Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Прививка от равнодушного отношения». Интервью с учителем 1-й школы Марией Малютиной, чья ученица стала финалистом Всероссийской олимпиады по краеведению

Мария Владимировна Малютина – из известной учительской династии. Только представьте: общий стаж этой семьи – 300 лет! И, как отметила героиня, неоднократно её родные помогали своим ученикам побеждать в олимпиадах. Это удалось и Марии (хотя она в школе работает всего третий год): её воспитанница, девятиклассница Лера Химина, стала финалистом Всероссийской олимпиады по краеведению. Девушка заняла 14 место, и это, хоть и не высший, но огромный результат: конкуренция была колоссальной – в олимпиаде участвовало 180 человек со всей страны! О том, какие эмоции испытывает наставник победителя, о своей династии и о том, кто же такой краевед, Мария Малютина рассказала в нашем интервью.

«Винегрет из эмоций»

– Итак, Мария, одна из Ваших учениц – Лера Химина – стала финалистом федеральной олимпиады по краеведению. Какие эмоции это у Вас вызывает?

– Когда мы узнали, что идём на финал, был целый винегрет из эмоций: радость и счастье, восторг и гордость одновременно, волнение от предстоящего всероссийского этапа, чувство долга как учителя и наставника, чтобы не подвести ребенка и область, которую представляешь. И, хотя мы и не первые из первых, но мы не проиграли. Лера стала дипломантом данного этапа, а значит, грамоту с России она все равно получит. Я вообще ни капли не расстроилась и старалась убедить в этом Леру. Конечно, у ребенка были амбиции, желание победить. Нас не устраивает формулировка: «главное не победа, а участие», но данное участие только закалило наш характер. Желание достичь высших результатов стало еще сильнее, и мы не остановимся, будем стараться покорять новые вершины, проанализируем полученные результаты и проведем работу над ошибками. Лера – настоящий боец, и то, что мы дошли до самого финала, тому подтверждение.

– Вы долго к этому готовились?

– Готовиться мы начали давно, когда был ещё только муниципальный этап и стоял выбор, кто пойдет на олимпиаду. Никогда не забуду испуганные глаза Леры, которая подошла ко мне и сказала: «Зачем Вы меня отправляете, я сомневаюсь в своих знаниях и в том, что смогу достойно выступить на олимпиаде». Но именно это и подкупило меня как учителя с первой минуты нашего общения, ведь если ребенок начинает переживать и чувствует ответственность, значит и готовиться он будет на совесть. Стоит сказать, что я не ошиблась. С первого дня, как только я дала Лере методические рекомендации и материалы для подготовки, она сразу же начала их изучать, задавать вопросы, то есть проявляла интерес. И уже через некоторое время она стала делать большие успехи при подготовке, когда мы решали варианты заданий из более ранних лет. А сама олимпиада нынче проходила в два этапа. Заочный тур состоял из теста. В очном туре тоже был тур, было мини-исследование по заданной теме, другие испытания. Все это, поверьте, не просто. И Лера молодец, что все это прошла и оказалась среди достойных.

– А вы сами участвовали в олимпиадах, когда учились в школе?

– Конечно. Я участвовала в районных олимпиадах по истории, литературе, по русскому и немецкому языкам. Но поучаствовать в олимпиаде по краеведению в школьные годы мне шанса не выпало: обычно учителя выбирают участников, ищут желающих проявить себя. Насколько я помню, мне не предлагали поучаствовать, да и сама я не рвалась. Зато я участвовала в детских краеведческих чтениях, посвященных памяти Василия Николаевича Сорокина – известного козельского краеведа. Проводятся они раз в два года. На чтениях школьники представляют доклады, презентации, которые раньше проводились по трём разделам: 1) История родного края, 2) Культура и духовность родного края, 3) Этнография и природа родного края. Я участвовала в них, когда училась в 8-9 классах, и мне нравилось.

«Я поняла, как мало, оказывается, знаю о своей малой родине»

– Когда Вы вообще стали проявлять интерес к истории, краеведению?

– Тяга к истории появилась у меня в раннем детстве. Когда я была еще ребенком, любила посещать музеи и рассматривать экспонаты: старые вещи, фотоснимки… Мне кажется, что я до сих пор могу делать это часами, окунаться в атмосферу древности и проникаться той жизнью, которая показана в предметах быта и картинах. Помимо этого, у меня была замечательная учительница –  Карпова Алевтина Сергеевна. Она всегда могла пробудить интерес ребенка к истории. Именно она стала мощным мотиватором к тому, чтобы всё больше углубляться в предмет и познавать его подробнее. В старших классах я уже не сомневалась, что буду сдавать историю на экзаменах. Что касается краеведения, то интерес к нему появился гораздо позже, когда я поступила в университет… У нас была музейная практика, и проходила я ее именно в нашем Козельском краеведческом музее. Я даже проводила экскурсии по музею. И тогда, знакомясь с экспонатами, связанными с историей родного края, я поняла, как мало, оказывается, знаю о своей малой родине. Тогда я и заинтересовалась местом, в котором живу.

– Насколько лучше или хуже преподносилось краеведение, когда Вы были школьницей? 

– Оно никак не преподносилось. В школе мы не занимались изучением краеведения, его не было в списке дисциплин – кого зацепило, того зацепило. Сегодня же в образовательных программах присутствует краеведческий компонент, поэтому на уроках истории так или иначе затрагивается история родного края. Также есть детские творческие объединения краеведческой направленности, кружки и факультативы. Я считаю, что сейчас краеведение изучается намного лучше.

– Вы уже в школьные годы определились с профессией учителя истории или рассматривали другие варианты?

– У меня были сомнения. Я долго выбирала между факультетом юриспруденции и педагогическим образованием по профилю «История». Стоит отметить, что я прошла на оба направления и осталось только выбрать. С одной стороны стояло огромное желание заниматься правозащитной деятельностью. С другой – тяга к преподаванию, мечта передать свои знания, продолжить династию учителей в нашем роду. И, в конечном итоге, выбрала второй вариант.

Мария Владимировна Малютина с мамой Ольгой Владимировной Кошелевой

– Многие школьники не знают, какую профессию выбрать, чему посвятить свою жизнь, теряются и переживают из-за этого. У Вас ведь тоже был такой период? Что можете посоветовать этим ребятам?

– При выборе профессии ориентиром служат твои собственные навыки и умения. Проще говоря, что лучше всего получается, в той сфере и нужно развиваться. Нет ничего хуже, когда работа вызывает отвращение, и ты просыпаешься с мыслью о том, как не хочешь туда идти. Тогда моментально пропадает мотивация развиваться и самосовершенствоваться в конкретной сфере. Есть три кита, на которых держится выбор профессии: 1) врожденные способности; 2) пристрастия; 3) перспектива. Перспектива означает, что нужно смотреть в будущее: выяснить, какую зарплату обещает должность, есть ли возможность для роста. Есть только вы и эта специальность. Проживете ли вы с таким бюджетом? Хватит ли вам на ваши мечты и амбиции? В школе также проводится профориентационная работа, которая помогает ребятам знакомиться с многими профессиями, их спецификой.

«Нет такого человека, которому однозначно было бы неинтересно место, в котором он живёт»

– Давайте вернемся к краеведению. Как по-вашему, кто это вообще такой – краевед? 

Краевед – это человек, занимающийся изучением своего родного края и непременно интересующийся аспектами его существования. Это вовсе не те занудные чудаки, которых порой показывают в фильмах. Краевед должен быть любознательным, открытым и ответственным человеком, обладать усидчивостью, хорошей памятью и интересом к своему месту, конечно же. 

– Можно ли привить людям интерес к краеведению и истории? Ведь, к примеру, многие школьники спят на истории, а краеведение для них – синоним к сонным музеям и «скукотище».

– Лучший способ привить любовь к предмету – это собственный пример. У меня ведь тоже интерес появился не сразу и не с бухты-барахты, а благодаря преподавателю. Это, кстати, касается и родителей: чтобы заинтересовать ребенка и пробудить у него интерес, нужно стартовать не с учебников, которые вызывают у него «ненависть и скуку», а создать мотивацию. Показать, что есть куча интересных и полезных статей, познавательных видео, или продемонстрировать нужность предмета в быту.

– Нужность истории в быту? Приведите пример.

– На самом деле, история – это не та наука, где ты взял, вспомнил её и построил дом или, например, посчитал прибыль. Но она позволяет адекватно смотреть на мир.

Мне, например, регулярно пригождаются знания по истории. В простых беседах со знакомыми и друзьями. При обсуждении тех или иных событий, разговорах на исторические темы, проведении параллелей между событиями современными и давно минувшими. При дискуссиях о существующих проблемах в обществе, государстве, мире.

Понимаешь, учащиеся любят жаловаться на то, что в жизни им не пригодятся косинусы, география, музыка, биология, литература и так далее, потому что они пойдут по другой специальности. Но здесь нужно учитывать один очень важный факт: рождаясь, человек не знает о нашем мире ничего, абсолютно. В школе он видит малюсенький сектор от всего круга знаний. Для того, чтобы прожить жизнь в нашем обществе, достаточно окончить 9 классов. Уметь читать, писать, складывать, умножать и делить. После этого можно устроиться на работу и существовать. Возможно, даже безбедно. Но если ты не знаешь, что существует кино, как ты можешь сказать – это интересно или нет? Все школьные предметы дают тебе представление о многообразии жизни. И чем больше ты знаешь понемногу обо всем, тем твоя жизнь становится насыщенней, интересней и богаче. Ты просто имеешь представление о вещах, которые существуют, и ты сама никогда не догадалась бы об этом. Запросто попадется задача, и её необходимо будет решить. Можешь и не помнить способы. Но будешь знать, имеет она решение или нет. К кому обратиться, чтобы помогли, где об этом прочитать или у кого спросить. Да и круг общения с приобретением знаний меняется очень сильно. А это расширяет круг знакомств, выбор партнера для жизни, достаток в семье и уровень благосостояния, интересный досуг. 

Думаю, нет такого человека, которому однозначно было бы неинтересно место, в котором он живёт. А чем больше мы о нем знаем, тем больше проникаемся уважением, сопереживанием, любовью и гордостью к своему городу. Это такая прививка от равнодушного отношения. Ведь чем ближе ты знаешь человека, тем больше тебя беспокоит его судьба, правда? Так и с краеведением.

– Мария Владимировна, Вы уже упомянули, что Вы из педагогической династии. Расскажите подробнее об этом, пожалуйста.

– Общий педагогический стаж нашей династии составляет более трехсот лет – немало, правда? И моя мама, и бабушки посвятили себя преподаванию. Стаж моей мамы – Кошелевой Ольги Владимировны – 33 года. Она учитель высшей категории и преподает биологию. Кстати, дети, которые учились у нее, также проходили на Всероссийский этап по биологии и даже становились призерами. Моя бабушка, Кошелева Вера Борисовна, 40 лет работала сначала в 8-летней школе учителем биологии, затем в школе-интернате. В нашей династии есть учителя физики, начальных классов и даже работники школьной библиотеки. Всё же это тяжелый труд, который требует затрат многих ресурсов, особенно времени. Не каждый человек выдержит. Бывает такое, что после пары лет работы в школе учителя сдаются и уходят. Именно поэтому я горжусь своей родословной – за долгие годы преподавания ни у кого из членов моей семьи не возникало мысли об уходе. Желание передать свой опыт, знания, оставить значительный след в жизни – всё это оправдывает трудности.

«Прошлое – это не просто список каких-то скучных дат».

После разговора с Марией, мы решили побеседовать с финалистом Всероссийской олимпиады по краеведению – Валерией Химиной.

– Лера, как ты отреагировала, когда узнала, что дошла до финала?

– Я тогда очень удивилась. В августе я ехала отдыхать на море, и тогда мне пришло сообщение от учительницы, что мы с области прошли на федеральный этап. Это было неожиданно, потому что областную олимпиаду я писала еще в феврале, а узнала о победе только спустя полгода. Когда я до конца осознала, что иду на Всероссийскую олимпиаду, очень сильно радовалась. Рассказала родителям, а дальше – поздравления, смех, гордость.  И, конечно, предвкушение!

– Кто поддерживал тебя всё это время?

– Родители, само собой. Особенно на областном этапе. Я ездила в Калугу, и они тряслись вместе со мной, волновались, говорили слова поддержки. Также меня поддерживала моя учительница истории и обществознания – Мария Владимировна. Без неё я вообще вряд ли достигла бы своих побед, так что это наши общие достижения. Наш с ней олимпиадный путь начался в седьмом классе. Тогда я впервые стала победителем по обществознанию, и это мотивировало нас на подготовку и участие в новых и новых олимпиадах. На протяжении всех этапов этого года Мария Владимировна много помогала мне и поддерживала, я очень благодарна ей за это.

– Ты уже увлекалась краеведением во время своей первой победы – в седьмом классе?

– Нет, краеведение привлекло меня спустя год. Тогда я участвовала в олимпиадах по истории, обществознанию и краеведению. Результат последнего оказался самым удачным, и тогда я заинтересовалась: ведь эта та же история, в которой изучается наш родной край. Мне стало интересно, как экономически развивалась Калужская область, как жили, общались и одевались люди много веков назад, как появлялись новые достопримечательности. 

– Ты собираешься связать свою жизнь с историей?

– На самом деле, нет. Хотя история и краеведение – это очень интересно, моё сердце принадлежит медицине. Кажется, я еще в раннем детстве решила стать врачом: мне очень нравились мультики про докторов, большие и тогда еще непонятные энциклопедии с картинками. В 6 классе я уверенно сказала родителям, что выбрала свой путь и очень хочу лечить людей.

Как по-твоему, почему в XXI веке важно помнить, что происходило много веков назад? Ведь все эти события давно быльём поросли! Разве не важнее смотреть вперед?

– Бред! Разумеется, смотреть вперёд и думать о будущем очень важно. Но и оглядываться назад необходимо. Ведь прошлое – это не просто список каких-то скучных дат. Прошлое – это бесценный опыт, пережитые ошибки, открытия. Тем более прошлое в масштабах государства: благодаря людям, которые жили и правили давным-давно, мы видим мир таким, какой он есть. А память о людях, которые видели войну? Как можно забывать такое?! Важно хранить память о людях, которые совершали подвиги, помогали друг другу, любили, о событиях, когда-либо произошедших в мире. Без прошлого и будущего-то никакого может и не быть.

Беседовала Анна Фрибус

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять