Сегодня Владимир Путин, обращаясь к Федеральному Собранию с ежегодным посланием, немало говорил о развитии туризма. Что касается Калужской области, то президент, прежде всего, упомянул Боровск и Тарусу в списке городов, которые должны войти в расширенную версию популярного среди россиян маршрута по Золотому кольцу. Если раньше в него входило всего восемь точек (Москва — Сергиев Посад — Переславль-Залесский — Ростов Великий — Ярославль — Кострома — Суздаль — Владимир), то в последнее время активно заговорили о том, что пора бы оттянуть турпоток и на другие русские города. Причем среди претендентов называли не только Тарусу и Боровск, но и Козельск.
Сегодня Владимир Путин Козельск не упомянул. Однако это не значит, что планы по развитию города как туристического центра, похоронены.
Надо понимать, что президент не мог огласить весь список туристически привлекательных городов. К тому же выражение «Золотое кольцо» в контексте туризма уже давно стало всего лишь символом. Для специалистов и экспертов в области туриндустрии это не столько название конкретного маршрута (конкретный прочно ассоциируется с той большой восьмеркой, о которой мы сказали), а сколько повод для того, чтобы привлечь внимание к той или иной территории в ЦФО. Вот и Владимир Путин дословно сказал: «Регионы Центральной России смогут на качественно новом уровне обустроить и расширить маршруты Золотого кольца». У Козельска с точки зрения истории шансов быть включенным в золотой фонд туристических городов не меньше, чем у Таруса и Боровска.
Другое дело, что и Боровск, и Таруса уже давно стремятся быть лидерами гостеприимства и, по крайне мере, презентуют себя на разных площадках, развивают событийный туризм, прорабатывают маршруты внутри своих городов. Козельск же только-только начинает этот путь, у экспертов он еще не на слуху. Это обидно, но это — факт (автобусы с паломниками, для которых Козельск — лишь городок, купала которого они видят из окна, в расчет не берем).
Но само по себе, что президент вдруг заговорил о расширении Золотого кольца, и что, называя Тарусу с Боровском, он как бы приблизил к Козельску турпотоки, уже должно подбодрить нашу местную власть, побудить её к активным действиям.

Какие должны быть действия, президент тоже дал понять.
Владимир Путин: «Кроме того, нам нужно сформировать дополнительные возможности для студенческого туризма. И уже в этом году запустить пилотные проекты, включая проживание в университетских кампусах и общежитиях других регионов для студентов, которые летом отправятся путешествовать по стране». Примерно то же самое президент сказал и про школьников. Не надо быть предсказателем, чтобы со стопроцентной гарантией предположить, что после этого заявления туроператоры и разные организации сделают все, чтобы привести тысячи автобусов в Калугу, в колыбель космонавтики. И здесь надо лишь не растеряться козельским представителям индустрии и нашим чиновникам — ведь прекрасно известно, что уже есть «космический» маршрут для школьников, в 2021-м году по нему поедут учащиеся российских школ. По тому же пути могут отправиться и студенты.
Другое дело — готов ли Козельск к студентам? Ведь это совсем другая аудитория. Те, кто точно оценит, кто точно запомнит, кого никак нельзя разочаровывать. Нужны современные экспозиции, гиды, разговаривающие с молодежью на одном языке; нужны точки питания, нужны «фишки», завязанные на Интернет, нужны, в конце концов, объекты или фестивали, способные вывести название нашего города в топы социальных сетей.
Все это надо придумывать, разрабатывать. Необходимо содействовать инвесторам с турпроектами, которые, к счастью, приходят в район. Причем с проектами, которые в том числе ориентированы на молодежь. Тот же фестиваль для выпускников «Седьмой лепесток» предлагает организовывать компания, которая строит парк «Алфавит». Но содействовать — значит, идти навстречу. Иногда нужна лишь инициатива — кого-то собрать, объединить, подключить… Но пока даже инициативы особо не видно. Об этом говорят те же инвесторы.
Мы понимаем, что школьники и студенты — это не вся аудитория, которая путешествует по России. Внутренний туризм набирает обороты, в стране просыпается интерес к родной культуре и истории. Все популярнее становятся семейные поездки по городам и весям.
Но если студенты лишь заехали в Козельск на автобусе и, в лучшем случае, перекусили, то вот людям постарше — да еще с детьми — необходимы условия на порядок выше.

В своем послании Владимир Путин затронул и эту тему.
«Уже в ближайшее время будет запущена программа льготных кредитов на строительство и реконструкцию гостиниц, другой туристической инфраструктуры. Ставка по таким кредитам рассчитана на 15 лет и будет составлять так же три — пять процентов», — сказал президент.
Дело остается за смельчаками. Кто решится рискнуть и вложить деньги в туриндустрию? Но таких смельчаков будет гораздо больше, если они поймут, что в районе не только отдельные люди при власти их готовы поддерживать, а что поддержку в районной и городской администрациях готовы оказывать системную. Во всех плоскостях — от юридической до маркетинговой.
В целом же — и это должно окончательно убедить действовать тех, кто видит Козельск многолюдным — в стране запускается новый национальный проект в сфере туризма (президент так и сказал). Это шанс. И чтобы его не упустить, пора выходить из пандемического сна.
Андрей Касаткин, специально для газеты «Козельск»