Деревня Стенино стоит особняком среди населенных пунктов Козельского района. Именно отсюда, с высоты холма, открывается прекрасный вид на Оптину пустынь. По заливным лугам к Жиздре проходит кратчайший путь, которым паломники в прошлые века добирались в монастырь, минуя паромную переправу. После возрождения святыни множество людей со всей страны и из-за рубежа приезжает жить в деревню. С началом пандемии коронавируса их стало заметно больше. Но идеальную картину Стенино портит серьезная проблема – с общественным транспортом.
Местная Рублевка
Кто-то зовет Стенино так, проводя аналогию с подмосковным элитным районом, – вдоль Рублево-Успенского шоссе. Виной тому – многочисленные добротные дома и гостиницы, появившиеся здесь за последние годы и продолжающие расти, как грибы после дождя.
Всего домовладений здесь насчитывается 168, а постоянно прописанных – 173 человека. На самом деле в деревне проживает гораздо больше: кто-то зарегистрирован в Козельске, кто-то – в другом регионе, но оформлять регистрацию по месту жительства не спешит.
Сама деревня тянется вдоль дороги, проходящей параллельно трассе на Калугу. По одну сторону от Стенино – Новое Казачье, по другую – Нижние Прыски. Протяженность самого населенного пункта – чуть больше двух километров. И если от Казачьего можно дойти и пешком до Козельска даже при отсутствии транспорта, а Нижние Прыски – рядом с выездом на большую дорогу, да и вообще – местный духовный и культурный центр с хотя бы минимально развитой инфраструктурой, то Стенино – оказалось как-то на отшибе во всех отношениях.
Зарисовки из деревенской жизни
«Постоянно видишь односельчан в ожидании транспорта, – рассказывает местный житель Андрей, первый кого мы встретили, приехав в деревню. У мужчины есть личный автомобиль, поэтому проблема с общественным транспортом его лично не касается, но за других, говорит, обидно, – то стоит на остановке соседка-пенсионерка – надо съездить в МФЦ. Подвозишь, ведь может и не дождаться. А назад как поедет? – страшно подумать. То знакомая девчушка – никак не доберется до гимназии: школьный автобус захватывает только учеников государственных школ».
Наш собеседник рассуждает о том, что на такси не наездишься, вот и приходится людям помогать, если – по пути. «То почтальон не успевает на работу в Козельск – автобуса нет, а маршрутка из Нижних Прысков или Подборок – полная, – продолжает он. – Приятельнице и вовсе позволяют опаздывать, ведь регулярный рейс приходит в Козельск минут на 30 позже, чем начинается рабочий день. Иначе вообще не уедешь».
И таких историй, знаем не понаслышке, в Стенино у многих наберется не на одну газетную полосу. «Так что с общественным транспортом тут, как и с работой, и c доставкой на нее – полный швах!» – делает вывод старожил в рассказе о всеобщей беде.
Своими переживаниями с нами поделилась и Екатерина Юрель. Она – известный на всю округу регент храма Преображения Господня в селе Нижние Прыски. Много лет живет с семьей в начале деревни, ехать до Козельска ей дальше всех. Екатерина рассказывает: «Многие рейсы не идут через Стенино – водители отказываются проезжать этой дорогой. Остановка – на повороте перед деревней Новая Казачья, куда надо еще как-то добраться за 5 километров. Хотелось бы какую-то прямую дорогу тогда иметь к основной трассе».
Этой же проблемой озабочена Екатерина Титенок, педагог и многодетная мама, недавно переехавшая с мужем и детьми в благословенные места: «Непонятно, как ходит общественный транспорт? Расписание – одно, а приходят маршрутки и автобусы – по-другому. А могут и вовсе не прийти. Люди не в состоянии добраться до Стенино и выбраться из него. В этом поможет или такси – и то не всегда, или личный автомобиль. Но не у всех он есть». А ведь детей, по словам Екатерины, хочется и в кружки отвезти, и в спортивные секции Козельска, и с друзьями повидаться. И в Оптину съездить. Ну, как тут без транспорта?
Увидеть все своими глазами
Как-то пришлось добираться из Стенино в Козельск своим ходом. Знакомая подсказала, что около 17 часов должен идти рейс до Козельска, ежедневный. Появилась на остановке, ближайшей к гостевым домам «Усадьба», вовремя. Простояла в ожидании час, не понимая – ушел уже автобус или есть надежда на его появление?
За это время мимо прошла энергичная блондинка. Поняла, что где-то видела ее лицо. Тут вспомнила, – сотрудница «Пятерочки», что в Новой Казачьей. Видно, идет с работы.
Проехали три знакомых брата на велосипедах – возвращались со стройки из Стенино в Козельск – проверенным способом.
В итоге позвонила мужу, чтобы довез до места назначения, потому как пять километров пешком – не осилила бы.
Что говорят власти, и как устроена система пассажирских перевозок?
Мы договорились о встрече с главой администрации СП «Село Нижние Прыски», к которому относится Стенино. На вопрос, что сделано для решения проблемы автобусного сообщения в деревне, Татьяна Геннадьевна Старостина рассказала: «В июне этого годы мы обращались в районную администрацию, говорили, что есть проблемы с маршрутом Сосенский-Козельск-Калуга на 11.20: он идет по окружной, не проезжая по улице Большая Советская и деревню Стенино. Просили дополнительные маршруты с 13.00 до 15.50, когда никаких рейсов через деревню нет. Автобус Козельск-Калуга на 13.00 часто отменяется. Из Калуги идущие автобусы не делают остановки в Стенино. Но из района никакой информации по этой проблеме не поступило».
Татьяна Геннадьевна добавила, что еще в период строительства основной трассы, местные жители были озабочены тем, что рейсы будут игнорировать деревенскую дорогу от села Нижние Прыски до деревни Новая Казачья. Были обещания со стороны депутатов, что этого не произойдет. Но опасения оказались не напрасными. Жители остались, по сути, без транспорта.
Мы позвонили в администрацию МР «Козельский район», чтобы выяснить, как решается вопрос с транспортом в Стенино. Ситуацию прокомментировала заместитель главы администрации Оксана Николаевна Егорова:
«Ответы на запросы администрации СП «Нижние Прыски» по проблеме пассажирских перевозок мы отправляли. Что касается рейсов, то мы можем контролировать только маршруты, проходящие внутри Козельского района». По словам Оксаны Николаевны, многие перевозчики обанкротились, осталось несколько – с тем из них, кто выигрывает тендер, заключается контракт на один год. В нем прописывается количество рейсов. Подрядчик не имеет право менять это число. То есть отговорка из серии «я не еду, потому что нет пассажиров» в данном случае попросту незаконна. Тем более, что убытки район компенсирует дотационными отчислениями. Но при этом и это важно – рейсы взаимозаменяемы: один можно отменить, а в более востребованное время – запустить по маршруту.
В случае отмены рейса или прохождению не по заданному пути, как пояснила Егорова, граждане каждый раз должны сообщать в отдел экономического развития и инвестиций при районной администрации. (2-42-40). По факту проводится мониторинг, проходят проверки. На недобросовестных перевозчиков налагаются штрафы за нарушение контракта.
Что касается рейсов Козельск-Калуга и Калуга-Козельск, то Оксана Николаевна заверила – районная администрация регулярно пишет в Минэкономразвития Калужской области о том, что межмуниципальные рейсы нередко отменяются, либо водители меняют маршруты и не проезжают через деревни. В администрации говорят, что и впредь готовы ходатайствовать перед правительством и рассказывают, как сделать так, чтобы там о конкретной проблему услышали быстрее. Необходимо в сельском поселении организовать сход граждан с местными депутатами, сформулировать запрос, который сельская администрация передаст районной, а та – дальше.
«Когда наши ходатайства подкреплены конкретными заявлениями людей и подписями, тогда все решается гораздо эффективнее», – говорят в районной администрации.
А вот повлиять на перевозчиков московских, похоже, невозможно. Этот вопрос, по словам Оксаны Николаевны, решается на уровне Росавтотранса. Им писали, просили увеличить рейсы, просили проезжать через деревни, но каждый раз в ответ приходили отказы.
«Повлиять на перевозчиков в Москве сложно: они не заинтересованы совершать убыточные рейсы – если нет людей или пассажиров немного. Поэтому зачастую поездки отменяют. И в Козельске об этом узнают лишь по факту», – объясняет заместитель главы районной администрации.
Оксана Егорова также добавила, что было обращение в область с предложением установить остановку на трассе в районе заправки перед селом Нижние Прыски. Но просьбу не поддержали «ввиду аварийности места и несоответствия его безопасности движения».
Что делать дальше?
На этот вопрос в администрации СП «Нижние Прыски» нам ответили, что выступят с предложением в область, чтобы в контрактах с перевозчиком четко прописывалось – все маршруты до Козельска и Калуги должны проходить через деревни. (Сейчас через Стенино из калужских рейсов ходят лишь те, что отправляются из Козельска или Сосенского в 6.50, 11.20 и 13.00. И московские – на 15.50 и 17.40. А в обратном направлении – доподлинно неизвестно).
Жители со своей стороны также могут повлиять на ситуацию. Например, собраться вместе с депутатами и местной властью, сформулировать четкие претензии и предложения перевозчикам и тем, кто их должен контролировать.
А пока что жители Стенино преодолевают транспортную проблему каждый по-своему: молодежь ходит пешком, сотрудница «Пятерочки» освоила велосипед, почтальону дочка с зятем купили автомобиль, а кого-то по-прежнему “подбрасывают” до города соседи.
Наталия Шеховцова
Ваш комментарий будет первым