Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Свалка на могилах. Кладбищенская история, которая произошла в Козельске и, как нам казалось, не имела хорошего финала

Началась эта история ещё месяц назад, когда начальник территориального административно-технического отдела № 6 Юрий Юлдашев позвал нашу редакцию «на дело»: «У нас совместно с районной прокуратурой намечается выезд на старое городское кладбище, где кто-то поджёг стихийную свалку, отчего пострадали оградки и несколько могилок».

Обращение в прокуратуру написала козельчанка Зинаида Короткова. На месте, где произошёл пожар, похоронена её мама-блокадница и ещё три монахини.

Свороченные могильные кресты

Вместе с помощником прокурора Козельского района Екатериной Епишиной, Юрием Юлдашевым и Зинаидой Варфоломеевной мы прибыли на место происшествия. От увиденного мурашки по коже пробежали: гора мусора, срубленных деревьев, веток и ещё чего-то непонятного. А под ними – свороченные могильные кресты…

«Здесь похоронены две монахини, а рядом – моя мама, она тоже была монахиней. А вот здесь лежит матушка Еввула, которая ухаживала за святым старцем Рафаилом (исповедник Рафаил Шейченко, – редакция)», – показывая на чудом уцелевший металлический крест, пояснила женщина.

Глаза, полные слёз, дрожащий голос Зинаиды Варфоломеевны, с апреля обивавшей пороги всевозможных инстанций. Да, это не показные эмоции, а самое настоящее отчаяние!

«Гора мусора, которую вы сейчас видите, после пожара уменьшилась вдвое. В апреле она была с двухэтажное здание. Весной я обратилась в городскую администрацию, чтобы во время традиционного субботника эту свалку ликвидировали, – рассказывает Зинаида Варфоломеевна. – Вышедшие на субботник управленцы, позвонили мне и сказали, чтобы я пришла и посмотрела на проделанную ими работу. Оказалось, что мусор они только разгребли, прокопав туннель до могилок…»

Женщина не отступила и вновь пошла в администрацию с предложением, чтобы ей выделили деньги на работников, которые на тачках вынесут мусор за пределы кладбища. Но ей тут же пояснили, что это административное правонарушение, и для вывоза мусора необходимо заказать контейнер. А это недешёвое удовольствие, потому что одного контейнера для мусора, наваленного за 8 лет, явно не хватит.

Куда только не обращалась Зинаида Короткова, кому только не писала, даже в приёмную президента. Но ответа не последовало. А когда свалку подожгли, то терпение женщины лопнуло, и она обратилась в прокуратуру.

Проблема создала проблему

Глядя на искорёженные кресты и сломанную оградку, Екатерина Епишина пояснила, что в каждом муниципальном образовании любого уровня – сельское ли это или городское поселение – разрабатывается план благоустройства, согласно которому территория кладбища должна своевременно убираться.

«Я понимаю, что на это у администрации нет денег. Но не понимаю, для чего весной субботник вообще проводился? Поэтому с нашей стороны мы не собираемся мягчить. Это не дело», – резюмировала помощник прокурора. 

Вот и начальник 6-го отдела сказал, что направит в городскую администрацию «последнее китайское предупреждение» – предписание. А что же дальше? А дальше, как отметил заместитель главы Козельска Вадим Федосейкин, приехавший на место случившегося, ничего не изменится. Чтобы устранить эту и многие другие свалки, которых по всей территории кладбища десятки, необходимы огромные деньги. Их у городской администрации попросту нет.  

Как же так? Кладбище расположено в центре Козельска, а денег на его содержание в городской казне нет…

Причина до невозможности банальна – территория, где до сих пор люди пытаются хоронить своих родственников, бесхозная. Она не отмежёвана. Значит, не является «собственностью» города. В таком же бесхозном статусе пребывает и, так называемое новое кладбище, где лимит мест для захоронений уже исчерпан.

«Район давно должен начать трубить тревогу, чтобы выделить новую территорию –  отмежёванную и благоустроенную по всем законам, – говорит начальник 6-го отдела Юрий Юлдашев. – А теперь людей хоронят в проездах, где можно было бы установить контейнеры для мусора. Значит, нам с прокуратурой работы хватит надолго. Проблема создала проблему».

По статье «вандализм»

«Что же мне теперь делать?» – задаёт вопрос комиссии Зинаида Варфоломеевна. «Пока мы здесь, надо вызвать полицию, чтобы задокументировать этот факт и завести уголовное дело по статье «вандализм», – обратился к женщине Юрий Юлдашев. – После вам необходимо уточнить, сколько будет стоить новая ограда, и какие работы вам здесь необходимо провести, чтобы оценить материальный ущерб».

Женщина снова разволновалась. Ведь дело приняло совершенно другой оборот, и теперь, помимо комиссии, разбираться в случившемся будет полиция.

«Здравствуйте, примите сообщение: кладбище по улице Чкалова – повреждена ограда, всё завалено мусором, который подожгли. Нахожусь на месте происшествия вместе с комиссией», – произнесла дрожащим голосом в телефонную трубку Зинаида Короткова.

Через 10 минут на кладбище приехал участковый уполномоченный, старший лейтенант полиции Сергей Мосин. Осмотрев место пожарища, Сергей Николаевич сделал вывод, что свалку организовали «те же граждане, у которых здесь захоронены родственники».

– Со стороны сюда мусор специально нести не будут. А кто осуществлял распил упавшего дерева? – спросил участковый Зинаиду Варфоломеевну.  

– А я откуда знаю? Распиленный дуб уже принесли откуда-то. А этот клён, что упал на могилы монахинь, тут рос.

– И ограда поломалась в виду падения дерева, я так понимаю? А потом всё подожгли?

– Подожгли после того, как я увидела, что здесь, под спиленным дубом бомжи свили себе гнёздышко. Я побежала в администрацию, и, придя сюда через неделю, увидела такую картину. 

– Будем разбираться.

– Да я с 5 апреля разбираюсь. Есть ли смысл добиваться, чтобы убрали свалку?

– Смысл есть всегда, – утвердительным тоном ответил участковый и продолжил. – У вас есть официальный ответ от организации, в которую вы обращались?

– У меня целая папка этих ответов и отписок.

– Они нам нужны с целью проведения расследования. Необходимо учесть все нюансы, – сказал Мосин и предложил женщине съездить за этими документами  домой.

«Поможете организовать уборку?»

С того момента прошло две недели, но свалка продолжала покоиться на своём привычном месте. За это время в городскую администрацию уже успели поступить письма от начальника территориального отдела и районной прокуратуры.

Нашей редакции не хотелось верить в то, что эта история будет иметь печальный финал. И тогда было решено обратиться за советом к одному из иеромонахов Оптиной пустыни. Выслушав рассказ о нехорошей ситуации, священник ответил: «Поехали, мне необходимо увидеть это место».

Оказавшись на месте свалки, батюшка, не без труда подобравшись к одной из могилок, безошибочно определил, что здесь похоронена монахиня-схимница, которая прислуживала и помогала святому старцу Рафаилу (Шейченко), восстановившему Благовещенский храм. Сегодня святые мощи исповедника покоятся в Преображенском храме Оптиной пустыни. «Поможете организовать уборку?» – спросил священник, протянув нам деньги…

Мы тут же позвонили заместителю главы городской администрации Вадиму Федосейкину. Он, в свою очередь, связался с генеральным директором ООО «Козельские коммунальные сети» Владиславом Пеньковским, у которого есть техника и сотрудники, способные вывезти мусор. И уже на следующее утро на кладбище работали специалисты Владислава Валерьевича – Евгений и Сергей.

Вынести весь мусор за пределы и закинуть его в прицеп оказалось делом очень непростым. Ведь один дубовый чурбак весил не менее 30 килограммов, а их было более двух десятков! Но парни постарались, и спустя еще сутки на месте свалки осталась лишь гора перегноя, который потом вывозился за территорию. Работал уже один Сергей, который сильно подорвал себе спину. «Что ж за народ у нас? Видят, что здесь люди похоронены, и всё равно бросают мусор. А потом ещё и нас ругают, что не убираем его. Да не в наших это обязанностях!» – возмутился Серёжа.

Сегодня от былой свалки практически ничего не сталось. Сергей по мере возможности продолжает вывозить отсюда перегной. Останется только убрать с могил монахинь поваленное, но уже распиленное дерево, а также сломанную оградку и кресты.

Ставить точку рано

Кстати, те деньги, что батюшка передал на уборку, генеральной директор подрядной организации за выполнение работ не взял. «Их надо потратить на благое дело. Например, на изготовление и установку новых крестов на могилы монахинь», – посоветовал Владислав Пеньковский. А заместитель городской администрации Вадим Федосейкин согласился в этом деле помочь.

Слава Богу, что эта история закончилась хорошо. Или не закончилась, и на очищенном месте горожане вновь начнут складировать мусор на могилы монахинь? Кажется, так оно и произойдёт, потому что на очищенное место уже кто-то положил два пакета с мусором, хотя на входе на кладбище и на его выходе, что рядом с шиномонтажом, стоят контейнеры.

В любом случае теперь мы будем следить за ситуацией, потому как ставить точку в этой истории пока нельзя. К тому же в полиции возбуждено уголовное дело, и козельские следователи факт поджога просто так не оставят. 

Евгения Симонова

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять