Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Всю жизнь доказываем, что мы – нормальные»

Известные в Козельске многодетные мама Нина и папа Виктор Данилкины о непростой, но по-настоящему семейной жизни с родными и приёмными детьми

«Если многодетная семья, значит, она не благополучная: родители – алкоголики, дети – голодные и грязные. Так все всегда считали. Поэтому к нашим с Витей детям в школе постоянно присматривались, с пристальным вниманием продолжают следить и сегодня», –  говорит Нина Александровна в присутствии восьми самых младших сыновей и дочерей. Остальные 19 кровных и родных (так называют родители приёмных детей) уже вылетели из семейного гнезда. Кто-то уже полностью оперился и свою семью завёл, кто-то уехал в другой город, чтобы выучиться выбранной профессии, а кто-то служит в армии…

«Родной тот, кто воспитал…»

А ведь в лихие 90-е могло легко поломаться семейное счастье Данилкиных. На тот момент у них было уже шестеро сыновей и дочерей, старший из которых только пошёл в первый класс. Но семья хоть и питалась мидиями, выловленными из Жиздры, хоть и одевалась очень скромно, но трудные времена пережила и осталась семьёй!

«Старший Серёжка однажды вернулся с уроков весь в слезах: «Мам, сосед со мной дружить не хочет, потому что мы живём в маленькой однокомнатной квартире». Мы тогда ещё в закрытом городке жили. Я ему ответила: «Сынок, значит, он тебе не друг. Друзья не по квартирам выбираются, а по отношениям». И он эту мудрость понял, а когда уже подрос, то очень достояно отразил второй удар. Какой-то «доброжелатель» сказал Серёже, что отец у него не родной. «Родной не тот, что родил, а тот, кто воспитал» – вот такой ответ дал наш сын», – вспоминает мама Нина.

«Забежал водички попить…»

В гостях у семьи Данилкиных мы пробыли добрых два часа, и за это время узнали много всего интересного, услышали мудрые советы, весёлые и печальные истории. Но сначала Нина и Виктор рассказали нам историю своей любви…

В начале 80-х годов молодая Ниночка приехала в Козельск с мужем-военным из Воронежа. На руках у неё уже был сын Серёжа и совсем маленькая дочка Оленька. Но внезапно молодая жена оказалась вдовой. Рук женщина не опустила, пошла работать в «Сказку» – так назывался детский садик, который теперь зовётся «Ласточкой».

«Видели за забором садика здание? Его я строил –  на кране работал, когда в строительных войсках служил», – грозным голосом произнёс глава семьи Виктор Николаевич. «Да, оттуда Витя забежал к нам водички попить, – смеётся Нина Александровна. – Начал он знаки внимания проявлять, а я ему сказала: если тебе хочется погулять, то не на ту напал. На следующий день он нас с детьми встречает, а Серёжка берёт его за руку и говорит: «Папа, пойдём домой». Через год поженились, ещё четверых родили».

Виктор Николаевич тут предался воспоминаниям о работе и рассказал о строительных подвигах – это оказывается с его участием были возведены здания в закрытом городке, а в Сосенском – жилые дома… Нина Александровна, не желая перебивать любимого мужа, тихо прошептала: «А ведь у нас с Витей уже 30 внуков. У Серёжки пятеро, у Вани – пятеро, у Ольги – четверо, у Вали – трое, у Маши – один, а Сашка-москвич у нас пока не женатый. Родных внуков перечислять?»

Но до этого дело не дошло, глава семьи притворно строгим голосом произнёс: «Нина, я на почту поехал. Всё в твоих руках!» И, напоследок улыбнувшись, вышел из дома.

«Не мешок картошки на базаре»

Нина Александровна, оставшись с нами наедине, продолжила откровенный разговор: «Мы ведь не планировали такую большую семью. Когда наши кровные все выросли и пошли в школу, мы хотели взять только одного ребёнка – девочку. Я на тот момент уже не могла вернуться в детский сад – кровообращение было нарушено, руки не слушались. А дома просто так сидеть не могла. В то время к тому же начали раскручивать тему приёмных семей…»

Получив разрешение от опеки, Данилкины поехали в Рождественский приют, попав к началу тихого часа. Нина в спальню только заглянула, а малыши все головы свои подняли…

«Мать, ты что? Ты на базар пришла картошку покупать в мешках? Вот она – лежит с краю. Значит, на нас похожа», – выведя за дверь спальни, тихо, но убедительно, прошептал Витя своей Нинушке…

И ведь действительно взяли ту, что лежала с краю – девочку Вику, да не одну, а с её родной сестрёнкой. И это было лишь началом «петрушки» – так назвала события, последовавшие за этим первым шагом, Нина Александровна.

«Петрушка»: серия первая

«Мама, в больнице такая хорошенькая девочка лежит, но её батюшка уже покрестил, смерти все её ждут», – позвонила маме Нине родная дочка Оля.

Папа Витя тогда в Москве работал и, приехав на один день на «побывку», был женой отправлен в больницу… «Мать, ты знаешь, это ведь наш ребёнок!» – вернувшись оттуда, произнёс глава семьи. А потом Данилкины узнали, что у больной малышки в приюте есть ещё старшие брат с сестрой.

«Маленькой Иришке всего 2 месяца было, поэтому её нам отдали, а вот старших нет – из-за нехватки метражей. Мы ведь тогда в старом доме на Большой Советской жили», – рассказывает Нина Александровна.

Но потом раздался телефонный звонок из Воронежа от родного брата Нины, которого лишили родительских прав, а троих его детей хотели расформировать… Так в семье Данилкиных появились трёхгодовалые двойняшки Эля с Алей и первоклашка Маша. Но тут – снова телефонный звонок: забирайте иришкиных – старшего брата Пашу и сестру Наташу!

«Вот такая петрушка вышла – началось с одной девочки, а закончилось большой семьёй. Так мы с Витей в один момент стали родителями ещё восьмерых детей, – смеётся Нина Александровна. – Но и это были еще не все наши дети».

«Когда первые приёмные дети только пошли в школу, то слёз было немерено. Они приходили домой и жаловались, что с ними никто не хочет дружить, потому что они – из приёмной семьи. А мы посоветовали пригласить к нам в гости этих «друзей». Пришли, поиграли, а на следующий день они нашим детям признались, что у нас в семье лучше, чем у них». 

«Петрушка»: серия вторая

Когда дом на Большой Советской, где жила уже огромная семья Далинкиных, признали аварийным,  им дали ордер на квартиру в доме по улице Гагарина. Казалось бы, жить – не тужить, но родители начали замечать, что Паша оказался один среди девчонок и начал скучать. «Я снова в опеку, – продолжает свой рассказ мама Нина. –  Говорю, что ведь Паша юбку скоро наденет. Мне потом перезванивают: «Есть пятилетний мальчик, но он – с «хвостиком»…»

Приехав за детьми, родители увидели шустрого Дениску и… годовалого Женю, который даже ходить не мог. У Нины слёзы на глазах. А Витя ей: «Ты не видишь, что ребёнок жить хочет?» 

Оказавшись дома, Дениска сразу к Паше, а Женя – поближе к еде. Мальчишка начал полноценно питаться, а организм – активно развиваться, но выдавать при этом температуру под 40! Ладошки облезали, рвота не прекращалась, а врачи говорили, что всё нормально… Мама Нина Богу ночами молилась, ложечку еды в Женю вливала насильно, чтобы обезвоживания не было…

«Да, руки опускались. Сама себя спрашивала: зачем эту кашу заварила? А когда трудности отступили – Женя поправился, то на душе стало легко. Но ненадолго, конечно», – признаётся Нина Александровна.

После этого трудности начались с подросшим Пашкой, который оказался очень уж предприимчивым! И по милиции его таскали, и учиться он не хотел, и отец-то его выцарапывал с металлоприёмника. Но экзамены в школе сдал, всё-таки! Теперь –  в армии служит, звонит маме и говорит: «Мама, ты у нас самая добрая. Сколько я с ребятами общаюсь, такой мамы больше ни у кого нет». А та  ему, шутя, в ответ: «Вот только стоило тебя, Паша, в армию запихнуть, чтоб ты такие слова мне сказал».

«Кто-то из подросших закурил или выпил – надо с ним начинать разговаривать. Не орать, не «руки в боки», не ремнём хлестать. Прежде всего, надо поставить себя на их место, вспомнив, каким в его возрасте ты был сам».

«Гены берут верх…»

Пашка-хулиган – лишь одна из драматических историй, до которой было ещё несколько. Накануне Данилкины забрали из приюта отказницу – уже школьницу Алину, которая не пришлась «ко двору» в Москве. Боясь, что и эта семья от неё откажется, девочка взялась за уборку дома, который только-только все начали обживать. «В одной руке пылесос, в другой – тряпка». Потом поняла Алина, что мы от своих детей никогда и ни при каких случаях не откажемся», – говорит мама Нина.

Не отказались родители и от Мишки, который приехал к ним из Слаговищ с годовалой сестрёнкой Варей и старшим братом Серёжей. Пока малышка воспитывалась дома с мамой, а Серёжа заканчивал школу и готовился к службе в армии, второгодник Миха вместо того, чтобы нагонять в учёбе, начал распивать алкоголь. «Он с 8-ми лет пристрастился к этому делу. Но отказываться от сына мы не собирались – тянули его до 18 лет. За это время его старший брат и в армии в Калининграде отслужил, и семьёй обзавёлся, и внучку нам родил. А Миша у нас и в наркологии, в реабилитационном центре побывал. Спасибо Вите, только лишь благодаря его терпению, 9 классов сын всё же закончил, прошёл курсы механизаторов и службу в армии. Теперь вот живёт в Калуге с девушкой. Но гены над ним берут верх…» – горько вздыхает Нина Александровна.

Но даже если бы Нина и Виктор Данилкины знали, что невозможно эту проклятую наследственность из Мишки вытрясти, всё равно бы взяли этого пацана в семью. Ведь правило, которое папа Витя установил ещё в 2003 году – ребёнок не мешок картошки на базаре – железное.

«Когда мы переехали в квартиру на Гагарина, знакомая посоветовала новое жильё освятить, и привела батюшку. А я ему сказала, что грешна – в храм не хожу, но в Бога верю и молюсь ему своими словами. Вот что он ответил: «У  тебя свой храм – дом твой. И молись на своих детей».

Новый сезон

Выпустили Нина с Виктором в самостоятельное плавание первых «оперившихся» приёмных детей. Разъехались они по городам – кто-то учиться, кто-то служить в армии. Дома остались только четверо: кроха Варюшка, Дениска с Женей, да будущая студентка Ира…Непривычно тихо стало в доме Данилкиных – ни суеты, ни споров, ни смеха… «Вите предложила взять ещё парочку деток. И пока искали, звонят из министерства: «Нам подсказали вам предложить пятерых детей. От них бабушка отказалась, и брать их никто не намерен». А нам с мужем разницы уже не было», – глядя на девчонок, рассказывает мама Нина.

В августе прошлого года это было – в разгар коронавируса. А в сентябре все пятеро – Полина, Ульяна, Вова и близняшки Вика с Вероникой – пошли в школу. «Адаптироваться» ребятам было просто некогда – учёба, творчество, любящие папа с мамой,  домашние развлечения, в которых с удовольствием участвует вся семья!

Мастера на все руки

«Думали, что в субботу, 18 декабря, все выспимся, но нашей семье дали творческое домашнее задание – изготовить новогодние открытки, подарить их первому встречному на улице и сфотографировать этот момент. Хорошо тем, у кого один ребёнок, но у нас-то восемь школьников. Поэтому целый день творили, а мы с Денисом, как самые старшие, ещё и самым маленьким помогали», – рассказывает дочка Полина, вместе с которой со второго этажа спустились все девочки и подсели к нам.

Открытки получились разные по стилю, но очень позитивные. Так что предновогоднее настроение всем восьми первым встречным было обеспечено. Наверное, благодаря креативному подходу к любому творческому заданию, дети в семье Данилкиных всегда побеждают или становятся призёрами самых разных конкурсов. Ведь дочки и сыновья не только мастерят, вяжут и вышивают, но и отлично танцуют, поют, читают стихи и даже сочиняют сказки!

«Вова у нас хорошо читает стихи, а девочки у нас танцуют и поют. Кроме нашей Полины, которая в Российском движении школьников волонтёрит. Я вот тоже уже несколько лет в хор хожу в Доме культуры, а недавно даже концертную программу вёл. Жаль, что не показать вам все наши грамоты – они в школе хранятся», – с упоением рассказывает о достижениях своих братьев и сестёр Женя. Тот самый, что когда-то ходить не мог, а сегодня солирует на большой сцене…

Семейный консилиум

В декабре семья Данилкиных Нины Александровны и Виктора Николаевича принимала участие в Фестивале творчества молодых семей Калужской области. В номинации «Театральное творчество» они получили заслуженное первое место, в номинации «Прикладное и изобразительное искусство» – почётное второе!

«Если с поделками из бумаги у нас проблем не было – изготовили массу всяких корзинок, конфетниц и скульптур, то вот со съёмкой семейного фильма-сказки нам пришлось, ох, как непросто! – рассказывают юные артисты. – Стихи мы сочинили быстро, взяв за основу сюжет известной всем сказки «Теремок», а главными персонажами были папа с мамой и, конечно, мы. Но снимать пришлось очень долго. Процесс был мучительный – дубль за дублем, сцена за сценой… Хорошо, что нам помогли учителя и руководители нашей родной четвёртой школы, иначе к конкурсу мы бы точно не успели!»

Когда материал был отснят, началось самое трудное – монтаж фильма. И вот здесь уже пришлось призывать на помощь «тяжёлую артиллерию» – самых старших детей Данилкиных.

«Обычно в приёмных семьях выросшие вместе дети женятся. Но наши, зная, что они не кровные, не родственники, всё равно каждого считают родным. Друг за друга все горой. Даже, когда Пашку побили, кровные сыновья соскочили и побежали обидчиков наказывать. И ведь наказали…»

Монтировался фильм в Сухиничах, редактировался в Козельске, в Москве, а обсуждался в режиме онлайн всем семейным консилиумом. Лишь после этого конкурсная работа отправилась в Калугу и безоговорочно заняла первое место!

Но самым приятным и неожиданным сюрпризом для Нины и Виктора Данилкиных стало то, что в этом же конкурсе участвовал их самый старший сын и его большая дружная семья. В номинации «Хореография» Сергей и Елена Бушмановы вместе с пятью детишками заняли первое место. 

«Чтобы старшие братья и сёстры к нам на праздник приехали!»

Просто удивительно, что при таком огромном количестве ребятни, в доме у Данилкиных идеальный порядок, а у дочек и сыновей есть всё и у каждого – от личного рабочего стола с компьютером до велосипеда и всех примочек для съёмки видеороликов.

«Да, мы стараемся, чтобы у всех всё было. Если у кого-то возникают какие-то желания, то вечером собираемся всей семьёй за столом и принимаем решение. Дети не боятся нам говорить правду, советоваться, делиться своими секретами и проблемами. Они знают, что мы их всегда поймём и никогда не навредим», – пояснила Нина Александровна, когда мы уже собрались покинуть тёплый, наполненный уютом и душевной простотой дом Данилкиных…

Но тут на пороге появился глава семьи: «Нина, ты рассказала, что в этом году мы в пруд рыбу запустили?»

Оказалось, что всех детей без исключения папа увлек рыбалкой. В прошлом году во дворе своего дома они построили пруд, а в этом – запустили мальков. А поздней осенью, когда те подросли, то был проведён семейный рыбацкий турнир. «Не всех выловили, – смеются дети. – Нескольких оставили, чтобы весной посмотреть, сколько перезимовало».

Помимо рыбалки, у детей Данилкиных – ещё много общих увлечений. Во-первых, это помощь по обустройству двора, где папа Витя уже построил большую беседку – любимое всеми место отдыха. Во дворе у каждого свои любимые обязанности: мальчишки помогают в строительстве, особенно в этом деле преуспел старший Дениска, девчонки – на грядках и в палисаднике, где главная огородница, конечно же, Полина.

Второе увлечение – активный отдых на природе. «Я уже и несколько палаток купил, чтобы всей семьёй выехать на несколько дней на берег реки. Но это пока остаётся нашей всеобщей мечтой – нет времени на её осуществление», – досадует Виктор Николаевич.

А третье увлечение, которым эта дружная семья займётся уже сегодня, а продолжит завтра, – кулинарные эксперименты. «Каждый год у нас на столе новые блюда. Так же, как и салат, который будем делать в виде символа наступающего года, – зажмурившись от удовольствия, говорит Ульяна. – Никак не дождусь этого момента! В прошлом году делали бычка из одних продуктов, а тигра будем готовить уже из других. Главное – чтобы старшие братья и сёстры к нам на праздник приехали!»

Нина и Виктор Данилкины (послесловие):

– Многодетные – это не клеймо пьющих родителей и грязных детей. Это – любовь, терпение и полное взаимопонимание.

Супруги Данилкины за воспитание детей удостоены многих почётных наград, в том числе ордена «Родительская слава». В этом году они стали героями Доски почёта лучших приёмных семей Калужской области, а папе Виктору Николаевичу вручена общественная награда – медаль «Отцовская доблесть», учреждённая Союзом женщин России.

Евгения Симонова

Фото: Василий Батурин

опубликовано в газете “Козельск” 30 декабря 2021 года

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять