Разговор с учителем и гражданином Геннадием Бобылкиным
Геннадий Георгиевич Бобылкин – преподаватель ОБЖ и технологии козельской СОШ № 3. А еще он возглавляет работу по патриотическому воспитанию. На прошлой неделе стало известно, что Бобылкин – один из пяти победителей регионального конкурса Правительства Калужской области «За успехи в патриотическом воспитании детей и молодежи». Очень важная награда. Мы встретились с Геннадием Георгиевичем и поговорили о многом. Но прежде всего, конечно, о любви к Родине и нравственных ориентирах. А еще о том, почему нынешние школьники считают войну «иллюзией»?
Патриотизм начинается с любви
– Геннадий Георгиевич, как приняли свою победу в конкурсе?
– Как хорошо выполненную работу. Без эмоций, просто как ее оценку. Моя задача – не региональная награда, а воспитание ребят. А победа в конкурсе, знаете ли, дело десятое.
– Воспитание – это хорошо. Как же обучаете молодежь?
– У меня во вторник кружок юного патриота. За час, конечно, ничего не успеешь. Я их собираю еще и в субботу. Было 80-летие контрнаступления под Москвой, показывал им «Битву за Москву» Юрия Озерова. Вы когда в последний раз видели, что бы дети смотрели, раскрыв рот и не шевелясь, фильмы? А вот у моих ребят именно такая реакция была. И ведь там никакой компьютерной графики нет. Ведь режиссер фильма рассказывал о том, что сам видел – он в 20 лет пошел воевать. Да и играли те люди, которые тоже прошли все это, совпало с войной их детство, юность, молодость. Вот лишь один из примеров того, как я работаю.
– Как Вы объясняете ребятам понятие «патриотизм»?
– Патриот – это человек, который любит свою Родину. Это раз. Чтит память этой страны, знает ее историю – два. И три – это правильная цель в жизни – каким ты будешь? Прийти на службу, на работу просто посидеть и потом получить зарплату? Это одно. А отдать себя на службе в любое время – это совершенно другое. Не просто зарабатывать деньги, а делать что-то полезное для своей страны. Взять тех же писателей, поэтов – стихи тоже патриотизм. И даже когда их произведения не о Родине, а о любви. Чем любовь к другому человеку отличается от любви к своей стране?.. Любовь к девушке, которая живет в твоей стране… Патриотизм не только глобальными масштабами измеряется. Семья, близкие люди, например – это тот же долг, ответственность, любовь, как и перед Родиной. И не только семья, патриотизм это ведь и про мусор мимо помойки тоже.
– Учите школьников не сорить?
– Да, приучаю. Выхожу, чищу снег. Идут ребята: «Давайте поможем!». Проходит месячник по озеленению, и они предлагают цветы, кустарники, облагородить участок возле школы – красоту там навести. И любовь к природе тоже равнозначна любви к Родине.
– С чего начинается патриотизм?
– С мамы. И ее первая задача – научить ребенка хорошему, равнению на что-то хорошее, дурным-то всегда стать успеешь. Лучшим стать и лучшим быть – надо этому учить детей. Но мы плохому учимся быстрее, чем хорошему.
«Нет моральных тормозов»
– Раньше больше закладывали в детей чувства ответственности перед другими?
– Намного больше. Вообще раньше был коллектив, у которого была идеология: октябренок, пионер, комсомолец, партия. Такой вот рост, от ступеньки к ступеньке, шел всю жизнь. И дисциплина тут была очень важна. Партия выступала, как моральные тормоза от разных проступков. За некоторые вещи могли отчислить из учебного заведения, уволить с работы. Такие рамки сдерживали разные порывы. Например, развод у партийных людей был невозможен, это было очень чревато последствиями, вспомните старый фильм «Любовь земная». Главный герой – хороший человек, но влюбился, семья развалилась, и это называлось «морально неустойчивый». Да будь ты хоть сто раз хороший, семью надо беречь.
– Что ж тут хорошего, когда личной жизнью человека партия занимается?..
– Ну, так сейчас куда как хорошо: у человека уже пятая семья, очередной развод и проверка отцовства через ДНК.
– Мы отвлеклись от патриотизма. Почему Вы считаете, что в воспитании современных подростков это понятие чуть ли не на последнем месте?
– Ребята плохо знают свою историю, хоть сейчас их и водят по музеям. В моем детстве нам каждую субботу показывали патриотические фильмы. Начиная от кино про Василия Ивановича Чапаева до Володи Дубинина – мы все пересмотрели. Вот в Калуге сейчас это возрождается: в 11 часов, в субботу, для юнармейцев в кинотеатре бесплатно показывают фильмы про войну, вооруженные силы.
О примерах из детства
– Были у Вас какие-то ориентиры, живые примеры патриотизма в детстве?
– Я родился в Липецке, там был аэродром, и вот когда я учился в школе, над городом разбился самолет. Погибли два летчика. Потом уже оказалось, что если бы ребята-герои не утащили самолет, то он влетел бы как раз в нашу школу. Но самолет упал на пустыре. Их поступок, конечно, на меня повлиял.
Это первое. Второе – я воспитывался в таком дворе, где жил командир полка, герой Советского Союза, первый комендант города Львова, Ефим Филиппович – фамилию запамятовал. Его хотели убить, в него кидали гранату, из тела на операции вытащили 32 осколка, сколько еще осталось – никто не знал. И в нашем же дворе жил Иван Иванович Якушин – начальник финансовой службы 3-й воздушной армии в годы войны. Так вот он с Ефимом Филипповичем на 9 мая, выпив 100 граммов, всегда ругался. И вот почему. У Ивана Ивановича медалей и орденов было: начиная от груди и ниже карманов пиджака. Он в годы войны был начальником финансовой службы. А у Ефима Филипповича – орден Ленина, звезда Героя Советского Союза, орден Богдана Хмельницкого и две медали. И вот он говорил Ивану Ивановичу: «Ты воевал? Был на войне? Я-то был командир полка, мои люди шли в бой, я их вел в атаку. А ты-то где сидел?». И правда: 3-я воздушная армия дальней авиации базировалась под Москвой. Ребята летали бомбить Вену, Берлин. А он сидел, финансовыми делами занимался. Но когда вручали медали, то тоже было и ему положено. «Ты хоть на самолете летал?», – спрашивал Ефим Филиппович. «На кукурузнике», – говорит Иван Иванович.
Надо – значит надо
– Геннадий Георгиевич, Вы с кадетами и юнармейцами в соревнованиях и спортивных играх участвуете? Как настраиваете их на победу?
– Мы с ребятами на соревнованиях типа «Зарница» ниже 3 места за 18 лет опускались только два раза. Всегда или первое или второе места. И когда мы куда-то приезжаем, то говорят, что с Козельском лучше не соревноваться – все равно победит. Едут на соревнования кадеты и юнармейцы. А тут уж договариваться и уговариваться нечего – я их не заставлял в свое время писать заявления о вступлении в отряды. Поэтому тут принцип: «Надо – значит, надо». Это ведь было их осознанным пожеланием – стать кадетами и юнармейцами.
– Часто бывает, что ребята покидают эти направления, не справившись с требованиями?
– Не помню такого. А вот исключить из Юнармии ребят за неуспеваемость могут легко.
– Патриотами могут быть только отличники?
– Это показатель: если ты не успеваешь с учебой, значит, не успеваешь во всем. Как хорошие спортсмены: не будешь ведь тренировать бездарность, а выбираешь талантливых. Зачем учиться? Раньше солдат, в войну, под Москвой, то с палкой ходил, то с винтовкой, которая была одна на восьмерых. А Ржевско-Вяземская операция? Патронов же не хватало, собирали у немцев. А посмотрите, какая сейчас техника! Разве поймет неуч, как с ней разобраться?!
Сейчас вот если присмотреться, то хорошо видно, что процентов 70 детей – заброшены в своих же семьях. Репетиторы у них с самого первого класса – родителям некогда вникнуть. Если человеку с первого класса заложили мысль, что самое лучшее – это самообразование, тогда ребенок будет сам обходиться без всяких репетиторов. Я, когда учился в школе, молоток вытачивал несколько месяцев на уроке труда – так учитель приучал к внимательности и терпению. И еще. Ровно в 21.00 наши родители садились перед телевизором, а нас, детей, сажали рядом. И мы вместе смотрели программу «Время». И все знали, что творится в мире. Я приходил в школу с приготовленным докладом о новостях страны и мира. А сейчас вообще заниматься воспитанием родителям некогда. Мама занята делом, чтобы ребенок не приставал – на тебе телефон. Но телефон у детей отбил все желание учиться. Алиса ответит ведь, чему равен квадрат двух чисел. Ребята даже эту информацию не хотят запоминать или в голове задерживать. Зачем? Не надо, подскажут. И читать перестали. А если читает, то не может логически пересказать прочитанное. Я спрашиваю у детей на уроке: как вы думаете, что такое «война»? Как вы понимаете? «Иллюзия, – отвечают, – потому что вранье это все».
Работа не для галочки
– Бывает, что не хотите кого-то принимать в юнармейцы?
– Вот приходит подросток: «Я хочу в Юнармию». Хорошо, а зачем? Надеть форму, и выйти один раз на построение, на площади у стелы приклонить колено, произнести клятву – и вся юнармейская работа? И то он не всегда может ей время уделить: занят часто бывает. Что это за детский сад? Подросток должен уметь жить коллективом. Все мероприятия, которые проводятся, это не для одного человека, и не для меня – это для всех. И вот подходит потом этот парень, ближе к окончанию школы, просит книжку Юнармейца – для дополнительных баллов при поступлении. А он автомат собрать не может, пробежаться не может, историю своей страны не знает! Не даю. Чего ради?
– Какое впечатление Юнармия, как организация, произвела на Вас в первый раз?
– Помню, приехал в первый раз на совещание в Москву – это было лет 5 назад. Зал, подводят первые итоги работы. Пришли дедушки: начиная от генерала-майора и заканчивая генералом армии, человек 30. А рядом – их внуки или внучки. И я, честно скажу, тогда подумал: «Это контора создана для того, чтобы заслуженные дедушки не потеряли своих внуков в современном мире». И это неспроста ведь так подумал, например, в Воронеже военно-воздушная академия, факультет штурмана, один год девушек набрали, следующий – нет. А почему? А потому, что дочка командующего 5-й воздушной армией пожелала стать летчиком, военной. Вот специально для нее был факультет создан. А Юнармию я стал уважать давно после того, как посмотрел на ее работу, и потом, когда я приехал на подведение итогов в следующий раз, мнение мое о движении полностью поменялось.
– Насколько хорошо поддерживают Юнармию у нас в области?
– Мы бываем с нашими ребятами на общих сборах в Москве, и видим, что отношение к юнармейцам в каждом регионе разное. Приехал Сахалин, Дагестан. А чтобы отправить с Сахалина 6 человек, вложили по 110 тысяч рублей в каждого ребенка. Грозный приезжает – ниже 150-170 тысяч нет. Нашли деньги. И мы – на автобусе, который тут же забрали, и он уехал. А у нас на бензин денег нет, я на обратную дорогу за свой счет покупал его. И вообще, как едешь на соревнование, водитель начинает причитать: «Ой, время! Да я не могу! У меня семья, дети, почему я должен тут с вами быть?!».
Раньше мужики не спрашивали, не такие были.
Беседовала Анастасия Королева
Фото: Василий Батурин
опубликовано газете “Козельск” 23 декабря 2021 года
Ваш комментарий будет первым