Еще с советских времен в Сосенском готовят чемпионов по авиамодельному спорту
Мы с завидной регулярностью в своих новостных лентах рассказываем о победах сосенского клуба «Авиаторы». Ребята-авиамоделисты во всех смыслах – на высоте. Им покоряются и российские, и европейские соревнования. Только вдумайтесь – за 2021 год 21 медаль! Мы решили расширить наши заметки о чемпионском и легендарном – для Сосенского то уж точно – объединении и встретились с руководителем «Авиаторов», мастером спорта Евгением Ивановичем Балиным.
«Увидел, как запускают самолеты. Пришел и остался на 28 лет»
– Евгений, расскажите, с чего все началось лично у вас?
– Я загорелся желанием заниматься авиамоделированием в классе в третьем, где-то в 1987 году. Мы гуляли с друзьями в районе поля у завода НИИАП. И я увидел, как самолеты запускают. Стало интересно. Ведь в то время не было ничего такого, кроме двух-трех игрушек, которые в магазине продавались. Пришел в Дом творчества, и меня затянуло. Так и остался здесь – на 28 лет.
– Когда же был основан авиамодельный кружок?
– Более 30 лет назад. Поначалу здесь были практически одни технические кружки: ракетомодельный, судомодельный, фотолаборатория, компьютерный класс. Был даже свой картинг. А потом развал страны в 90-е. Людям надо было где-то работать. Из технических – остался один авимодельный кружок, не так давно переименованный в «Авиаторы». Когда-то у клуба был свой музей, где хранились реликвии, медали. Его закрыли, появлялись новые кружки.
– А какие у вас воспоминания о вашем наставнике и о том времени, когда только пришли в кружок?
– Владислав Алексеевич окончил МАИ, работал на неплохой должности в НИИАПе. Но все оставил, основал «Авиаторов» и решил заниматься с детьми. Был настоящим подвижником. Кроме него, здесь трудились и продолжают работать Михаил Михайлович Мишкин и Сергей Викторович Шляпин. В то время дома мы практически не бывали: было много соревнований. Под руководством Владислава Алексеевича, в 1996 году в Пензе, мы стали абсолютными чемпионами России в номинации «Воздушный бой». Были экипажи – школьный и юношеский. И мы заняли первые два места.
– Интересно. А как вы стали руководителем «Авиаторов»?
– Клуб я возглавил 19 лет назад, как не стало Владислава Ивановича. Конечно, у меня были перерывы, когда не был связан с «Авиаторами»: армия, смена работы, где-то лет шесть получается. Но образование у меня техническое, и авиамоделизм зацепил меня.
– Что же вас удерживает здесь и помогает сохранять жизнь кружка?
– Здесь и любимая работа, за которую платят. Это, ведь, мечта любого. И желание трудиться, когда видишь, как дети добиваются результатов: как блестят, сияют их глаза. Ради этого стоит жить!
И родители, конечно, благодарны. Дети меняются на глазах. Бабушки, мамы говорят, что, когда ребята приходят к нам, и учебу подтягивают, и слушаться начинают. У нас ведь требуются и усидчивость, и порядок: они не ерундой ведь занимаются.
«Из выпускников никто не сказал, что зря потратил время. Все – при деле»
– Многие ли из пришедших заниматься детей остаются? И переходит ли это увлечение в дальнейшую жизнь?
– Конечно, не всем оно нравится. Как любой вид творчества, кому-то – подходит, кому-то – нет. Если занятия по душе, то они уже затягивают надолго. Кто остается, связывает с этим дальнейшую жизнь. Один из наших выпускников – Александр Афонин – еще маленьким пацаненком ко мне ходил. А сейчас работает на аэродроме в Орешково, в Воротынске, обслуживает самолеты. Другой, Максим Грудинин – в Жуковском, в Центральном аэрогидродинамическом институте. Есть те, кто работает, в КБ Сухого, в госструктурах. Из тех, кто занимался у нас, никто не сказал, что зря потратил время, что это не пошло ему на пользу. Все вспоминают, испытывая теплые эмоции, все бывшие воспитанники при деле. Мы, ведь, охватываем большой объем знаний: металлообработку, деревообработку, законы физики, которые объясняешь на простых примерах гораздо раньше, чем проходят в школе. Плюс соревнования, где ребенок многое видит, путешествуя по стране, расширяет кругозор. Здесь присутствует и физическая нагрузка. Он уже оказывается на шаг впереди своих сверстников.
– А сложно учиться – надо и модели строить, и управлять ими?
– Одни дети быстро осваивают, другие – чуть дольше. Вестибулярный аппарат должен работать, чтобы голова не кружилась. Ты же вращаешься постоянно, управляя моделью. Плюс видение самолета на двадцати метрах: кто-то видит на десять метров, где находится модель, а на двадцати – не ощущает горизонты – высоко или низко она находится.
«Практика – бесконечный процесс самосовершенствования»
– Евгений, а вы сами долго шли к мастерству, которым сейчас владеете в построении моделей?
– Все приходит с годами и опытом, с так называемой «чуйкой». Даже если рассчитать модель на компьютере, не факт, что она полетит. Это было доказано не раз уже именитыми спортсменами. По сути, ты – самоучка. Книг по теории – полно. А практика – бесконечный процесс самосовершенствования.
– Получается, что каждая модель уникальна – и внешне, и по конструкции. А существует стандарт или идеал, к которому вы стремитесь?
– К идеалу можно стремиться вечно. А какой он – никто и не скажет. Мы строим пилотажные кордовые модели классификации F2-B, которые управляются с помощью корды (тросика) спортсменом с земли от начала полета и до посадки.
– А кроме моделей этого класса, был опыт «общения» с другими – из существующих шести видов?
– При Владиславе Алексеевиче мы работали с разными интересными классами: и свободного полета, и копии, и полукопии, и гоночные, и бойцовые (штурмовые) модели выступали. Но пилотаж все же больше по душе. Он и поспокойнее, и менее затратный, чем модели воздушного боя, которые часто бьются и ломаются, требуя вложений на восстановление и материалы. Наши модели тоже, бывает, бьются, но реже. То есть исходим и из финансовых возможностей, и тренировочных площадок.
– Евгений, из чего обычно конструируют модели?
– Материалы дорогие. Используемая древесина – бальзовая: редкое и ценное дерево из Южной Америки. Она легкая и прочная. Из нее, например, изготавливают декорации к фильмам: там, где стену надо проломить головой. Раньше его сложно было достать, оно ценилось на вес золота: мы все щепочки собирали, пытались использовать. Сейчас все более доступно. Китайцы, правда, перехватывают все поставки: делают из них лопасти для ветряков. Но по композитным материалам, используемым в строительстве авиамоделей, сейчас большой выбор.
– А какие модели вы создаете и используете для соревнований? И как долго они конструируются?
– Сейчас переходим на электрические модели, в связи с экологическими требованиями на соревнованиях в Европе. Раньше были с ДВС, а это – дым, звук. Но электронику у нас не делают: заказываем в Словакии. Аккумуляторы тоже у нас никто не делает. Получается замкнутый круг и проблемы. По материалам можно еще что-то найти здесь, а все остальное… Но это, если хочешь выступать на соревнованиях на должном уровне. На «Формулу-1» ты же не приедешь выступать на «Запорожце»? Смысла – нет. Нужна хотя бы более или менее соответствующая техника. Плюс ты должен достойно управлять ею. А на изготовление модели уходит до 7 месяцев.
– Есть ли у вас любимая модель? И с какой вы чаще всего одерживаете свои победы?
– Любимых много. Они все дороги. В каждую вкладываешь силы и душу.
«Тренировки без соревнований – половина дела»
– Первые соревнования по авиамоделизму проходили еще в далеком 1910 году. Их организовал Николай Жуковский – великий русский ученый-механик. Зачем необходимы соревнования, что они дают?
– Прежде всего, чтобы было развитие. Здесь другие ощущения, иначе ведешь себя, чем на тренировке. Работаешь на судей, которые тебя оценивают. Выполнить пилотажный комплекс ты обязан за 7 минут – от запуска, полета и до посадки. И зрители, в любом случае, должны быть. Модели готовим, хоть и маленькие учебные, но прилагая усилия, время для отделки, чтобы они визуально выглядели достойно.
– Я думала, вы скажете, что соревнование – это, прежде всего общение, как сейчас модно говорить «комьюнити», ведь у нас в стране более 30 тысяч человек – приверженцы авиамодельного спорта…
– Это тоже, вы правы. Круг единомышленников охватывает всю нашу необъятную Родину, и он постоянно расширяется. Ведь знакомишься с новыми людьми, обмениваешься знаниями и опытом.
Да и мест для встреч хватает в нашем плотном графике. Вот, сами посмотрите, график на следующий год: в апреле – в Кабардино-Балкарии, май – в Алексине этап Кубка мира, июнь – Смоленск, июль – чемпионат России, август – чемпионат мира в Польше, сентябрь – Смоленск, октябрь – Кубок России – вновь в Кабардино-Балкарии.
– Впечатляет! Вы получаете заранее приглашения?
– Нет. Есть официальный сайт, где вывешивают положение о соревнованиях. И ты сам выбираешь, в каких участвовать. У нас есть «Федерация авиамодельного спорта России» по Калужской области. Мы с ней сотрудничаем в разных направлениях: чтобы получать разряды, представлять регион на соревнованиях. Чтобы участвовать в них, ты должен заплатить за членство в федерации по существующему положению.
– Евгений, вы взрастили чемпиона России. Это ваш сын Александр. У вас есть, например, талантливый 14-летний кандидат в мастера – Антон Дятлов, который входит в десятку лучших юниоров России. Вы лично входите в 7-ку лучших спортсменов России. Какие качества нужны, чтобы стать лучшим?
– Конечно, многое зависит от самого человека: его стремлений, характера, желаний. К каждому ребенку нужен свой подход – с кем-то помягче надо, с кем-то – наоборот. Родители тоже оказывают воспитательную роль, особенно в переходный период. И, разумеется, необходим длительный труд, тренировки, с разбором нюансов и тонкостей.
– Евгений, на ваш взгляд, есть ли будущее у авиамодельного спорта России?
– Сейчас он потихоньку начинает возрождаться. Кому-то помогают власти, кому-то спонсоры. И на государственном уровне принимаются программы по развитию авиамоделизма в стране. Хочется, чтобы и у нас он развивался на высоком уровне, как во многих других регионах.
– Какова ваша главная мечта в жизни и в профессии?
– Хочется, чтобы все были здоровы и счастливы, чтобы дети добились высот, и мы – не отставали от них. Чтобы оказывалась поддержка «Авиаторам». И государство обращало больше внимание на технические виды спорта.
Беседовала Наталия Шеховцова
Фото: Василий Батурин, из архива «Авиаторов»
Ваш комментарий будет первым