Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Скульпторам был нужен образ»

Мы нашли человека, с которого ваяли памятник Шахтеру в Сосенском

Появившийся в 2004 году сосенский памятник Шахтеру давно стал и символом города, и его визитной карточкой. Иначе и быть не могло: ведь именно шахтеры основали поселок, который положил начало современному моногороду. До сих пор считалось, что памятник Шахтеру – образ собирательный и символический. Но, оказывается, моделью для него стал реальный человек – Николай Иванович Анашкин. Мы встретились с ним и выясняли, какого это каждый день узнавать свои черты в человеке с памятника?

Работа для настоящих мужчин

Супруги Анашкины пришли работать в шахту совсем юными: Николай Иванович – после армии, Татьяна Васильевна – после школы. Он – проходчиком, она – секретарем.

«Когда я демобилизовался после срочной службы, сосенский завод уже работал, все мои приятели там трудились. И меня уговаривали туда устроиться. Но я подумал и решил: пойду-ка я лучше на шахту. Вот так, через 15 дней после возвращения из армии домой, я попал в 1975 году на проходку, и десять с лишним лет там проработал. Период, конечно, был тяжеловатый, но веселый. Шахтеры – люди дружные», – вспоминает Николай Иванович.

«Бывалые», когда Николай только устроился в шахту, так ему и сказали: «Если месяц выдержишь – то останешься». Выдержал, остался. А ведь попал он на отбойный молоток, где работали втроем: один на молотке, двое – грузят уголь. Работа была не для слабонервных, тут нужны и сила, и терпение. «Одиннадцать тонн угля в вагонетки накидаешь за смену – приходишь домой и просто падаешь. Вот так и привыкал», – рассказывает нам Николай Иванович.

А потом он выучился на машиниста горных выемочных машин, закончил курсы, и стало полегче. «Я работал на проходческом комбайне. Он рубит уголь, сыпет его в вагонетки. Метр вырубили – закрепили, идем дальше. Работал за меня механизм. Но тут ведь дело не только в физической нагрузке, было и морально тяжело работать: сама атмосфера шахты не дает расслабиться, держит в напряжении. Всякое бывало: и топило меня на комбайне, вплавь выбирались».

Несмотря ни на что, Николай никогда не жалел, что пошел работать в шахту. Он бы и дальше трудился, но сосенские шахты начали закрывать.

Пришлось Анашкину все-таки пойти на завод.

Собирательный образ профессии Шахтера

Главой Сосенского в 90-х был Алексей Дмитриевич Володченко. Вот у него и возникла такая идея – увековечить труд шахтеров в памятнике. Не случайная, надо сказать, задумка: свою деятельность в городе Володченко начинал с работы в шахте. И в свое время он был начальником 5-го проходческого участка, где трудился Анашкин.

«И понадобился человек для образа Шахтера. Кто-то не подошел из-за худощавости, кто-то отказался, вот и предложили мне стать моделью. Я тогда уже не работал в шахте, но решил, что это святое дело – ребятам поставить памятник, и согласился. Меня сфотографировали с разных ракурсов, в форме, каске, с отбойным молотком, ремнем, самоспасателем: им ведь просто образ, фактура нужны были. Ну а остальное добавили – выполняли на Калужской скульптурной фабрике», – вспоминает свое позирование Николай Иванович. И смеется: да, различить его черты в памятнике можно. 

Шахтеров с мурала Николай Иванович знал лично

Уважительное отношение к своей работе в шахте Анашкин сохранил на всю свою жизнь. И сейчас, говоря о тех, кто трудился с ним, добывая уголь, он вспоминает их с дружеской теплотой. Хорошо зная это, его жена Татьяна, увидев недавно на старой водонапорной башне изображение первых шахтеров, решила сделать своему мужу сюрприз.

«Мы с Николаем договорились, что я покажу ему дорогу, куда надо ехать. А он просто будет меня везти, не задавая до прибытия на место лишних вопросов», – улыбаясь, рассказывает Татьяна Васильевна.

Когда Николай Иванович увидел мурал, то был в шоке: он узнал тех ребят, с которыми когда-то работал. «Очень многие из них уже ушли из жизни. Это бригада проходчиков. И даже не знаю, как их уговорили сделать это фото: они не любили этого», – говорит Анашкин.

Жена человека с памятника Татьяна тоже была знакома с теми, кто изображен на старой башне. И поэтому, растроганная, она сейчас благодарит тех, кто так увековечил память о людях героической профессии: «Большие молодцы – и администрация Сосенского, и ребята, что выполняют работы. Спасибо им огромное за память о людях, которые делали большое дело, опасно ведь было: обвалы, засыпало людей. Немногие выдерживали такую работу, уходили».

Сейчас, на пенсии, Николай Иванович про свою работу в шахте рассказывает своим внукам. А молодежь, находясь в тренде блогосферы, дедушкины истории записывает на видео. Что ж, так оно надежнее для истории.

Анастасия Королева

Фото: Василий Батурин

Опубликовано в газете «Козельск» 16 декабря 2021 года

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять