Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

От туров по фермам до фестиваля самогона. В Козельском районе искали способы привлечь туристов

В Козельске прошло знаковое событие.  Официально это называлось стратегической сессией по развитию туризма в районе. А по сути это был массовый мозговой штурм, на который съехались представители туриндустрии области и России,  члены регионального правительства, руководители козельских предприятий, депутаты, чиновники, журналисты.

Как все происходило?

Гостей поделили на группы, каждая из которых должны была проявить креативность в разных направлениях туризма –  от промышленного до событийного (другие виды сельский, культурно-познавательный, экологический…).

Участникам предлагалось разработать маршруты для туристов, а заодно разобраться в целевых группах (туристы бывают разными), понять, что гости могут вынести из поездки по Козельскому району и как сделать так, чтобы они приезжали сюда не с однодневными экскурсиями , а оставались минимум на пару дней.

Команды подобрались на редкость солидные. Например, за одним столом будущее козельского туризма решали депутат госдумы Геннадий Скляр, заместитель командира дивизии  Юрий Загинайко, представители правительства.

За другим столом можно было увидеть председателя совета директоров агрофирмы  “Оптина” Петра Бишко, начальника  управления развития туризма министерства экономического развития Калужской области Елену Сергееву,  депутата молодежного парламента Нину Бурыкину…

Все абсолютно разные, но у каждого было, что предложить району,  да и Калуге с Москвой тоже. Ведь среди участников была, например, вице-президент Российского союза туриндустрии Ольга Санаева – человек в отрасли далеко не последний, готовый интересные маршруты воплотить в жизнь в самые короткие сроки. «Вы знаете, мне очень нравится все, что сегодня предлагают. Я не пожалела, что приехала», – эмоционально ответила вице-президент на вопрос областных журналистов.

Сегодня туристы – завтра козельчане

Стратегическая сессия в Козельске стала тем местом, где можно было не только дружно подумать на благо района, но и о себе рассказать.

«Мы, например, давно уже водим туристов по своим фермам и на молокозавод. Мы назвали этот маршрут “От поля до прилавка”, – рассказал председатель совета директоров агрофирмы «Оптина» Петр Богданович Бишко. – Люди видят огромную ферму на сотни голов, видят роботов, которые доят. Они в принципе видят, что такое коровы, и что молоко не сразу в пакетах появляется на свет. Наконец, мы привозим туристов  на молокозавод и показываем производство. Все это очень интересно. При этом мы не берем денег с туристов».

Бишко не стал скрывать, что такие акции в чем-то рекламные. Ведь увидев, как делается знаменитое козельское молоко, люди в магазине выберут именно его. Но в то же время, по словам бизнесмена, такие маршруты в идеале должны помогать решать кадровый вопрос: «К нам часто ездят школьники, и мы им очень рады. Потому что кто-то увлекается процессом,  кто-то задумывается о том, а не связать ли свою жизнь с сельским хозяйством. И мы тут же  рассказываем о плюсах работы в этой отрасли и у нас в частности».

Кстати, группа экспертов, разрабатывающая промышленный туризм выбрала своей целевой аудиторией именно старшеклассников и студентов – людей, которые ищут себя, место, где им хотелось бы остаться работать и жить. В туриндустрии это называется профориентационными маршрутами.

В Козельском районе много уникальных предприятий , но кадровый вопрос везде стоит остро.   Правда, не менее остро стоят и другие вопросы – благоустройство, медицина, дома культуры.  Об этом тоже говорили за столом участники сессии.   

«На самом деле, если район будет и дальше развиваться такими темпами, как в последние годы, то здесь все условия для жизни специалистов будут. А если еще учесть, что на каждом предприятии есть свои способы и традиции облегчить жизнь сотрудников и сделать ее интереснее, то нет причин, почему бы сегодняшний турист завтра не превратился в жителя  района», – считает Бишко.

«Мы  например тоже готовы пускать к себе школьников и студентов, пожалуйста, приходите, мы покажем все наше высокотехнологичное оборудование, расскажем, чем занимаемся, – вторит руководитель компании «Иннотехмет» Игорь Джикаев. – Но нам также интересно, чтобы наши  трудовые ряды пополнялись специалистами. Тем более , что мы все больше готовы делать для своих сотрудников. Вот, например недавно запустили бесплатный автобус, сейчас строим большую площадку за нашим предприятием».

«Туризм – дело общее»

Но профориентационный туризм была лишь маленькой темой на стратегической сессии.  За столами участники предлагали и семейные маршруты (например, на велосипедах по нацпарку) и маршруты для тех, кто любит экстрим.

«Это событие действительно грандиозное и организованное на высоком уровне. Я даже удивлена, – рассказывает Елена Губарева, директор козельского бюро путешествий и экскурсий (недавно она с турмаршрутом по космическим объектам региона дошла до финала федерального конкурса «Мастера гостеприимства», поэтому ей есть с чем сравнить уровень). –  Здесь мы услышали десятки интересных идей. И важно, что их услышали и члены правительства, и районная администрация, потому что туризм – это общее дело. Например, можно организовать сплавы по Жиздре. Но если не будет площадок для остановок, не будет мест, куда можно выбросить мусор, не  будет туалетов, то от такого туризма будет больше минусов, чем плюсов. А здесь же была возможность сразу понять – что готовы сделать представители туриндустрии, а что – власть. И вместе о многом договорились».  

Еще одна из идей, которую предлагали креативные  участники сессии – фестиваль самогона,  фестиваль выпускников (аналог питерских “Алых парусов”), путешествия по сыроварням района…

Все идеи организаторы собрали и будут анализировать – что из этого можно воплотить вообще, что можно организовать в ближайшее время, а что требует дополнительных усилий.  Чтобы провести тот же фестиваль выпускников, сначала нужно построить новые парки , в том числе – русского алфавита «Кириллицу», благоустроить зоны,  продумать безопасность.  К каждому событию или маршруту нужно готовиться, как к запуску суперсложного проекта – это участники сессии в Козельске точно понимали.

«Нашей задачей не было найти готовые решения и завтра же их в жизнь воплотить. Мы собрались подумать, пообщаться,  нужны идеи, вся инфраструктура в туризме  затачивается под идею,  – рассказала генеральный директор агентства по развитию туризма Калужской области Татьяна Каледина. – А что касается перспектив, то  Козельский район должен стать одним из самых посещаемых в России. Здесь можно развивать все виды туризма, даже такие редкие как ностальгический, например».

А как же наша история?

Козельск как город Воинской славы, место, где случилась легендарная оборона – естественно остается главным брендом района.  Историю Оптиной пустыни тоже никто не отменял, и никто на сессии про это не забывал.

Но задача была именно в том, чтобы участники придумали, как экскурсионные автобусы отправить не только в Оптину, но и в Козельск. А лучше – чтобы туры были не однодневными, а минимум двухдневными.

И здесь для всех было важно услышать депутата госдумы Геннадия Скляра, который рассказал об идее Российского исторического общества а также членов федерального правительства построить в Козельске целый комплекс, посвященный обороне 1238 года.

«Важно, что с этой идеей люди сами вышли на нас, более того, уже готовы несколько проектов, и скоро объявят конкурс на  проекты памятника, посвященному этому историческому и важнейшему для страны событию.  А дальше будем  обсуждать, каким должен быть комплекс. Сегодня есть много способов для воплощения таких идей – мультимедийный интерактивный музей, например»,  – сказал Скляр, добавив, что без подобных объектов говорить о серьезных маршрутах, посвященных обороне, не приходится. Ведь люди должны куда-то приезжать, с чего-то начинать свои маршруты.

Кстати, об объектах.  Председатель совета директоров агрофирмы  “Оптина” Петр Бишко также рассказал о своей старой идее – построить в Козельске фрагмент крепостной городской стены 13 века.  

Кажется, теперь есть смысл от идеи перейти к воплощению.

Первые итоги

Эту стратегическую сессию планировали провести в Козельском районе весной прошлого года. Районная администрация и представители правительства готовились к ней несколько месяцев. Но тогда грянула пандемия, и событие пришлось перенести на лучшие времена.

Недавно  президент объявил о начале новой федеральной программе по развитию туризма в России.  То есть – те самые времена настали.  Поэтому проведение стратегической сессии по развитию туризма (да еще с такими экспертами и участниками!) –  для Козельского района стало событием действительно историческим.

Можно сказать, что дан старт активному движению по привлечению в район туристов и развитию туриндустрии.

«Дальше у нас будет очень много работы, потому что это было только начало. Очень много идей я сегодня услышала. И это уже значит, что мы своей цели достигли. Мы услышали идеи, которые уже можно реализовывать. Есть вещи, на воплощение которых нужно время. Но все это живое и интересное, – подвела итог глава администрации Козельского района Елена Слабова. – Мы все возьмем за основу, а спустя время снова соберемся, чтобы посмотреть, что мы сделали, чтобы продолжить двигаться дальше в нужном направлении».

Еще один из главных итогов – местному бизнесу и туроператорам также дан сигнал –  пора объединяться: посмотрите, как продуктивны мозговые штурмы, а вместе мы можем больше. И этот сигнал  уловили. Во время кофе-брейков, в перерывах и после сессии участники активно знакомились, обменивались контактами и договаривались продолжить встречи уже в небольших форматах. То есть – движение пошло.

Еще один момент, проговоренный на сессии региональной и местной властью  – проекты туриндустрии будут поддерживаться.  «Приходите, предлагайте, нам интересно все, и мы готовы рассмотреть любые идеи, даже если они кажутся на первый взгляд невероятными», – обратилась через СМИ к активным жителям района  и региона глава администрации Козельского района Елена Слабова.

На сессии вообще много говорили о том, что козельчане не должны оставаться в стороне от развития города как туристического центра.

«Козельск настолько многогранен и настолько удобно расположен, что все это выводит его на передовые позиции. Но без людей никогда ничего не получится, – сказала вице-президент Российского союза туриндустрии Ольга Санаева. –  Делать все нужно прежде всего для людей.  Потому что , когда удобно жить в городе, то и туризм будет развиваться, когда люди берегут то, что делается, тогда и туристы будут беречь. Значит, надо с горожанами решать, что должно в городе развиваться и как».

Некоторые на сессии прямо перешли от слов к делу.  Так, среди участников были районные активисты, которые придумали проект мультимедийного ресурса для туристов. Его уникальность в том, что это не энциклопедические тексты о достопримечательностях , а готовые увлекательные маршруты по району. Причем, поданы они в жанре модных блог-историй, с использованием видео и аудио.  С авторами проекта во время сессии начали переговоры представители правительства о финансировании. 

Ряд других вопросов также получили ответы на сессии. Например, туроператоры теперь массово повезут на площадки агрофирмы «Оптина» туристов  и школьников.

Другими словами  – участники не только поговорили, не только «наштурмовали» идей, но и зарядились, получили конкретную поддержку, увидели, что если и начинать развивать туризм в Козельском районе, то прямо сейчас.

Другого такого шанса, когда сошлись все звезды, может больше не случиться.

Николай Хлебников, Евгения Симонова

Фото: Василий Батурин

Поделись с друзьями:

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять