Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Полет нормальный!

Еще с советских времен в Сосенском готовят чемпионов по авиамодельному спорту

Мы с завидной регулярностью в своих новостных лентах рассказываем о победах сосенского клуба «Авиаторы». Ребята-авиамоделисты во всех смыслах – на высоте. Им покоряются и российские, и европейские соревнования. Только вдумайтесь – за 2021 год 21 медаль! Мы решили расширить наши заметки о чемпионском и легендарном – для Сосенского то уж точно –  объединении и встретились с руководителем «Авиаторов», мастером спорта Евгением Ивановичем Балиным.

«Увидел, как запускают самолеты. Пришел и остался на 28 лет»

Евгений, расскажите, с чего все началось лично у вас?

Я загорелся желанием заниматься авиамоделированием в классе в третьем, где-то в 1987 году. Мы гуляли с друзьями в районе поля у завода НИИАП. И я увидел, как самолеты запускают. Стало интересно. Ведь в то время не было ничего такого, кроме двух-трех игрушек, которые в магазине продавались. Пришел в Дом творчества, и меня затянуло. Так и остался здесь – на 28 лет.

Когда же был основан авиамодельный кружок?

Более 30 лет назад. Поначалу здесь были практически одни технические кружки: ракетомодельный, судомодельный, фотолаборатория, компьютерный класс. Был даже свой картинг. А потом развал страны в 90-е. Людям надо было где-то работать. Из технических – остался один авимодельный кружок, не так давно переименованный в «Авиаторы». Когда-то у клуба был свой музей, где хранились реликвии, медали. Его закрыли, появлялись новые кружки.

А какие у вас воспоминания о вашем наставнике и о том времени, когда только пришли в кружок?

Владислав Алексеевич окончил МАИ, работал на неплохой должности в НИИАПе. Но все оставил, основал «Авиаторов» и решил заниматься с детьми. Был настоящим подвижником. Кроме него, здесь трудились и продолжают работать Михаил Михайлович Мишкин и Сергей Викторович Шляпин. В то время дома мы практически не бывали: было много соревнований. Под руководством Владислава Алексеевича, в 1996 году в Пензе, мы стали абсолютными чемпионами России в номинации «Воздушный бой». Были экипажи – школьный и юношеский. И мы заняли первые два места.

Интересно. А как вы стали руководителем «Авиаторов»?

Клуб я возглавил 19 лет назад, как не стало Владислава Ивановича. Конечно, у меня были перерывы, когда не был связан с «Авиаторами»: армия, смена работы, где-то лет шесть получается. Но образование у меня техническое, и авиамоделизм зацепил меня.

Что же вас удерживает здесь и помогает сохранять жизнь кружка?

Здесь и любимая работа, за которую платят. Это, ведь, мечта любого. И желание трудиться, когда видишь, как дети добиваются результатов: как блестят, сияют их глаза. Ради этого стоит жить!

И родители, конечно, благодарны. Дети меняются на глазах. Бабушки, мамы говорят, что, когда ребята приходят к нам, и учебу подтягивают, и слушаться начинают. У нас ведь требуются и усидчивость, и порядок: они не ерундой ведь занимаются.

«Из выпускников никто не сказал, что зря потратил время. Все – при деле»

Многие ли из пришедших заниматься детей остаются? И переходит ли это увлечение в дальнейшую жизнь?

Конечно, не всем оно нравится. Как любой вид творчества, кому-то – подходит, кому-то – нет. Если занятия по душе, то они уже затягивают надолго. Кто остается, связывает с этим дальнейшую жизнь. Один из наших выпускников – Александр Афонин – еще маленьким пацаненком ко мне ходил. А сейчас работает на аэродроме в Орешково, в Воротынске, обслуживает самолеты. Другой, Максим Грудинин – в Жуковском, в Центральном аэрогидродинамическом институте. Есть те, кто работает, в КБ Сухого, в госструктурах. Из тех, кто занимался у нас, никто не сказал, что зря потратил время, что это не пошло ему на пользу. Все вспоминают, испытывая теплые эмоции, все бывшие воспитанники при деле. Мы, ведь, охватываем большой объем знаний: металлообработку, деревообработку, законы физики, которые объясняешь на простых примерах гораздо раньше, чем проходят в школе. Плюс соревнования, где ребенок многое видит, путешествуя по стране, расширяет кругозор. Здесь присутствует и физическая нагрузка. Он уже оказывается на шаг впереди своих сверстников.

А сложно учиться – надо и модели строить, и управлять ими?

Одни дети быстро осваивают, другие – чуть дольше. Вестибулярный аппарат должен работать, чтобы голова не кружилась. Ты же вращаешься постоянно, управляя моделью. Плюс видение самолета на двадцати метрах: кто-то видит на десять метров, где находится модель, а на двадцати – не ощущает горизонты высоко или низко она находится.

«Практика – бесконечный процесс самосовершенствования»

Евгений, а вы сами долго шли к мастерству, которым сейчас владеете в построении моделей?

Все приходит с годами и опытом, с так называемой «чуйкой». Даже если рассчитать модель на компьютере, не факт, что она полетит. Это было доказано не раз уже именитыми спортсменами. По сути, ты – самоучка. Книг по теории – полно. А практика – бесконечный процесс самосовершенствования.

Получается, что каждая модель уникальна – и внешне, и по конструкции. А существует стандарт или идеал, к которому вы стремитесь?

К идеалу можно стремиться вечно. А какой он – никто и не скажет. Мы строим пилотажные кордовые модели классификации F2-B, которые управляются с помощью корды (тросика) спортсменом с земли от начала полета и до посадки.

А кроме моделей этого класса, был опыт «общения» с другими – из существующих шести видов?

При Владиславе Алексеевиче мы работали с разными интересными классами: и свободного полета, и копии, и полукопии, и гоночные, и бойцовые (штурмовые) модели выступали. Но пилотаж все же больше по душе. Он и поспокойнее, и менее затратный, чем модели воздушного боя, которые часто бьются и ломаются, требуя вложений на восстановление и материалы. Наши модели тоже, бывает, бьются, но реже. То есть исходим и из финансовых возможностей, и тренировочных площадок.

Евгений, из чего обычно конструируют модели?

Материалы дорогие. Используемая древесина – бальзовая: редкое и ценное дерево из Южной Америки. Она легкая и прочная. Из нее, например, изготавливают декорации к фильмам: там, где стену надо проломить головой. Раньше его сложно было достать, оно ценилось на вес золота: мы все щепочки собирали, пытались использовать. Сейчас все более доступно. Китайцы, правда, перехватывают все поставки: делают из них лопасти для ветряков. Но по композитным материалам, используемым в строительстве авиамоделей, сейчас большой выбор.

А какие модели вы создаете и используете для соревнований? И как долго они конструируются?

Сейчас переходим на электрические модели, в связи с экологическими требованиями на соревнованиях в Европе. Раньше были с ДВС, а это – дым, звук. Но электронику у нас не делают: заказываем в Словакии. Аккумуляторы тоже у нас никто не делает. Получается замкнутый круг и проблемы. По материалам можно еще что-то найти здесь, а все остальное… Но это, если хочешь выступать на соревнованиях на должном уровне. На «Формулу-1» ты же не приедешь выступать на «Запорожце»? Смысла – нет. Нужна хотя бы более или менее соответствующая техника. Плюс ты должен достойно управлять ею. А на изготовление модели уходит до 7 месяцев.

Есть ли у вас любимая модель? И с какой вы чаще всего одерживаете свои победы?

Любимых много. Они все дороги. В каждую вкладываешь силы и душу.

«Тренировки без соревнований – половина дела»

Первые соревнования по авиамоделизму проходили еще в далеком 1910 году. Их организовал Николай Жуковский – великий русский ученый-механик. Зачем необходимы соревнования, что они дают?

Прежде всего, чтобы было развитие. Здесь другие ощущения, иначе ведешь себя, чем на тренировке. Работаешь на судей, которые тебя оценивают. Выполнить пилотажный комплекс ты обязан за 7 минут – от запуска, полета и до посадки. И зрители, в любом случае, должны быть. Модели готовим, хоть и маленькие учебные, но прилагая усилия, время для отделки, чтобы они визуально выглядели достойно.

Я думала, вы скажете, что соревнование –  это, прежде всего общение, как сейчас модно говорить «комьюнити», ведь у нас в стране более 30 тысяч человек – приверженцы авиамодельного спорта…

Это тоже, вы правы. Круг единомышленников охватывает всю нашу необъятную Родину, и он постоянно расширяется. Ведь знакомишься с новыми людьми, обмениваешься знаниями и опытом.

Да и мест для встреч хватает в нашем плотном графике. Вот, сами посмотрите, график на следующий год: в апреле – в Кабардино-Балкарии, май – в Алексине этап Кубка мира, июнь – Смоленск, июль – чемпионат России, август – чемпионат мира в Польше, сентябрь – Смоленск, октябрь – Кубок России – вновь в Кабардино-Балкарии.

Впечатляет! Вы получаете заранее приглашения?

Нет. Есть официальный сайт, где вывешивают положение о соревнованиях. И ты сам выбираешь, в каких участвовать. У нас есть «Федерация авиамодельного спорта России» по Калужской области. Мы с ней сотрудничаем в разных направлениях: чтобы получать разряды, представлять регион на соревнованиях. Чтобы участвовать в них, ты должен заплатить за членство в федерации по существующему положению.

Евгений, вы взрастили чемпиона России. Это ваш сын Александр. У вас  есть, например, талантливый 14-летний кандидат в мастера – Антон Дятлов, который входит в десятку лучших юниоров России. Вы лично входите в 7-ку лучших спортсменов России. Какие качества нужны, чтобы стать лучшим?

Конечно, многое зависит от самого человека: его стремлений, характера, желаний. К каждому ребенку нужен свой подход – с кем-то помягче надо, с кем-то – наоборот. Родители тоже оказывают воспитательную роль, особенно в переходный период. И, разумеется, необходим длительный труд, тренировки, с разбором нюансов и тонкостей.

Евгений, на ваш взгляд, есть ли будущее у авиамодельного спорта России?

Сейчас он потихоньку начинает возрождаться. Кому-то помогают власти, кому-то спонсоры. И на государственном уровне принимаются программы по развитию авиамоделизма в стране. Хочется, чтобы и у нас он развивался на высоком уровне, как во многих других регионах.

Какова ваша главная мечта в жизни и в профессии?

Хочется, чтобы все были здоровы и счастливы, чтобы дети добились высот, и мы – не отставали от них. Чтобы оказывалась поддержка «Авиаторам».  И государство обращало больше внимание на технические виды спорта.

Беседовала Наталия Шеховцова

Фото: Василий Батурин, из архива «Авиаторов»

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять