Эту грустную новость сообщила газета «Горняцкая правда» из города Коркино, где жила Анна Николаевна. Ветерана не стало 6 сентября.
Газета также вспомнила тяжелую судьбу Анны Николаевны. Есть в этой драматической жизни и перипетии, связанные с Козельском.
Анна рано потеряла родителей, еще до войны. Но это был тот случай, когда мать сироте заменила Родина. И когда в ее родные села и города пришла война, девушка не смогла позволить себе уехать в эвакуацию или отсидеться где-то в стороне от боевых действий.
В свои 20 лет в 1941 году Анна месте с молодёжью и студентами копала противотанковые рвы и окопы на подступах к Москве. В самой же столице девушка записалась в добровольные пожарные дружины. Когда на крыши Москвы фашисты сбрасывали зажигательные бомбы, Анна была одной из тех, кто бросался их тушить песком. Так были спасены тысячи домов, еще больше человеческих жизней.
Битва за Москву завершилась весной 1942 года, освободили от оккупантов и родную для Анны Добринку в Тульской области. Анна вернулась домой, в разрушенную врагом деревню. Скоро вместе с подругой услышали, что нужен персонал для госпиталей, дислоцированных в соседней Смоленской области. Целый день девушки шли пешком до Козельска. Во время войны в нашем городе и окрестностях было 34 госпиталя. Аня попала в тот, что размещался в монастыре Казанской Свято-Амвросиевской пустыни в Шамордино.
Хоть и приписали девчонок к кухне, заниматься им приходилось самой разной работой. Готовили, кормили, выхаживали, а потом допоздна отстирывали и кипятили окровавленный перевязочный материал, простыни, одежду раненых. За войну сестрички одних только бинтов наматывали целые километры, ведь сами нарезали их из марли.
Госпиталь подходил вплотную к линии фронта. За наступавшими частями Красной Армии двигались на машинах и лошадях, не раз попадали под обстрелы. А после сражений всем штатом собирали раненых, выносили с поля боя, оказывали первую помощь, готовили к эвакуации в тыл.
И вот здесь надо сделать особое отступление. Потому что до сих пор мало говорят о подвигах санитаров, медсестер, сотрудников госпиталей, которые на себе выносили раненых, а также погибших. Это тяжелейший труд, на который способны были только настоящие герои. Анна Сигова, пришедшая в Козельск пешком, одна из этих героев.
За три года фронтовой госпиталь следом за воинскими частями продвинулся до Латвии. Когда уже чувствовалось приближение Победы, Аня встретила будущего мужа Ивана. Он был из пехоты – «царицы полей», имел несколько боевых медалей, на госпитальную койку попал уже со вторым ранением, причём более лёгким, чем первое. Когда пошёл на поправку, молодые расписались в местном загсе. Скромную свадьбу сыграли уже после Дня Победы.
В госпитале Анна Николаевна служила и после войны. Ещё около года жили с мужем в Латвии – им дали дом, тут родилась их дочка Людмила. Однако в конце концов уехали в Алма-Ату к родителям Ивана Иосифовича, затем – на заработки в далёкий Магадан. В этом суровом северном краю обосновались в посёлке, разделённом на две части: по одну сторону – лагерь для заключённых, по другую – вольные люди.
Скоро решились на переезд на Урал, в Коркино, куда уже перебрался брат Анны Николаевны. Купили небольшой домик на улице Некрасова, да так и остались в нём на долгие годы – в тесноте, да не в обиде. Зато хороший плотник Иван Иосифович строил дома другим. Он был на шесть лет старше Анны Николаевны, родом со старообрядческого хутора на Алтае, там рано женился и овдовел. Трое детей Ивана от первого брака тоже переехали в Коркино, всех их поставили на ноги. Здесь же родился младший сын Сергей.
«Материальное богатство было из области местных мифов, зато духовная бедность Сиговым никогда не грозила. Война не ожесточила их, не сделала чёрствыми, напротив – многим помогали советом и делом, умели ладить с соседями, а главное, Иван Иосифович всю жизнь любил свою Аннушку», – вспоминают журналисты «Горняцкой правды».
В Коркино Иван Иосифович работал на шахте «Пригородной», на угольном разрезе, был директором стадиона «Труд». Анна Николаевна сорок лет трудилась поваром в роддоме – готовила вкусно и на совесть для молодых мам.
Иван Сигов ушёл из жизни рано, более сорока лет назад. Анне Николаевне суждено было стать долгожительницей, чтобы радоваться замечательным детям, внукам и правнукам.
Ваш комментарий будет первым