой интернета. До народности фильм пока не дорос, но зачатки есть: режиссера уже обозвали «маньяком», а фильм не пустили в широкий прокат. Всё как мы любим!
Внимательные зрители прочитают в титрах, что «Деточки» – это сказка. Сказка для взрослых. Ключевое слово – «взрослых». Фильм-предупреждение. Фильм-метафора – пожалуй, самая сильная за последние годы.
При просмотре спрячьте ножи от своих малышей!
P.S. Особенно рекомендую посмотреть современным российским сценаристам, обожающим изобличать действительность и выдумывать героев. Всем мировым кинематографом давно доказано – героев не бывает. Бывают демоны и ангелы. Взрослые и деточки.
Ваш комментарий будет первым