Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Я часто слышу: вот, в советское время школа была лучше. И тут же спрашиваю себя: чем?». Прямой разговор с директором козельской СОШ № 1 Александром Тихоновым

Традиционно в сентябре в различных СМИ обостряются дискуссии об отечественном образовании.  То обсуждают программы,  то ищут ошибки в учебниках, то нагнетают по поводу «той самой цифровизации, которая сделает наших детей роботами». Или например критикуют – и справедливо –  правительства всех уровней, которые никак не могут решить кадровые проблемы в школах, особенно в провинциальных. Все это актуально и для Козельского района. Наш корреспондент решил поговорить о современной школе с одним из самых авторитетных людей в своей области –  Александром Петровичем Тихоновым, директором СОШ № 1 г. Козельска, и, как известно, главой города. 

«Кто относится к своей работе честно, отдается ей всей душой, он и герой дня»

– Александр Петрович, вы отказались оценивать организацию недавно прошедшей в Козельске учительской конференции. Почему? Не хотите обидеть коллег?

– Я никого не критикую, рассматриваю только позитив. Понимаете, одни видят недостатки, другие достоинства, кто на какой волне. Сколько людей, столько мнений… Даже из плохого можно выбрать самое лучшее, оно пригодится. А главным в любом деле считаю результаты. У педагогического коллектива района они достойные, о чем тут говорить? Организовали так, как сочли нужным.

– На конференции мы увидели новобранцев в учительском цехе района. Пятеро выпускников вузов. С кадрами в вашей среде как обстоят дела?

– Говорю как директор. Каждому руководителю хочется иметь резерв учителей и воспитателей, но сегодня такая обстановка, какая есть. Вот принял район пятерых молодых специалистов, значит их пока пятеро.  Кадры нам нужны, это бесспорно, потребность в них удовлетворяется порой не полностью, но успех коллектива, на мой взгляд, не в количестве педагогов, а прежде всего в их качестве.

– В вашей школе происходит смена поколений?

– По мере необходимости. Вы видели, что на конференции получили свои награды четверо молодых специалистов из нашей школы.

– Если сравнить старую советскую школу и современную, какой вы отдаете предпочтение?

– Я часто слышу: вот, в советское время школа была лучше. И тут же спрашиваю себя: чем? Чем она была лучше, если в своей основе человек не меняется? Кто относится к своей работе честно, отдается ей всей душой, он и герой дня. Такие учителя были раньше, такие есть и сейчас. Профессионализм и порядочность, добросовестность никто не отменял. С учащимися та же история. Бывает, что поведение школьников оставляет желать лучшего, но разве мы, наше поколение, не сбегало с уроков, не слушало музыку, которая не нравилась родителям? Нюансы образования диктует время.

«У меня в школе одна религия – равенство всех»

– Вокруг школы всегда масса споров, все мы родители. К примеру, раздельное образование. Как вы к нему относитесь?

– Я за то, чтобы девчонки и мальчишки учились вместе, раздельное обучение не приветствую. У нас есть множество частных школ и гимназий, в которых учат на свой манер и по своим правилам. У родителей есть выбор, куда отдать ребенка. По мне, пусть будет обучение совместным, ведь и жить ребятам дальше придется в обществе, где нет разделения по полам. Есть в Козельске православная гимназия – хорошо, будет еще что-то – отлично. У меня в школе одна религия – равенство всех, одна национальность – ученик. Представьте, если мы еще будем разделять детей по нацпринадлежности… Ученик пришел в школу за знаниями, давайте остановимся на этом. Вера и национальность – в душе человека, в его сердце, с этим он порой всю жизнь разбирается, но уже самостоятельно. А у нас нет даже богатых и бедных, спрос со всех одинаковый. Уважение и любовь ко всем тоже равные. Оценивать людей можно только по их отношению к делу.

– Отношение к делу – это преданность профессии?

– Именно. Надо работать. Если хочешь чего-то добиться в жизни – надо работать. Честно, с полной самоотдачей. Первым пришел на работу – последним ушел. Только так можно добиться успеха. В нашем коллективе это понимают. Может, не у всех пока получается, но понимают все. Это же школа! Ребенок – как рентген, все просветит, до последней косточки. Он ясно видит отношение учителя к своему делу. И тут на первый план выходят личностные качества педагога, его нравственная основа, которую он вне зависимости от предмета, передает своим ученикам. На своем примере. Кому выпускники больше всего приносят цветов на вечерах встречи?

– Тем учителям, которые им запомнились.

– Да! А чем они запомнились? Своим отношением к делу. Трудолюбием, честностью, порядочностью. Творческим отношением к своему делу, преданностью ему. Тем, из чего складывается профессионализм учителя. Нравственность, это когда человек знает, что врать нехорошо, а брать чужого нельзя. У меня в школе раздевака не закрывается. Нравственные основы жизни мы прорабатываем с детьми с первого класса. Вы знаете, что я первым делом спрашиваю у ребенка, который приходит в школу?

– Александр Петрович, кто у кого берет интервью? Не знаю, вы нам сейчас скажете.

– Первым делом спрашиваю: что ты делаешь дома, какие твои обязанности. «Выношу мусор». Хорошо. А когда у отца день рождения? Понимаете, не все могут ответить на этот простой вопрос! Но это очень важно, это говорит о воспитании в семье, атмосфере семьи. Стараемся мягко изменить ситуацию, когда это нужно, учим нравственности и правилам поведения в семье и обществе. Куда без этого? Если я в детстве не здоровался с соседом, мне делали замечание, после которого мне было стыдно за себя и свою невнимательность. Правила общежития тоже никто не отменял.

«В оборудовании мы сейчас практически не уступаем даже столичным школам»

– Александр Петрович, вы у нас сторонник технического прогресса, следите за веяниями времени, новыми технологиями?

– Технический прогресс и его достижения должны присутствовать повсеместно, в том числе и в школе. Я, как руководитель школы, просто как учитель, за все новое. В школе это приживается легко, потому что для учащихся здесь та реальность, в которой они с раннего детства. В оборудовании мы сейчас практически не уступаем даже столичным школам, все передовые технологии, зарекомендовавшие себя с положительной стороны в учебном процессе, у нас присутствуют. Это важно еще и потому, что когда наши выпускники идут учиться дальше, поступают в вузы, им не приходится сталкиваться с трудностями работы с этими технологическими новшествами. Они их уже знают.

– Мир меняется в ускоренном темпе, вы стараетесь не отставать…

– Именно. Не только дети обучаются, но и мы тоже. На специальных семинарах и курсах. Без этого сейчас никак. Учитель должен учиться. Учить и учиться сам, чтобы идти в ногу со временем. А еще новые технологии, прочно вошедшие в нашу жизнь, помогают школьникам ориентироваться в выборе будущей профессии, а нам рассказать о ней. Представить профессию с помощью современной техники удобнее и проще. Можно рассказать и сразу показать. Видео улучшает восприятие.

– Как рано школьник всерьез задумывается о том, кем ему быть в жизни?

– Мы проводит профориентацию с 7-го класса, это как раз тот возраст, когда о выборе жизненного пути с подростком уже можно говорить осознанно. Ребята сейчас развитые. Старшеклассники технически грамотнее учителей, это нормально. Они дети своего века. И выбрать себе дело по душе им в чем-то даже проще, чем поколению их отцов. Информации лавина, она доступна всем, у кого просто в кармане мобильный телефон. Учащиеся могут покинуть школу уже после 9-го класса, вот пару лет надо им помочь сориентироваться в выборе, определиться. Поступать в какое-то специальное учебное заведение или пойти в 10 класс.

«Двери школы для родителей открыты всегда»

По счастливой случайности наш разговор с директором школы был прерван визитом одного из отцов именно девятиклассника, который стоит перед выбором. Александр Петрович рекомендовал отцу посоветовать ученику остаться в школе, выдвинув свои аргументы в пользу такого решения, но подчеркнул, что выбор остается за семьей, самим парнем. Даже так: он может сдать экзамены в среднее специальное учебное заведение, а в случае неудачи вернуться обратно в школу. Такой вариант в принципе возможен. Взволнованный папа заметно успокоился, поняв, что его сын ничего не теряет, и ушел довольным.

– Тут все просто, – комментирует визит родителя Александр Петрович. – Папа хочет, чтобы сын остался в школе, мама нашла другой вариант. Все у них решится на семейном совете, а я могу только высказать свою точку зрения. Мне думается, что такие вопросы должен решать отец семейства, он кормилец и глава семьи. А вот тот факт, что папа сюда пришел и советуется, безусловно, радует. Когда родители и педагоги вместе решают проблемы подростка, как правило, это приводит к хорошему результату. Выбор делается верный. А двери школы для родителей открыты всегда.

Не забываем, что здесь тоже помогают технические средства. Связь можно поддерживать онлайн через тот же сайт школы. Он должен быть простым и доступным. Как и сам учитель, открыт и доступен для контакта: офлайн или онлайн.

– Нет вопросов, которые нельзя решить? В личной встрече или с помощью технологий, но решение находится?

– Иногда его найти сложно, можно ошибиться, но любую ошибку легко исправить, если признать ее. Главное в общении с родителями и ребенком, в первую очередь, это открытость, честность и доверие друг другу. Без доверия никаких отношений не выстроить.

– Роль учителя в обществе всегда была высока. По сути, это призвание. Учитель помогает новому поколению войти в жизнь. Вы гордитесь своей профессией?

– Как каждый учитель! Кто владеет знаниями, тот владеет миром. Завтра наши школьники вступят в этот мир. В какой-то мере уже подготовленными. Мы даем базу, основы, без которых нет развития личности.

«Ребеночка надо воспитывать, когда он поперек лавочки, а не вдоль»

– Александр Петрович, расскажете нам немного о себе, о своем детстве? Ведь это оттуда ваши жизненные правила и моральные устои.

– Оттуда. Я помню свою бабушку, жившую в деревне. Она мне выдала такое правило, которое потом очень пригодилось мне и в жизни, и в профессии. «Ребеночка надо воспитывать, – говорила она, – когда он поперек лавочки, а не вдоль».

– Сильно!

– Очень! Деревня жила непреложными правилами, очень простыми и мудрыми по сути. Если в дверочке стоит палочка, в дом заходить нельзя. И все, никаких тебе «почему» или «что будет, если зайду». Нельзя, потому что нельзя, а когда будет можно, палочку от дверей уберут. Это сейчас глазок, два замка, страхующая цепочка, а тогда людям хватало одной фразы, чтобы понять друг друга.

– Ваши корни ведь здесь, в Козельске?

– Да, все это знают. Вся моя сознательная жизнь прошла на козельской земле. Так судьба сложилась. Отец и мать из рабочих. Здесь окончил школу, служил в дивизии, женился. 22 года в армии, а уже потом, получив специальное образование, ушел в педагогику.

– Вы пришли в школу уже состоявшимся человеком. Какие-то особые причины жизненного поворота были?

– В армии я тоже учил солдат, не такой уж и поворот. Но повлияли, конечно, мои учителя. Как школьные, которых до сих пор отлично помню, так и на службе и по работе. Перечислять всех – большой список выйдет, а выделить кого-то одного, наверное, неправильно. Лучше скажу за всех козельчан. Добрые и хорошие люди! Вот их вижу всю свою жизнь, они мне и сейчас помогают. Как и само место. Козельск – чудесный, прекрасный город. Я приезжаю из Москвы больным, а тут у меня силы восстанавливаются в считанные часы.

– Вы смогли реализовать себя, не выезжая из города, в котором родились. Это тоже пример для наших детей, как вы считаете?

– По большому счету, человеку, который ставит перед собой какую-то цель, не так важно, в каком он городе живет, в большом или маленьком провинциальном. Самореализация – понятие внутреннее, она не зависит от внешних обстоятельств и места жительства, человек может состояться и стать личностью где угодно и даже вопреки любым обстоятельствам. Нужна целеустремленность в работе и желание добиться результата. Надо просто работать, не бояться работы, брать на себя ответственность. И тогда приходит востребованность в тебе, наступает эта самореализация. Цель, ответственность, действие… Надо работать! Работать над собой и просто работать, занимаясь делом, которое для себя выбрал.

Беседовал Владимир Барышев

Фото: Александр Кузнецов

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять