Мы могли бы сами написать начало этого интервью, так называемый лид, но за нас это сделал губернатор Владислав Шапша. Поэтому просто процитируем:
«Снежана Кривцова работает в школе № 45 г. Калуги, самой большой в регионе, второй год. А общий педагогический стаж ее семьи более 140 лет! Прабабушка Снежаны Олеговны была учителем начальных классов, дедушка преподавал историю и обществознание, бабушка и мама, как и сама Снежана, – русский язык и литературу. Молодой педагог старается, чтобы ребятам было интересно учиться, поэтому ищет новые подходы в обучении. А в общении с детьми внимание, искренность и открытость – главное, что помогает наладить доверительные отношения. Есть у Снежаны Олеговны и свои первые педагогические победы, пусть маленькие, но очень важные. Одного ученика отучила опаздывать, другого – драться. Премудрости профессии помогают постигать старшие коллеги, в том числе и мама, Ольга Викторовна, которая работает со Снежаной в новом корпусе школы на Правобережье Калуги. Коллектив большой, молодых педагогов много. Старшие делятся опытом, молодежь привносит новые веяния».
Этим текстом губернатор предварил свое поздравление с Днем учителя – его можно прочитать на страницах Владислава Шапши во всех соцсетях. Мы встретились с молодым учителем и поговорили о том, что не вошло в пост главы региона.
«Записывай все, что видишь»
– Снежана, на своей странице в Telegram Губернатор Владислав Шапша отметил Ваши успехи в педагогике. Как вы отреагировали, какие эмоции испытывали?
– Честно говоря, я не ожидала, что меня, молодого педагога, а также мою семью заметят. Конечно, я была очень рада и немного смущена. Я не привыкла к такому активному вниманию к своей персоне, поэтому некоторое время находилась в приятном шоке. За день до публикации со мной связались из пресс-службы Губернатора и попросили ответить на несколько вопросов. Объяснили это тем, что Владислав Шапша хотел бы поздравить учителей с праздником и упомянуть об учительских династиях, одним из поколений которых являюсь я. Как только появился пост в Телеграм обо мне и моей семье, почти все мои друзья, которые подписаны на Инстаграм и Телеграм Владислава Шапши, скинули мне это пост.
– Теперь мы хотим попросить Вас рассказать о Вашей династии….
– Все началось с моей прабабушки – Софьи Владимировны Галызиной. Она была учителем начальных классов в городе Чекалин. Школа работала даже в то время, когда в черте города проходили военные действия. Потом бабушка, Людмила Алексеевна Кривцова. Она работала в Козельской школе сначала учителем русского языка и литературы, а потом и директором. Также могу отнести к своей учительской династии дедушку, Виктора Алексеевича, он преподавал историю и обществознание. Кроме того, он постоянно участвовал с учениками в литературных конкурсах – помогал и направлял их в написании рассказов и стихотворений, и работал в козельской газете «Вперёд». Я сама родилась в Козельске, а там долгий путь – переезд в Московскую область. На лето всегда приезжали в Козельск к бабушке. А потом приняли решение переехать поближе к малой родине. Мама, Ольга Викторовна Сластёнкина, в настоящее время работает учителем русского языка и литературы со мной в одной школе. Суммарно стаж работы в школе в нашей семье составляет приблизительно 140 лет.
– Вы уже упомянули о своем дедушке Викторе Алексеевиче, он действительно работал в нашей газете, на книжных полках в редакции стоят сборники его стихов. Расскажите о нём немного: какие между вами царят отношения?
– Очень теплые, я могу поделиться с ним вообще всем. Ему очень нравятся мои рассказы о школе. Еще я стараюсь привезти ему современную литературу. Никогда бы не подумала, что мой дедушка будет читать Стивена Кинга. Но стоило ему прочитать одно произведение, так он «подсел». Теперь постоянно спрашивает у меня про новинки. Признаться, я думала, что звание короля ужасов дедушку отпугнет, но нет! Мой дедушка многому научил меня. Например, говорил мне и до сих говорит: «Записывай все, что видишь». И иногда я делаю маленькие заметки, надеюсь, в будущем превращу их во что-то цельное. Он всегда говорил мне, что его талант писать должен передаться мне. У меня есть несколько своих стихотворений, но мне они не очень нравятся.
– Наверное, Вы гордитесь своей династией?
– Да, безусловно, я очень горжусь. Так как я совсем недавно начала работать учителем, я почувствовала на себе, какой это колоссальный труд: моральный и физический. Чаще всего за помощью я обращаюсь к маме, так как с ней нахожусь в постоянном контакте. Помощь нужна не только в методике преподавания предмета, но и в общении с родителями учеников.
– Неужели в общении с родителями школьников также важен подход, как и с самими детьми?
– Очень важен, потому что до некоторых детей можно достучаться только через их родителей. Но и у них бывают сложные характеры: кто-то категорически игнорирует просьбы учителей, а кто-то открыт для разговора и всегда идет навстречу. Как и к детям, к родителям нужен индивидуальный подход.
«Детские шалости – это нормально»
– Раз уж зашел разговор об индивидуальном подходе, то в своей записи губернатор отметил: «Есть у Снежаны Олеговны и свои первые педагогические победы, пусть маленькие, но очень важные. Одного ученика отучила опаздывать, другого – драться». Расскажите об этом – к каким методам Вы прибегали? И вообще, насколько важно переучивать малышей и прививать полезные привычки вместо вредных?
– На самом деле, это очень трудно – переучивать кого-то. Но с маленькими детьми это сделать проще, чем с более-менее сформировавшимися личностями. Драки в школе – для меня очень серьезная проблема. У меня не было какого-то заготовленного сценария для того, чтобы отучить ребенка драться. Я начала беседовать с мальчиком после уроков. Спокойно, без криков, без напряжения, чтобы он не закрылся от меня совсем, я разговаривала с ним о том, что драться нельзя, что можно решить все словами. Особенно я делала упор на то, что драки на глазах у девочек и учителей – стыдно, а также говорила о том, что каждый из учеников отстаивает честь и достоинство своей семьи. И это в большей степени влияло на ребят, которые постоянно дерутся. И так медленными шажками мы достигли того, что ученик не лез в драки и не провоцировал их, решал все конфликты словами или игнорировал обидчика.
Вообще я стараюсь уладить такие ситуации самостоятельно, без помощи родителей, разговариваю с детьми, как со взрослыми, умеющими отвечать за свои поступки.
Мне кажется, прививать полезные привычки в школе правильно, так как родители не всегда видят, как ребенок себя ведет вне дома. Главное, не переусердствовать и не сделать из ребенка робота. Детские шалости – это нормально, многие из них безобидны.
– А что по поводу опозданий? Как с ними боролись?
– Точно так же – разговорами и беседами. Правда, один раз звонила родителям и узнавала, опаздывает только в школу или на все занятия. Если только в школу, то понятно, что лень-матушка. А если даже на любимые секции, то проблема глобальнее. Иногда приходилось за несколько минут до урока искать мальчика и вести в класс (я уже знала, где он обитает во время перемены). Так за весь год и отучились. Даже на дополнительные занятия перестал опаздывать.
– К вашей работе учителем мы еще вернемся, а пока ответьте честно – у Вас самой много было «косяков» в школьные годы?
– Я никогда не опаздывала, это точно. До сих пор считаю себя достаточно пунктуальным человеком. Драк тоже не было, боялась. Но, как все нормальные дети, я списывала. Особенно, когда в старших классах появилась физика. Бывало, всем классом сбегали с последнего урока.
Думаю, если бы не было «косяков» вообще, я бы не стала учителем и не понимала бы многих детских шалостей.
«Мы были самым дружным классом»
– То есть физика была именно тем предметом, который вызывал зубной скрежет?
– Однозначно. Вообще никаким образом мне не давалась. С химией та же история. С учителями отношения были неплохие, они понимали, что предмет мне не дается и старались не «валить». Сложно сказать даже, почему они у меня не получаются. Кажется, что еще до начала этих предметов, у меня уже сложилось мнение, что не моё. А с математикой наоборот, хотя склад ума у меня гуманитарный. Даже сейчас, если вспомнить формулы, с удовольствием бы порешала что-нибудь. Но главной отдушиной был русский язык, особенно в старших классах. Мне нравилось разбирать громадные предложения и расставлять все по полочкам.
– У Вас был любимый учитель?
– Да, по математике. Мне нравилось в ней абсолютно все: стиль, походка, манера общения, методика преподавания. Я знала, что могу поговорить с учителем, если меня волнует что-то, поделиться впечатлениями, обсудить что-то. Еще очень запомнилась учительница ОБЖ. Она всегда говорила: «Надеюсь, что многое из того, что мы тут изучаем, никогда не понадобится вам в жизни». Конечно, она имела ввиду правила поведения при ЧС, пожарах и т.д. Может быть, поэтому я так старалась запомнить все это. И, к счастью, после школы мне очень пригодились эти знания. Я не попадала в чрезвычайные ситуации, но правила оказания первой помощи частенько пригождались. Даже когда оказываюсь в незнакомом месте или в лесу, всегда в голове всплывает урок ОБЖ.
– Расскажите о самом светлом школьном воспоминании
– Наверное, самые запоминающиеся и радостные дни в школе были в 11 классе. Несмотря на подготовку к ЕГЭ, мы готовились к последнему звонку и выпускному. Тогда мне казалось, что мы были самым дружным классом, такой сплоченной командой. Уроки тоже стали не такими напряженными – стали относиться к ним иначе. Предстоящие экзамены не были такими пугающими благодаря тому, что мы буквально все делали вместе: гуляли почти всем классом, сбегали с уроков все вместе, на переменах уже не делились на отдельные группы, а болтали в одном общем кругу. Меня это безумно радовало и спасало от стресса.
– Вы сильно переживали из-за экзаменов, или стресс вызывал грядущее поступление?
– И то, и другое. Экзамены меня волновали. Боялась не оправдать ожидания учителей, но прежде – свои ожидания. Хотелось выложиться на полную. И очень боялась не поступить на бюджет в Калужский университет, так как для меня это было важно. Очень не хотела обременять семью лишними затратами. У меня не было каких-то спортивных достижений или побед в олимпиадах, которые я могла бы предоставить университету. Только заработанные баллы ЕГЭ. Но в итоге все сложилось удачно, и я выдохнула с облегчением: бюджетная основа моя.
«Я знала, что куда бы ни пошла, приду в педагогику»
– Итак, Вы сдали экзамены и поступили в университет. Но… на журфак! Почему потом возникла педагогика?
– Думаю, это было записано как диагноз при рождении. И я знала, что куда бы я ни пошла, все равно приду в педагогику. Так и получилось – да, я поступила на факультет журналистики, но работала учителем. Мне очень нравится работать с детьми. При работе чувствуешь отдачу. Со взрослыми не всегда это получается. А от ребят хватаешь невероятную дозу эмоций, иногда даже забываешь про усталость.
-А с какими трудностями Вы столкнулись во время студенческой жизни?
– Трудностей было немало, как и у всех студентов. Новый круг общения волновал меня. Но мне повезло, я быстро нашла себе подругу: буквально 1 сентября мы сели за одну парту, так и не рассаживались до конца учебы. Пугали сессии два раза в год. Некоторые предметы до сих пор снятся. Приходилось, конечно, не спать ночами. «Слово о полку Игореве» на древнерусском языке глубоко врезалось мне в память – как начнешь незнакомым людям рассказывать, то подальше отходят. Иногда сложно было совмещать творческую деятельность и учебу – приходилось делать домашнюю работу прямо на репетиции «Студвесны».
На 4 курсе я начала работать и учиться параллельно. Было жутко сложно. К 8 утра я ехала на пары, а потом шла в школу, так как работала во второй смене. Вообще не представляла, как буду закрывать сессию, но обе закрыла всего с одной 4.
«Я тонула в своих мыслях и страхах»
– Теперь вернемся к Вашей работе. Расскажите о своём первом уроке в качестве учителя. Какие переживания были, какие мысли?
– Первый мой урок прошел в 6 классе, я же стала классным руководителем этих ребят. Я долго готовилась, репетировала дома, советовалась с мамой: «А как сказать? А что сказать?» Знала, что как только я зайду в класс, окажусь под прицелом глаз. Дети слушали и разглядывали меня внимательно – будто сканером прошлись. Конечно, молодой педагог вызовет у них интерес. Я практически тонула в своих мыслях и страхах: боялась, что дети меня не примут, что я им не понравлюсь, что они не будут соблюдать субординацию – начнут хамить, перейдут границы. » А вдруг я допущу ошибку?». Но детям хватило нескольких уроков, чтобы изучить меня и понять, как со мной себя вести. В общем, все прошло гладко.
– Насколько я знаю, Ваш первый год преподавательства выпал на пандемию. Сложно было влиться в работу из-за ограничений, дистанционного обучения?
– Детям очень сложно было начать работать. Первые два месяца раскачивались, потом вошли в колею. В течение года также проводились дистанционные уроки. Не всегда это было удобно, так как классы большие, нужно было вести уроки на целую параллель, то есть на конференциях присутствовало около 70 человек. Многие учащиеся баловались, невозможно было отследить всех. Накопляемость оценок упала, потому что нужно было задействовать учеников из каждого класса. В качестве педагога дни дистанционного обучения давались мне сложно. Все же проще работать в классе, когда ты видишь детей, отслеживаешь их реакцию и состояние.
«Если отнять у детей книги, вернуть их в руки будет невозможно»
– А что Вы думаете по поводу цифровизации обучения?
– Я негативно отношусь к этому, хотя сама использую интерактивную доску на уроках. Но, по моему мнению, если отнять у детей книги, вернуть их когда-либо в руки будет невозможно. И это касается не только учебников, но и художественной литературы. Конечно, электронная книга намного удобней и компактней, но я за бумажный носитель. Сейчас и так сложно отучить детей от смартфонов на уроке, а если мы полностью перейдем на «цифру», боюсь, это станет еще сложнее.
– Но и без этого у детей порой нет желания учиться. Как Вы считаете, с чем это связано и можно ли это исправить?
– Мне кажется, желание учиться может пропасть, если даже маленькие успехи ученика не замечают, игнорируют его, не хвалят. И еще для меня очень важно то, каким человеком видят ученики учителя. Когда дети воспринимают его не только как преподавателя, но и как живого обычного человека со своими ценностями и интересами. Если попробовать найти с учеником точки соприкосновения, он начнет тянуться к тебе. Тогда похвала учителя или его улыбка будет стимулом, подстегивающим к успехам в учебе.
– Одна из самых тяжёлых школьных тем – это травля. Как Вы считаете, почему она появляется? Нужно ли бороться с ней, или дети должны сами разобраться между собой?
– Это действительно серьезная тема и, наверное, в силу своего маленького опыта я пока не знаю, как с этим бороться. К сожалению, с каждым годом дети становятся более жестокими. И они не всегда понимают, как сильно могут ранить человека. Истоки такого обращения могут быть разными: отношения ребенка с родителями дома, полная свобода в интернете, литература, которую они читают, фильмы и сериалы, которые они смотрят, душевные и иногда физические травмы, оставившие осадок. Оставлять эту проблему на детей нельзя, потому что тогда все ученики поделятся на две группы: буллеры и жертвы. Бороться с этим сложнее всего. Тут, конечно, не обходится без помощи родителей и школьного психолога.
– Снежана, остался самый важный вопрос. Итак, раскройте нам мировую тайну: чем же на самом деле занимаются учителя в учительской?
– Что ж, я ожидала любого вопроса, кроме этого! В том здании, в котором я работаю сейчас, учительской нет, поэтому иногда с коллегами встречаемся на перемене поболтать. В прошлом году я работала в другом корпусе этой же школы. Там учительская была. Не поверите, но я ни разу не попила там кофе. Я забегала туда, чтобы скрыться от учеников. Иногда нужно выдохнуть и снять с себя улыбку – детям ты никак не можешь показать, что твой день не задался. А так, да, мы могли обсудить новую стрижку или маникюр. И, конечно, жаловались друг другу на бездельников и двоечников.
Беседовала Анна Фрибус
Ваш комментарий будет первым