Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Избавиться от последствий “короны” не так-то просто». Разговор о реабилитации и необходимости вакцинации перед сезоном отпусков с заведующей Козельской поликлиники Ириной Славиной и терапевтом Галиной Тахтеевой

Ирина Германовна, Галина Николаевна. Начну наш с вами диалог с переиначенной в народе пословицы: «Кто не курит и не пьёт, от ковида тот помрёт». Вот и мои наблюдения это подтверждают – ни один из моих курящих и в меру “употребляющих” друзей не подхватил эту заразу. Даже в Китае в феврале 2020 года — в период разбушевавшейся инфекции — медики подсчитали, что из первых 1000 заражённых в Ухане и Гуанчжоу, курящих людей среди них оказалось 12,6%, ранее куривших – 1,9%, а вот никогда не куривших – 85%. Ирина Германовна, как Вы объясните такой парадокс?

— Да, такой парадокс имеет место быть. Но особенности новой инфекции COVID-19 изучены ещё недостаточно. Однако многочисленная статистика, накопленная по результатам изучения взаимосвязи между курением и респираторными заболеваниями, однозначно показывает, что курильщики намного уязвимее для ОРВИ и гриппа, чем некурящие, и тяжелее переносят любые инфекции дыхательных путей. Так что «висящее на стене ружьё в конце пьесы всегда выстреливает…».

Но нужно ли опасаться этого “ружья”, когда статистика говорит об обратном – коронавирус пошёл на спад?

— Действительно, цифры показывают, что случаев заражения инфекцией становится меньше – по сравнению с тем же апрелем, когда мы фиксировали и по 94 заболевших. Например, сегодня, 27 мая, мы зафиксировали 49 пациентов. Это не спад и подъём, потому как 17-го мая было 48 случаев, а 22-го – 60. Скажу так: ситуация – стабильная.

Как считаете, за счёт чего?

— Ну, конечно, не за счёт вакцинации. Вирус, переходя от человека к человеку, начинает терять свою силу. Понятно, что теперь люди, подхватывая коронавирус, переносят его более легко, как ОРВИ. Поэтому в поликлинику они не обращаются. И я молю Бога, чтобы к нам не вернулась ситуация декабря, когда выявлялось огромное количество пневмоний. Помню, как однажды зашла в кабинет к рентгенологу, которая в тот момент описывала снимки: 30-35 человек. И это – за один день! Было страшно, была паника: одна смерть за другой. У нас, к тому же, все терапевты в тот разгар переболели – и не в совсем лёгкой форме.

Галина Николаевна, знаю, что Вам и Вашему брату-терапевту несладко пришлось на тот период.

— Когда был пик заболеваемости — ноябрь-декабрь — стационары были переполнены. Проблематично было дозвониться до Калуги. И госпитализация была практически невозможна – полный перегруз всего. У нас терапевты до 23-х часов работали без обеда и перерыва. Нам даже районная и городская администрация выделяли машины. Слава Богу, всё это уже в прошлом. Сейчас ситуация иная. И меня, и всех радует, что панический синдром ушёл…

Действительно хорошо, что это время прошло. Но плохо, что теперь переболевшие “короной” люди до сих пор не могут избавиться от её последствий. Ведь их лёгкие превратились в тряпочку, появилась одышка и кашель. Ходьба и физнагрузки, понятное дело, при таких симптомах противопоказаны. Но, несмотря на них, люди, в частности мой знакомый спортсмен после выписки начинал «самовосстанавливаться» пешими прогулками. И каждый раз замечал ухудшения. В результате – обструкция лёгких и лечение в пульмонологическом отделении сильнодействующими препаратами и гормонами.  

— Нельзя в течение полутора месяцев никаких физических нагрузок! Поймите, погибла слизистая лёгких, бронхов, она “сожжена” вирусом. Лёгкие и сердце начинают работать под большим напряжением. Да, восстановление проходит очень тяжело: помимо сердечно-сосудистой системы очень сильно страдает память, концентрация внимания. Пациенты жалуются на боли во всём теле – выворачивает суставы. Поэтому подчеркну: при любых тревожных симптомах в период выздоровления необходимо срочно обратиться к своему лечащему врачу-терапевту.

Галина Николаевна, так получилось, что первые «ковидные» пациенты появились на вашем участке. Вы одна из первых приняли боевое крещение. Вам же пришлось разрабатывать клинические рекомендации по лечению и реабилитации. Предполагаю, что основная масса переболевших COVID-19 в настоящее время ещё проходит у вас курс реабилитации. Как терапевт, какие восстановительные рекомендации даёте своим пациентам? 

— Мероприятия многогранны. Это физиотерапия, лазер, массаж, дыхательная гимнастика в постковидном периоде. Постуральный дренаж назначается. Ну и витаминотерапия, препараты, улучшающие обмен веществ, в частности «Актовегин». Затем «Супрадин», «Аскорил». Если наблюдается обструкция, то назначаю консультацию аллерголога, пульмонолога. Часть таких пациентов, к сожалению, зарабатывает бронхиальную астму и уже состоят на учёте.

Что касается бронхиальной астмы, то к нам в редакцию на днях зашла наша читательница Вера Петровна. Оказалось, что она в кои-то веки вырвалась из своей деревни, пожелав привиться от коронавируса. А у неё – хронический бронхит, к тому же высокий сахар, давление.. И возраст – 74 года. Как в этой ситуации быть, Галина Николаевна?

— В инструкции по вакцинации хронический бронхит не является противопоказанием. Да, в пометке “с осторожностью” есть бронхиальная астма, сахарный диабет, склероз, либо сочетанная комбинация заболеваний. И в данном случае вакцинация должна решаться индивидуально. Если все эти заболевания компенсированы, то должен решать врач.

А может, нашей Вере Петровне вакцинация и вовсе не нужна? Она сохранила свой иммунитет, пережив страшное коронавирусное время у себя в деревне, ни с кем не общаясь. Или теперь она в особой зоне риска? Ведь к ней могут нагрянуть соседи-дачники, переболевшие или контактировавшие…

— Знаете, пенсионеры – здравомыслящие люди. На моём участке они носят маски, перчатки, санитайзером всё обрабатывают. А уж на своём огороде такая бабушка или дедушка к себе опасность близко не допустит.

Ну, хорошо. Тогда давайте вернёмся к Вашим пациентам, у которых после перенесённой инфекции здоровье сильно пошатнулось. В больших городах всё намного проще: санатории и профилактории быстро переквалифицировались в реабилитационные центры и потоком принимают бывших «ковидных». В Козельске такого центра нет. Что Вы советуете тем, кому восстановительные процедуры не помогли?

— Безусловно, я рекомендую всем своим пациентам санаторно-курортное лечение на Кавказе, поближе к Чёрному морю, где целебный воздух благотворно влияет на органы дыхания. Некоторым работающим лицам путёвки оплачивают, или они получают льготы в санаторий. Я рекомендую бронхолёгочные лечебно-профилактические учреждения. Некоторые пациенты уже вскоре поедут туда в отпуск.

Кстати, отпуск – не менее актуальная тема. Мой сын работает на градообразующем предприятии, где работодатель предупредил, что если кто-то из сотрудников поедет в отпуск за пределы города, то потом должен предоставить результаты теста, сделанного за свой счёт. А лучше – предварительно привиться.

— Да, лучше привиться. К тому же наверняка вакцину от коронавируса скоро включат в календарь профилактических прививок.

Ирина Германовна, что для этого нужно сделать? Сдать тест на наличие антител?

— Нет, не надо.

А если человек привился, но в нём уже сидела эта зараза?

— Ничего страшного. После прививки может, конечно, возникнуть лихорадочное состояние, повышение температуры. Просто нужно пить жаропонижающие препараты. Скорее всего, так себя проявляет Covid-19, с которым вакцина в данный момент борется. Это индивидуальная реакция организма. Но эти симптомы – ненадолго. После любой прививки, не только от ковида, могут появиться такие симптомы. Поэтому хотя бы в течение трёх дней человек должен за собой наблюдать, вести более спокойный образ жизни, не давать себе физических нагрузок.

Насчёт физических нагрузок Вы правы. Опять же, наша читательница Вера Петровна рассказала, что её сын играет в ночной хоккейной лиге Москвы. Один из его товарищей поставил прививку, а потом пошёл на тренировку. К тому же вечером вышел на лёд. Отыграв матч, мужчина почувствовал себя плохо, и он скончался до приезда медиков. А у него жена должна вскоре родить третьего ребёнка. Вот такая грустная история. Но давайте вернёмся к теме отпусков. Волнует следующий нюанс. Допустим, я поставила только одну прививку. До постановки второй ждать три недели. А если у меня завтра самолёт?  

— Значит, позже сделаете, ничего страшного.

А без второй прививки пропустят?

— Смотря, куда поедете. Если в санаторий, то нет.

Выходит, надо сначала позаботиться о прививке, а потом уже билеты покупать?

— Конечно. Но сначала надо выяснить. Некоторые санатории просто требуют справку от лечащего врача, а где-то просят предоставить свежий тест.

Ну уж нет! Теперь понимаю, что проще привиться и ехать себе спокойно в отпуск. Кстати, а какая вакцина сейчас имеется в ассортименте поликлиники?

— Первую вакцину мы получили «ЭпиВакКорона». Её мы уже привили, в наличии больше нет. Теперь у нас только два вида – это «Гам-КОВИД-Вак» — он же «Спутник V» — и «КовиВак».

А может так случиться, что человек привился “Спутником”, а к моменту второй постановки он закончился?

— Нам сразу на одного человека приходят две вакцины.

Очень хорошо! Ответ – в вашу пользу. А детей, насколько я понимаю, не прививают? Только с 18-ти лет?

— Именно так. Мы и пожилых людей не прививали первое время. Сейчас – уже делаем.

Галина Николаевна, а если человек в возрасте боится появляться в поликлинике? Ну, решил человек продолжить самоизоляцию…

— При необходимости мы выезжаем на дом. В прошлую пятницу я ездила к пациентке. С собой был противошоковый набор. Медсестра была рядом. Пациентке поставили прививку, посидели с ней полчаса, поговорили, понаблюдали за ней. Всё прошло хорошо. Но пациент в возрасте должен сам решать, прививаться ему или нет. Всё достаточно индивидуально и добровольно. Мы никого не принуждаем. Слава Богу, анафилактического шока ни у кого из пациентов не было.

Ирина Германовна, и сколько у нас на сегодняшний день привито жителей Козельского района?

— Сейчас – уже более 3 тысяч человек. И жалоб не было никаких, только в нескольких случаях –повышение температуры.

Галина Николаевна, что Вы можете добавить в конце нашей беседы?

— Единственное, что можно добавить – коронавирус достаточно разнообразен. Мои пациенты в последнее время обращаются с гастрологическими проявлениями: тошнота, рвота, диарея. Последний месяц я наблюдаю именно таких пациентов. Пневмонии же встречаются крайне редко, и все они в лёгкой форме.

Спасибо вам, Галина Николаевна и Ирина Германовна, за познавательную беседу. Думаю, многие наши читатели почерпнут из неё много полезного. Тем, кто всё ещё не привился, – максимально над этим задуматься. А тем, кто уже столкнулся с вирусом, – скорейшего восстановления.

Беседовала Евгения Симонова

Фото: Сергей Михеев/РГ

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять