В Преображенском храме села Нижние Прыски есть необычная икона в честь праздника Преображения Господня. Икона называется «насыпная», так как большая часть сюжета выполнена из уральских самоцветов.
Икона изготовлена в мастерской русского художника Алексея Козьмича Денисова-Уральского в конце XIX века. Появилась в храме она при следующих обстоятельствах.
В начале 90-х годов XX столетия велись реставрационные работы в здании Калужского епархиального управления. При раскопках полуподвальных помещений была найдена данная икона в разобранном виде. Фон, гора, фигуры и рамка лежали по отдельности. Все эти детали без надобности хранились в подсобном помещении. Когда приснопамятный протоиерей Леонтий Никифоров в очередной раз приехал в управление по делам прихода, ему предложили забрать эту икону, так как знали, что храм, в котором служит батюшка, освящен в честь праздника Преображения Господня. Отец Леонтий забрал икону, попросил знакомого реставратора привести её в порядок и повесил на стене в храме.
Икона висела, не привлекая к себе особого внимания прихожан и посетителей до тех пор, пока в храм не заехала очередная экскурсионная группа, в составе которой были учёные из Горного института г. Москвы. Они сразу заинтересовались иконой и попросили у отца Леонтия разрешения забрать её на экспертизу, на что батюшка дал положительный ответ. Через некоторое время икону вернули с экспертными документами, где они описали состав минералов и автора данной работы.
После этого также стало известно, как икона оказалась в Калужском управлении епархии. Оказывается, художник возил свои работы по России и организовывал выставки. В какой-то момент почти половина коллекции художественных изделий пропала во время транспортировки. Предполагается, что эта икона как раз из числа утраченных работ мастера.
Насыпная икона Преображения Господня сегодня находится в храме на стене рядом с правым клиросом, напротив алтаря, и помещена в деревянный киот с золочёной резной рамой под стеклом.
«Насыпные» иконы, украшенные минералами работы уральских мастеров, являются большой редкостью и представляют художественно-историческую ценность культурного наследия русского народа в целом и Урала в частности. Иконы, выполненные в такой технике, демонстрируют исторический период расцвета камнерезного искусства на Урале, эстетические предпочтения людей XIX века, мастерство художников и религиозное восприятие евангельских событий. Каждая насыпная икона индивидуальна, неповторима и уникальна.
Что касается описываемой иконы Преображения Господня, то, согласно полученным сведениям, она является на сегодняшний день не только единственной работой с таким сюжетом А.К. Денисова-Уральского, но и единственной иконой, которая находится в храме, выполняя своё изначальное предназначение, как образ для молитвы.
Благодарим за помощь в создании и сборе материала об иконе Гапонову Юлию и Жанну Милосердову.
Ваш комментарий будет первым