«Российская экономика не в первый раз сталкивается с санкциями, она справится с ними так же, как в прошлые годы, – заявил президент Владимир Путин на встрече с членами правительства. – Среди основных задач – выполнение социальных обязательств государства, импортозамещение и поддержка отечественных производителей».
Президент также озвучил, что правительство начало антикризисные мероприятия с упором на сохранение занятости. Что нужно выработать дополнительные механизмы, обеспечивающие устойчивость региональных бюджетов.
Во время своего ежегодного отчёта губернатор Калужской области Владислав Шапша также определил приоритетные направления на будущее. Это поддержка семей с детьми, бизнеса, особенно в сфере строительства, транспорта, сельского хозяйства, здравоохранения, информационных технологий. «Наша задача сейчас – принять быстрые и правильные решения, сохранить устойчивость экономики и обеспечить дальнейшее поступательное развитие региона. Мы вместе решим любые задачи. Нам хватит и ума, и сил», – резюмировал глава региона.
О том, что задач теперь будет много и решать их придётся как можно быстрее, говорят и руководители козельских предприятий.
Николай Блохин, директор ООО «Козельские минеральные воды»:
– Объём производства снизился, потому что подорожала преформа ПЭТ (заготовка для изготовления ПЭТ бутылок или банок из полимера методом выдувного формования, – прим. редакции). И завод, который её производил, теперь работает только по предоплате, что вызывает у нас определённые сложности. Но пока преформы на складе есть, мы работаем в две смены, как было до возникновения нехорошей ситуации в сфере экономики. Но это пока. Ещё один негативный фактор – цена на воду взлетела, причём намного.
Своих работников мы пока сокращать не собираемся. У нас штат был полностью укомплектован. А вот если так дело пойдёт и дальше, то будем вынуждены начать процедуру сокращения. Но всё покажет развитие событий. Надеюсь, что скоро это всё закончится, и цены, наконец-то, будут урегулированы.
Оксана Омарова, генеральный директор АО «Спецлит»:
– Наши основные потребители – нефтяная и газовая промышленность, а также судостроение. Так что объём выпускаемой нами продукции не уменьшился, а даже увеличился. Но пока что мы можем производить изделия только из чёрного металла. Из цветного не можем, потому что непонятная цена на него. Самое главное, что к нам обращается правительство Калужской области, чтобы мы цены на свою продукцию не поднимали. И мы этого не делаем. Но цена того же никеля выросла в 4 раза. Значит, наши изделия должны подорожать не на 20-25 процентов, а также – в 4 раза. Такая же ситуация у нас с «РУСАЛОМ», где мы закупаем алюминий. У нас была сформирована заявка, которую отправили в феврале, а в марте мы должны были покупать сырьё. Но нам его выставляют в долларах. И если в феврале это было 72 рубля, то сегодня – 111. Когда мы туда позвонили и спросили – как в данном случае мы будем отгружаться и из какой ситуации вы будете исходить – нам ответили: будем исходить от курса доллара. Я считаю, что в решении этой проблемы нам государство должно оказать помощь.
А всё остальное у нас в рабочем режиме: что касается производства изделий из нержавейки и черного металла – более-менее спокойно.
Алексей Нестеров, первый заместитель генерального директора ПАО «Козельский механический завод»:
– В текущем моменте на сотрудников завода ситуация никак не повлияла, а на экономику завода – очень сильно. Значительный рост цен на металлопрокат сказался негативно. Что касается контрактов, которые у нас уже заключены на весь этот год, к сожалению, их экономика теперь рушится. Другого слова не подобрать. Потому что те расчёты, те плановые калькуляции, которые составлялись при заключении контрактов, были основаны на одних ценах, расходы на их выполнение теперь возрастают многократно. Поэтому ищем решения, ходатайствуем перед нашими заказчиками по пересмотру цен и так далее. Сложностей достаточно много прибавилось.
Считаю, что все предприятия должны следовать общему принципу – обратиться за поддержкой со стороны государства. Нас, в частности, вот что коснулось – значительный рост цены на качественную нержавейку, которую в России производят только два предприятия. Поэтому надо выходить с предложением, чтобы цену на неё власти помогли зафиксировать. В прошлом году, например, тоже произошёл скачок цен на металл, и тогда власти эту тему акцентировали, и дальнейший рост удалось сдержать. Может быть, и сейчас это будет возможно повторить. Но опять же всё, что связано с импортом, это напрямую завязано на курсе доллара, и по щелчку это сделать никто не сможет.
Мы с ходатайством выходили на губернатора Калужской области по следующему вопросу: мы же участвуем в программе повышения производительности труда и в других пытаемся программах по поддержке бизнеса участвовать. В том числе есть программа субсидирования: приобретая какое-то оборудование для развития производства, государство берёт на себя компенсацию части его стоимости. Сейчас это зафиксировано планкой не более 3 миллионов рублей. Мы написали ходатайство о том, чтобы эту планку пересмотреть и её повысить. Это позволит в нынешней тяжёлой экономической ситуации не остановить развитие производства и следовать намеченным планам. Но ответ пока не поступил.
Игорь Джикаев, генеральный директор ООО ПО «Иннотехмет»:
– Наши кадры на вес золота, поэтому сокращения у нас не будет, я буду только рад кого-то ещё найти. Потребители нашей продукции в основном оборонно-промышленный комплекс, предприятия машиностроения в том числе, поэтому работаем. И работаем на остатках комплектующих, которые были закуплены ранее. А комплектующие у нас иностранного происхождения. На российском рынке их пока нет. Поэтому будем искать пути ввоза через третьи страны, которые с нами остались дружны. Пока так. Но надеюсь, что наши производители проснутся и быстро начнут заполнять рынок. Ведь когда нас заставляют встать в угол, мы быстро исправляемся. Мы это с детства помним, поэтому надеюсь, что и на этот раз будет также.
А субсидирование, это безусловный фактор того, что меры поддержки должны быть в такое непростое для страны время. Я думаю, что государство об этом сейчас заботится, и я думаю, что это будет.
Пётр Бишко, председатель совета директоров агрофирмы «Оптина»:
– Сейчас требуется быстрая реакция торговых сетей на изменение цен, отмену всех штрафов и неустоек. Мы не выдерживаем разрыв между стоимостью комплектующих материалов и входной ценой в сеть.
Цена моментально в связи с изменением курса возрастает на упаковку. Практически все поставщики подняли цену на молоко. У них тоже – ветеринарные препараты, комбикорм – это тоже составляющая импортная. Поэтому их цены параллельно с курсом летят вверх.
Цену мы уже на продукцию подняли и подали все в сети, чтобы они согласовали. Если не согласовывают, то возникает другая ситуация: мы вынуждены прекратить поставки товаров в сеть по тем позициям, которые у нас убыточные.
С начала ведения спецоперации, из-за вот этих всех действий сетей и изменения курсов, мы уже потеряли почти 10 миллионов рублей. Каждый день – это 1-1,5 миллиона рублей убытков, если продолжать поставки товаров по старым ценам.
Ситуация очень тяжелая, но будем прорываться – не в первОй! Правительство реагирует достаточно быстро на все наши замечания.
Юрий Кошелев, директор ООО «Волконское»:
– Плохо себя все чувствуем, потому что на всё цены растут с бешеной силой. А на нашу сельскохозяйственную продукцию они остались без изменений. Как реализовали молоко по одной цене, так и реализуем. Единственное, что немного цена выросла на мясо – живой вес. На пяток рублей буквально за килограмм.
Недавно, буквально две недели назад, я рассматривал вопрос на приобретение дискатора – прицепной техники для обработки почвы. Думал, что успею к посевной это сделать через Росагролизинг. Он стоил 4 миллиона, а через неделю, т.е. сегодня он уже 5 миллионов с лишним. Вот как нам жить?
Губернатор пообещал субсидии, ждём. Сейчас отвезли расчёты на реализацию молока. Может быть, к посевной на гектар пашни какую-то поддержку окажут. Но пока – ничего. А если скажут, что надо увеличивать объём посевных, то у нас нет ни семян, ни удобрений дополнительных. А на них цены тоже взлетели.
У Михаила Васильевича Фисунова в колхозе «Нива» ситуация не лучше. Он был у меня недавно. У него кормов не хватает. Так что помогаем, продаём его коровкам подешевле. Потому что только вместе сможем выжить.
Кто нам поможет? Только Господь Бог, только на Него надеемся. Что поможет вовремя провести посевную. И Бог даст, что сложится погода, и получим хороший урожай. И в результате этого будут и надои, и дополнительная копейка. И на силы наших работников надеемся, конечно, которые не безразличны к судьбе сельского хозяйства. И только из этого сложится наш результат.
Подготовила Евгения Симонова
Пётр Бишко: “Практически все поставщики подняли цену на молоко.”
Юрий Кошелев: “А на нашу сельскохозяйственную продукцию они остались без изменений. Как реализовали молоко по одной цене, так и реализуем.”
Кто здесь лицемерит?