Возрождаем забытый жанр – производственное интервью.
«У микрофона» – монтажница Сосенского приборостроительного завода Елена Холоша
– В марте будет 8 лет, как я здесь работаю, – рассказывает Лена, переступая вместе с нами через заводскую проходную. – До этого я работала на частном швейном производстве. Но туда я точно не вернусь, потому что досталась я заводу, сделав правильный выбор. «Хочу у вас работать» – объявила я тогда в управлении по работе с персоналом, и мне предложили вакансию монтажника радиоэлектронной аппаратуры и приборов в цехе по приборному производству. А я, не раздумывая, согласилась, потому что знала – что это такое. В детстве родной брат Юра научил меня не только паять. Я знала элементную базу, как она выглядит. В 90-е брат занимался ремонтом магнитофонов, телевизоров. Платы паял, сам их делал, а я этот процесс видела. Помню, что учил он меня отличиям радиоэлементов, их названиям. Так что я с детства впитала в себя запах канифоли. Поэтому было легко вникнуть в суть работы.
– Лен, а не было боязни того, что из женского коллектива ты идёшь в мужской, к тому же на завод, где, как говорится, от звонка до звонка?
– Если честно, то да. Изначально я думала, что монтажник – это мужская профессия. Но когда пришла, то увидела на нашем участке практически одних женщин. Нет, мужчины на нашем участке, конечно, есть. Но их всего двое, – смеётся наша собеседница.
«Могу спаять абсолютно все»
– Лен, ну, взяла ты в руки паяльник. Понятно, что начала с простеньких плат, а потом-то надо было браться за работу посложней… Помогали тебе твои наставники?
– Конечно! Я с ними до сих пор работаю, только если раньше они были старшими, то теперь они у меня в подчинении, я бригадир. А так я за 8 лет всю номенклатуру освоила на своём участке. Могу спаять абсолютно любое изделие!
– Ты говоришь, что наставники у тебя в подчинении. Сколько их?
– У меня два человека, которым уже за 50. Это Владимир Викторович Крымский и Наталья Александровна Евсеева. Всего у меня в подчинении 3 человека. Год назад в наш маленький, но дружный коллектив влилась Татьяна Мерзликина, которую я всему научила с нуля. Она, кстати, тоже повторила мою судьбу – пришла на завод, отказавшись от швейного дела.
– А сколько ты её стажировала?
– Четыре месяца. Она удержалась, сейчас работает вполне успешно. Швеи – они же все спокойные.
– А кого бы никогда не взяла своим учеником?
– Не знаю, мне не с кем сравнивать. Таня у меня была первой ученицей. Но вот точно бы не взяла ветреного и бесцельного человека, который с одной работы на другую скачет. Таким людям тяжело будет в нашей работе, где требуется огромное терпение и усидчивость.
– Вам, бывшим швейникам хорошо – такие качества у вас есть. И у другого новичка они тоже будут, но, допустим, до него туго доходит процесс, а желание работать есть. Что тогда?
– У нас дружный коллектив, и если кто-то что-то не понимает, то всегда есть выручка и помощь. У нас на всех участках так заведено. Хотя продукция немного разная, но друг друга не бросаем. Даже если у меня самой что-то не получается, то всё разжуют и по полочкам разложат. И я также. Молодых никто у нас не бросает на самотёк.
Новичок пришёл, и как дитя начинает учиться ходить. И чтобы он не упал, мы поддерживаем. В плане выработки тоже стараемся сначала что-то полегче дать. На других производствах новеньких чуть поджимали, это я знаю точно. Ну, понятно, что все на сделке – людям хочется заработать. А здесь мы наоборот – стараемся поддержать. Но при условии, что у человека есть желание работать, саморазвиваться.
– Человечно, гуманно и справедливо.
– Да. А если желания нет, а это видно сразу, то извини. И обстоятельства сами складываются так, что человек сам уходит.
– Ну, у вас молодёжь в приоритете…
– Пенсионный возраст ещё если повысят, то вас омолодят, и к нам быстрей давайте, – смеёмся вместе с Леной.
«Наши люди в меня просто поверили»
– Но почему людей-то не хватает? Понятно, что нужна усидчивость и целеустремлённость. Но что главное смущает тех, кто ищет высокооплачиваемую работу? Ведь монтажник здесь получает очень даже неплохо…
– Потому что увеличились объемы производства. Появились новые заказы, производство расширяется.
«Люди в меня просто поверили…»
Мы в рабочем корпусе, где расположен участок монтажников, но вот непосредственно на рабочее место Елены нам вход «заказан».
– Эх, жалко, что не увидим твоё рабочее место… Слушай, Лен, а твои знакомые интересуются твоими рабочими секретами?
– Да они понимают, что ни к чему это. Ведь это то же самое, что я приду, например, в автосервис и буду с механиком разговаривать о железках, в которых я ничего не понимаю.
– Значит, машину водишь?
– Да. Уже больше 10-ти лет. Было большое желание самой за рулём быть. Хотелось свою машину. Достигла своей цели.
– Да, девчонка ты целеустремлённая. По всему ясно, что пятый разряд ты получила, тоже задавшись целью.
– Мне его в июле прошлого года присвоили. Да и вообще прошедший год был у меня насыщенным в плане значимых событий. В апреле меня наградили от администрации Козельска, а в июне была командировка в Королёв вместе с нашим ведущим инженером Николаем Петровичем Козловым.
– Лен, а как получилось, что тебя выбрали представителем цеха в заводской Совет молодёжи и в Совет по патриотическому воспитанию?
– Наверное, наши люди в меня просто поверили. И в первую очередь это сделало руководство. Поэтому у нас на заводе можно всегда идти вперёд, расти. Если человек раскрылся с хорошей стороны, то здесь сделают всё, чтобы поддержать его стремления.
– А у тебя какие стремления? В чём ты сильна?
– Удивитесь моему ответу – в спокойствии. Я люблю одиночество, если честно, хоть и занимаю должность бригадира, хоть и возглавляю молодёжку. Одиночество настраивает на нужный лад, расставляет все точки над «и».
– То есть, у тебя чёткое распределение границ – работу и дом ты не смешиваешь?
– Стараюсь.
– А в плане производственного плана всё равно ведь дома меркуешь, прикидываешь, как его выполнить, если какие-то загвоздки всплывают?
– Конечно. Прихожу домой и прикидываю себе план на завтра. Или утром, пока нас транспорт до работы везёт, у меня есть время подумать – кому отдать этот вид продукции, а кому – другой. И всё у нас получается.
– Абсолютно все? Без трудностей и провалов?
– В любой момент у нас может появиться новая продукция, и мы её начнём осваивать. Это же очень интересно – настоящий квест! Бывают провалы в количестве заказов, и если кто-то научился делать простую работу, то на ней сидит и дальше, идти не хочет, не развивается. А я себе поставила цель: быть такой же, как мои наставники – уметь всё. Быть универсальным солдатом и получать хорошую зарплату.
«Все зависит от способностей»
– Если не секрет, какая средняя зарплата у тебя?
– 40-45 тысяч.
– Это хорошо, Лен!
– Если брать работу сверхурочно при хорошей загрузке, то можно и больше заработать. Всё зависит от желания. Опять же у нас есть девчонки, которые стараются – это видно. Но они быстро работать не могут. Ну, не получается у них. А есть такие, которые делают всё оперативно, на скоростях. И качественно. Всё зависит от способностей.
– Нельзя не задать этот вопрос, который при поступлении на работу всегда терзает молодых мам. Детям свойственно болеть. Бывают моменты, когда с ребёнком надо срочно к врачу. Есть ли какие-то послабления? Или смена у вас действительно «от звонка до звонка»?
– Послабления есть: сказала мастеру и написала заявление по заранее отработанному времени или без содержания.
– Но опять же ты теряешь в зарплате…
– Ну, а что делать, если здоровье ребёнка важнее? Время наверстать упущенное всегда найдётся. В выходные вышла или сверхурочно записалась.
Я стараюсь сделать так, чтобы мои работники всё делали вовремя и получали достойную зарплату. Вижу, что кто-то у меня по часам отстаёт – даю дополнительную работу. Меня так старшее поколение научило, а их – учителя-предшественники. У нас так из поколения в поколение. Коммунизм у нас!
– На больших предприятиях, если много сидишь на больничных, то практически лишаешься 13-й зарплаты. У вас есть такая практика?
– У нас нет 13-й, но есть премия, на размер которой больничные не влияют. Кстати, забыла упомянуть ещё об одном плюсе. Наша работа дисциплинирует: у меня дома аккуратность и чистота. Люблю, чтобы всё по полочкам лежало.
– Значит, на заводе внедрена система 5С… Бережливое производство и у вас есть?
– Да. Комиссия проверяет. Но нас порядок не напрягает, а действует на руку. Потому что наша задача – выпустить качественную продукцию в сроки. Если будет бардак, то это ни к чему не приведёт хорошему. Бардак – первое препятствие на пути к качеству и экономии рабочего времени.
– Лена, расскажи ещё о плюсах своей работы.
– За 8 лет у меня значительно расширился круг общения – стало много знакомых и друзей. А когда работала на швейке, то всё равно сказывалось влияние женского коллектива, в котором личную жизнь я бы не устроила: сидела и сохла. А здесь большой спектр не только работы, но и общественной жизни. У нас много мероприятий – турслёты, экскурсии, поездки, спортивные соревнования. Поэтому, когда я пришла на мой завод, то ни разу о своём выборе не пожалела. Самое главное – здесь стабильность! Для любой женщины это очень важно.
Беседовала Евгения Симонова
Фото: Василий Батурин
Ваш комментарий будет первым