Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Волшебная флейта из Богдановки или наш ответ Гарри Поттеру

Иван и Наталья Перегонцевы открыли театр, в котором совершаются чудеса

Супруги Иван Владимирович и Наталья Сергеевна Перегонцевы из Богдановки нашли  интересную модель воспитания детей. Секрета они из нее не делают, и в принципе, она доступна к применению для всех. Во-первых, это жизнь в деревне и совместный труд. Во-вторых, занятия конным спортом для укрепления выносливости. И третье в этом списке, но далеко не последнее по значимости, развитие и поддержка творческих детских идей. Формула эта не только на словах, недавно супруги открыли центр «Светозар» – это и эко-ферма, и конный клуб, и театр. Как все это работает – задались мы вопросом и отправились в Богдановку.

Полигон духовного роста  

В деревню  Козельского района Наталья и Иван  Перегонцевы со своими двумя дочками Евдокией и Катей переехали из Сергиева Посада три с половиной года назад. Наталья рассказывает, что давно мечтали об этом.  

А началось все с истории любви, которая случилась у стен Троице-Сергиевой лавры.

 «Мы с мужем родом из разных уголков России: Иван – из Сибири, я – с Урала, а познакомились случайно, в Сергиевом Посаде. Иван в то время вернулся из Африки, он там работал, покупать себе дом, о котором давно мечтал. А я приехала туда в командировку, я филолог, так и познакомились, а через полгода поженились», – с улыбкой вспоминает прошлое Наталья.

Там, в Сергиевом Посаде, они завели свое небольшое хозяйство, такой полигон для учебы, как называет его Наталья: «Несколько кур, коз, садик и огород, все в мини-масштабах».

Со временем стало понятно, что масштабы можно расширять. Тогда то и решили перебираться в деревню. Стали искать место. Выбор остановили на Козельском районе, в Богдановке, и монастыри рядом, и места много – можно исполнить совместную мечту: держать коней.

Были и другие причины, почему Перегонцевы выбрали Козельский район.

 «Нам, когда мы жили в Сергиевом Посаде, хотелось простоты, близости природы.  И люди тут отличаются от подмосковных: более простые, отзывчивые, сострадательные», – говорят муж с женой.

У Перегонцевых сейчас четыре лошади, пятнадцать коз, гуси, куры, индюки. И, конечно, огород.

Самая жаркая пора у семьи – это лето. «Страда она и есть страда: ранний подъем, надо бежать на грядки, что-то успеть сделать до жары, потом домой, и после того, как зной уйдет – снова на огород. Это время для физического укрепления. Девочки, между прочим, не протестуют против такого хозяйственного послушания, наоборот – им нравится этим заниматься», – рассказывают Перегонцевы. Деревенская жизнь в таком ритме идет всем в пользу. Так, здесь, в Богдановке, семья научилась бережно относиться ко времени и ценить каждую  минуту. Ведь день нужно построить так, чтобы успеть очень многое сделать.

Наталья Перегонцева: «Труд имеет глубоко духовное значение. Он смиряет, приучает к терпению, преодолению трудностей, своего эгоизма. Еще: избавляет от изнеженности, привязанности к комфорту. Держит в тонусе, причем не столько физическом, сколько в духовном. Вот поэтому с таким подспорьем в деревне легче воспитывать себя и детей в чистоте, целомудрии, в деревне ребенок становится частью целого – семьи. Он понимает, что от того, как он трудится, зависят и другие. Все тянут одну лямку, а он – одно из слагаемых. Это уклад, и если кто-то из него выпадает, то сразу все рушится. В основание закладывается не детский эгоизм, а помощь родителям и сострадание».

Главные – девочки

Перегонцевы, когда речь заходит об их хозяйстве, всегда подчеркивают – у них не просто ферма, а, по-сути, культурный центр со своим театром. Сочетание необычное, но, уверены супруги, так короче путь к возрождению деревни. И не только Богдановки, рядом возрождаются Клыково и Бурнашево. Многие перебираются сюда на ПМЖ вместе с семьями. Ферма-театр для них становится живым примером, как сделать деревенскую жизнь наполненной.

«В современном мире дети лишаются детства, совсем недетские проблемы на плечи сваливаются,  – сожалеет Наталья. – Театр – это возможность общения, преодоление трудностей, новые идеи, творческие находки. Естественно, это объединяет. А так, по отдельности, что могло бы объединить? Только верховая езда? Не совсем интересно. Просто постановка – тоже не совсем то. И самое чудесное – это не премьера, а репетиции, подготовка».

Репетиции в ферме-театре всегда заканчиваются ездой на лошадях, кормежкой коз, и чаепитием с интересными разговорами.

 «Мне кажется, если бы у нас не было лошадок, то и театральная студия пошла бы не так», – убеждена Наталья, – многих ребятишек в деревне изначально привлекало, что у нас можно после репетиций прокатиться верхом «хотя бы кружочек». Вот такая «приманка» в хорошем смысле!».

Лошадки  к Перегонцевых на любой возраст: маленький пони, для подростков – арабо-пони, и две кобылы. Одна из них молодая, и еще не была под седлом. Объезжать ее собирается старшая дочь семьи Евдокия, она училась в конной школе у олимпийского чемпиона Александра Блинова.  

Мы стоим с Евдокией перед загоном, где маленький коренастый пони Буян гоняет и покусывает араба-полукровку Берга. И, похоже, собирается его победить. Дуня со знанием дела уверяет, что так бывает: мальчики выясняют, кто сегодня хозяин.

–  Чем мельче лошадь, тем она вреднее и страшнее, и куснет, и повалит, так что часто побеждает Буян. Но главными в  лошадиных коллективах становятся «девочки», –  рассказывает Евдокия.

В театральном коллективе в Богдановке тоже главные – девочки.

Самое яркое рождается в игре

В свои 15 лет Евдокия спец не только по лошадям. Она уже заслуженная артистка семейного театра.

– Евдокия, что тебя больше всего привлекает в театральной студии? – спрашиваю девушку по пути от загона к сцене.  

– Возможность общения со сверстниками – это раз. Во-вторых, ты можешь запросто превратиться в человека другой эпохи. Поэтому тут нужно подумать: что он будет говорить, с каким выражением, во что одет. Читаю для этого книги, смотрю картины, слушаю музыку.

Импровизированная сцена находится за домом. Под нее семья решила приспособить открытую террасу. Это пространство обыгрывается в каждой постановке: юные артисты бегают вокруг, выезжают верхом на лошади – перед террасой проходят батальные сцены, а из-за угла выходит дракон. Спектакли получаются  зрелищными.  

Еще одна особенность деревенского театра:  главные в постановках здесь всегда дети. Они сами пишут сценарии, создают эскизы костюмов, режиссируют. Взрослые лишь помогают правильно направить творческую энергию в нужное русло.

«Пишет сценарии моя старшая дочь, Дуня. Мы хотим, чтобы можно было задействовать всех артистов. Конечно, проще взять сказку, пьесу, где четверо или пятеро ребят. Но нам хочется привлечь всех деревенских: старших детей, среднего возраста и малышей тоже, обязательно. Получается детский дружный коллектив, где интересно всем», – рассказывает Наталья.

 «Много есть студий, профессиональных режиссеров, актеров. Но у них, взрослых людей, нет главного, того, что есть у детей: чистого, светлого взгляда на мир. У нас любительский формат, мы стараемся максимально бережно относиться к детскому творчеству. То есть, если они хотят, видят это так, то пусть ТАК оно и будет. Самые важные и яркие моменты рождаются в игре. Репетируют, и тут раз: что-то такое искрометное, гениальное. И это детское творчество, взрослые так не смогут», – убеждены театралы-фермеры.

Полемика с Гарри Поттером

Последний поставленный спектакль в их театре  – «Волшебная флейта» по мотивам одноименной оперы Моцарта.  Именно по мотивам, ведь трактовка у артистов из Богдановки своя. У них, как выразилась Натальи, полемика с Гарри Поттером:  флейта становится волшебной палочкой.

 «Когда у главной героини погибает ее возлюбленный, она встает перед выбором: воспользоваться волшебством или нет. Принять магическую помощь ее уговаривают феи: один раз можно, зато ты спасешь его, Памина! Но она отвергает волшебство и начинает, молясь, просто просить своими словами. И происходит чудо: она спасает любимого», – рассказывают сюжет участники спектакля.

Зрителям такая трактовка пришлась по душе. «У нас люди не зевали, и не смотрели на часы – это стало для всех наградой», – радуются актеры.

Подобрать нужный репертуар в современном театре – задача сложнейшая. Нужно не только о зрители помнить, но и о коллективе – всем должно быть интересно участвовать в действе. И двухлетней малышки, и 13-летнему подростку, и  девятнадцатилетнему студенту.

С этой нелегкой задачей в этом необычном театре справляются на ура. Был как-то случай – пришла на репетиции девочка, но ни с кем первое время не разговаривала и даже боялась отпустить мамину руку. Нашли подход и к такому ребенку – дети постепенно вовлеки малышку в игру, и вот она уже участвует в спектакле наравне со всеми. Тоже чудо – не иначе.

Вообще маленькие артисты в  домашний театр Перегонцевых приезжают со всего Козельского района. А на один из спектаклей «выписывали» артистов даже из Москвы: детей знакомых. «Они к нам десантировались на 2 дня, выступили и уехали», – вспоминает Евдокия.

«Техническое привидение»

А что же Иван, глава семьи? У него, как он сам говорит, самая неблагодарная функция в театре: логистика: «Увезти-развезти, встретить-приветить, занять гостей разговорами». А также смена реквизита на сцене. Для этого он, маскируясь, надевает плащ: «Техническое  привидение», – смеется Иван.

Иван признается, что не ожидал такой популярности их домашнего театра. «К нам даже проявили интерес самбисты. Значит, дело нужное: дети раскрываются. Вот один мальчик-спортсмен у нас раскрылся и стал к премьере лебедем», – говорит Иван. «Скорее, орлом», – поправляет мужа Наталья.

Задумок у творческо-фермерского коллектива много. Например, сделать вечерние постановки спектаклей при свете факелов. А еще у детей возникло огромное желание поставить одну из «Хроник Нарнии», еще не экранизированную. Сейчас уже начинаются первые репетиции и обсуждение героев спектакля.  К премьере хотят даже снять свой трейлер – Евдокия планирует открыть домашнюю киностудию.

Мы прощаемся с Перегонцевыми. Они, все четверо, выходят за ворота нас провожать. Пес Боцман, как Акелла на горе советов, стоит на крыше своей будки, помахивая хвостом. Удивительно теплое место, удивительно милые люди. И уезжать от них совсем не хочется. 

Анастасия Королева

Фото: Виталий Верескун

Поделись с друзьями:

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять