Сотни самых разнообразных спецавтомобилей с этим логотипом сегодня колесят по дорогам России и стран ближнего зарубежья. Каждый из них уникален и призван решать разные задачи: исследовать и ремонтировать, спасать и защищать, строить, а иногда всё это делать одновременно. А сколько оборудования с логотипом КоМЗ установлено на газоэнергетических и нефтеперерабатывающих предприятиях? Даже представить трудно! И всё это изготовлено рабочими Козельского механического завода.
Мозговой центр
Мы отправились на мехзавод, чтобы своими глазами увидеть, как на свет с помощью светлых умов и умелых рук появляются чудо-автомобили и оборудование для основного потребителя – «Газпрома».
На проходной нас встретил первый заместитель генерального директора Алексей Нестеров и повёл не на производство, как мы ожидали, а в управление… «Сначала нужно увидеть мозговой центр нашего завода – конструкторско-технологический отдел, —говорит Алексей Леонидович. — Там рождаются все конструктивные решения, и только после, в процессе производства, рождается конечный продукт».
Услышав эти слова, в голове мысленно предстала унылая картина: тучные люди в очках что-то чертят на досках… Но, приоткрыв дверь просторного кабинета, увидели совсем молодых людей, сидящих за мониторами. «Работаем в программе, которая позволяет конструировать в любом формате, поэтому от бумажных носителей давно отказались», — пояснил руководитель конструкторского отдела Максим Мацегора.
Газоперекачивающие агрегаты, системы выхлопа и утилизации тепла, выхлопные устройства, воздухоочистители, блок-контейнеры… Номенклатура выпускаемой для «Газпрома» продукции огромна – так же, как и сами изделия, отметил главный конструктор: «Система воздушного тракта, над которой мы трудимся, более 20 метров в высоту. Для этой махины будет построено крупногабаритное ангарное укрытие – надёжное и прочное, выдерживающее любые сейсмические колебания».
Даёшь «Нашествие»!
Команда Максима Мацегоры конструирует не только оборудование для «Газпрома», но и спецтехнику на колёсах для «Транснефти», МЧС, медиков, учёных и даже для шоу-бизнеса. Да-да, кто был на последнем рок-фестивале «Нашествие», наверняка оценил киловатты супер-звука – не на каждом опен-эйре удаётся выдать такую качественную акустику. А нашим заводчанам это сделать удалось.
«Тренировались на первой машине, которую изготавливали для «Российских сетей вещания и оповещения», — рассказывает главный технолог Владимир Степнов. — По техническому заданию в машине должно было быть такое звукоусилительное микшерское оборудование и громкоговорители, чтобы с помощью него на открытой местности можно было сымитировать акустику Красной площади для репетиции парада Победы. Эксперимент оказался удачным, и наш заказчик предоставил эти автомобили организаторам «Нашествия».
Немыслимые задумки – в жизнь
Неужели для конструкторов-технологов мехзавода нет ничего невозможного? А проведём-ка мы для них разведку боем. «Владимир, давайте представим, что мы приехали к вам с Дальнего Востока, чтобы заказать супернавороченный мобильный маммограф. И не какой-нибудь, а японский. Слабо?» — спросили мы главного технолога. «Главное, чтобы были деньги, а с поставкой оборудования договоримся хоть с Америкой, — смеётся Володя и тут же берёт инициативу в свои руки. — Вам на базе какого шасси? Можем установить на КамАЗ, «Урал» или на Volvo. Учтём и ваши дальневосточные климатические условия – кузов-фургон изготовим по бескаркасной технологии из многослойных клееных сэндвич-панелей, выдерживающих 50-тиградусные морозы».
Что ни говори, а сборкой спецтехники на КоМЗе заниматься умеют, а главное – любят. Несмотря на малые габариты фургона, в него, как по взмаху волшебной палочки, вмещаются большие потребности заказчика. Например, в кузове слесарной мастерской 2,5 на 6 метров находится место не только для 100-киловаттного генератора, но и для шести пассажирских сидений, и для рабочей зоны со станками и верстаками, и для сварочных аппаратов. «Надо проявлять смекалку, искать конструктивные технические решения. Это самое сложное и самое интересное в нашей работе», — признаются ребята.
Вагон-дома, бани, сауны, душевые, кухни-столовые, ФАПы, лаборатории, штаб-переговорные – всё это тоже изготавливается на козельском мехзаводе и разъезжается по всей России.
Дирижёр производства
Качественно и в срок – главный приоритет у всех заводчан. Выбиваться из графика здесь не положено. Да и не получится – за ходом работы следит и координирует «всевидящее око» руководителя центра планирования производства Павла Бондаренко. Он, словно дирижёр огромного оркестра, организует весь процесс и «сшивает» между собой работу всех подразделений завода. Каждому – по заданию: конструктору – документы разработать к определённому числу, технологу – подготовить производство, снабженцам – закупить материалы. Результаты проделанной за смену работы тоже стекаются к нему. «Для каждого заказа строится график производства, который раскладывается по этапам. Это очень удобно и для рабочих, и для руководства. В любой момент можно зайти в сеть внутреннего пользования и отследить стадию его готовности, — объясняет Павел. — Поэтому если на каком-то этапе возникают проблемы, мы их оперативно решаем».
Трудно поверить, что такой молодой человек управляет всем производственным процессом. Впрочем, удивляться нечему: большую часть руководящих должностей на заводе занимает молодёжь. Для перспективных и целеустремлённых здесь всегда горит зелёный свет. Причём не только для инженерно-технических работников, но и для рядовых заводчан.
«Металл для меня – живой материал»
Наконец, мы дошли до основного производственного цеха, где изготавливается оборудование для газоэнергетических и нефтеперерабатывающих компаний. Сегодня здесь ведётся сборка комплексного воздухоочистительного устройства для одного из объектов «Газпрома».
На каждом участке кипит работа: гудят станки, летят искры от сварки, краны плавно переносят многотонные металлоконструкции с одной монтажной площадки на другую.
Ныряем в правое крыло, где расположен заготовительный участок. Здесь происходит раскрой металла на необходимое количество деталей всевозможных размеров и конфигураций. Вручную такие замысловатые комплектующие выпилить просто невозможно. Да и не нужно утруждаться – для этого есть новенький лазерный комплекс, оснащённый ЧПУ. Управляет умной установкой всего один человек – оператор Андрей Безух. Заложив параметры в компьютер, специалист берёт в руки пульт, и лазерная струя, словно нож по маслу, начинает резать толстый 12-миллиметровый лист металла.
«Очень крутой станок! — восхищается Андрей. — Я до этого работал на плазменной резке, но это всё не то.. по сравнению с лазером. Работа у меня интересная, всю жизнь мечтал стать производственником, но судьба сначала в армию привела, где до 2011-го года служил механиком по вертолётным двигателям. На завод взяли контролёром ОТК. Но мне стало скучно – перевёлся сюда. Металл для меня – живой материал. Чем он толще, тем меньше скорость среза. «Нержавка» тоже помедленней идёт, потому что тугоплавкая. А вот «черняга» – помягче».
«Чтобы рука не дрогнула»
После лазерного комплекса отправляемся на слесарно-сварочный участок, где происходит сборка деталей. Здесь работает один из лучших заводских электрогазосварщиков Вадим Лагутин. Глядя на то, какими ровными ювелирными швами он соединяет части конфузора, невозможно сдержать восторга – отличная работа настоящего мастера!
«Про меня в газете в ноябре 2015 года писали – на День машиностроителя, — улыбается Вадим. — Я на этом переделе долгое время трудился слесарем, поэтому весь процесс знаю «от» и «до». А потом решил стать сварщиком. Сначала в качестве ученика работал в паре с Иваном Григорьевичем Городничим. Смотрел, как он работает, перенимал опыт. Он давал электродом поводить – накладывал прямые швы, самые простые. А теперь во всех пространственных положениях свариваю. Конструкции всегда разные, редко повторяются. Поэтому надо уметь читать чертежи, чтобы при сваривании сложных соединений рука не дрогнула».
Проходя мимо рабочих мест, отмечаем, что территория производственного цеха огромная, переделов много. Здесь и оборудование вакуумной формовки, и дробеструйная установка, очищающая металлическую деталь от поверхностных загрязнений. Рядом – покрасочные камеры, где эта же деталь покрывается защитным слоем эмали. «Толщина слоя разная – всё зависит от срока службы изделия и, конечно, от желания заказчика, — поясняет маляр Ольга Ковалёва. — Поэтому и краска у нас всегда разная, и изделия редко повторяются».
Производственный процесс КоМЗа – штука увлекательная. На каждом переделе, в каждом цехе — интересные станки, за которыми трудятся не менее интересные люди – фанаты своего дела. Вот и на соседнем участке, где готовилась к отправке очередная партия продукции для газопровода «Сила Сибири», мы познакомились с двумя станочниками, Александром Михеевым и Михаилом Фуршевым. Оба обожают работать с деревом, поэтому изготавливать упаковочный материал для них как воздухом дышать: «Фанера, брус, доски – у нас всё в ход идёт. Сколачиваем ящики, поддоны самых разных размеров. Главное, чтобы продукция к заказчику пришла в целости и сохранности».
Удивительно быстро пролетело время, проведённое на заводе. Уже конец смены, а мы ещё не видели ту самую чудо-технику на колёсах. Вместе с нашим сопровождающим Алексеем Нестеровым спешим на открытый склад готовой продукции. Здесь стоят в ожидании отправки вагон-дома. Внутри каждого – два спальных отсека на 8 мест, шкафы для одежды, плита, раковина, холодильник, обогреватели. «Эти дома скоро отправятся на северные буровые для вахтовиков, — поясняет Алексей Леонидович. — А если потребуется, то и целый вагонный городок для них в кратчайшие сроки изготовим. Наши профессионалы справятся с любой задачей».
Свидетельница истории – живая легенда
Так мы назвали председателя профкома мехзавода Лидию Борисовну Савченко. Это действительно живая легенда – на козельском заводе эта женщина трудится 62 года. А ей, заметим, уже 82!
«Пришла ученицей-шлифовальщицей, потом токарем работала. Окончила машиностроительный техникум и стала инженером по строительству. А общественной работой занимаюсь аж с 67-м года, когда меня избрали секретарём комсомольской организации.
Мне повезло – я застала время, когда директором был Сергей Михайлович Полуэтков. С 1953 по 1976 годы он построил настоящий завод. До него здесь были обычные мастерские, в которых изготавливали телеги для гужевой тяги. И только при нём мы начали выпускать спецтехнику. Директор заботился не только о производстве, но и о благе своих рабочих – начал строить для них дома, создавал инфраструктуру. Появились клуб, школа. Вскоре нашу продукцию представили на правительственной комиссии в Москве, после этого начался экспорт наших машин за границу – в Ливию, Болгарию, Венгрию, Югославию, Чехословакию, ГДР, Польшу, Пакистан и Афганистан. Мы всегда старались расти и расширять границы сотрудничества, чем сейчас успешно занимается наше нынешнее руководство».
Вместе с руководством лидер профкома старается привлекать на производство и молодые кадры. Ведь стажисты уходят на заслуженный отдых, и им надо находить достойную смену. Одной зарплаты для этого мало – необходим соцпакет. Сегодня он ничем не хуже, чем на других предприятиях. Те же выплаты, льготы и поощрения. Так что слова «Спасибо за труд», размещённые на заводской проходной, подтверждаются на деле.
«Охота за головами»
Последние 15 лет на крупных промышленных предприятиях и производствах активно работает программа «Кадровый резерв» – это когда охота за умными головами студентов начинается уже со второго курса техникумов или вузов. На козельском мехзаводе это тоже практикуют. Например, главный конструктор Максим Мацегора начинает приглядываться к будущим конструкторам во время прохождения практики. Он говорит:
«Занимаясь с ними, я отмечал для себя лидеров, которым действительно эта работа интересна. Я сразу их предупреждал, что от того, какие результаты они покажут, будет зависеть дальнейшее трудоустройство. Я зачастую беру студентов с базовыми знаниями, но с горящими глазами. Обучаю ребят на месте, подключаю опытных товарищей. Но лентяев отсеиваю сразу».
«Я ведь тоже сюда пришёл без какого-либо опыта, — продолжает главный конструктор. —Приняли меня техником-технологом самой низшей категории – доучивался тому, чему не научили в техникуме. На поруки взяли опытные товарищи. Один из них, кстати, до сих пор работает здесь. Это Александр Васильевич Куц, который вывел меня в люди. А от моего прежнего начальника, который тоже начинал свою карьеру на производстве, по наследству перешёл значок с логотипом нашего завода. Так что не нужно бояться отсутствия опыта. Главное – чтобы было желание работать. Таких людей мы всегда рады видеть в нашей заводской команде».
На 2021-й год завод заключил контракты на сумму более 1 млрд. рублей. Для своевременного и качественного выполнения этих заказов созданы новые рабочие места. Двери отдела кадров всегда открыты для тех, кто умеет и хочет добросовестно трудиться. Заводчане будут рады принять в свой коллектив специалистов, нацеленных на успех.
Евгения Симонова
Фото: Виталий Верескун
Ваш комментарий будет первым