Если бы в мою школьную бытность существовали такие «точки» – классы, оснащенные современным оборудованием для глубокого и разностороннего изучения конкретного предмета, мне, как гуманитарию, проще было постичь азы физики. И моему отцу – военному инженеру не пришлось бы на пальцах, выкладывая из подручных материалов подобие электрических цепей, объяснять мне, как работает ток.
У современных школьников есть все возможности, чтобы стать новым Фарадеем, Ломоносовым или Дарвином. Чтобы в этом убедиться, я посетила семинар декады дополнительного образования в школе Березичского Стеклозавода. Полгода назад здесь появился центр образования естественнонаучной направленности «Точка роста».
«В мире электричества»
Под таким названием сегодня в школе проходит заседание кружка «Занимательная физика». Ведет его учитель физики Елена Мишина совместно со старшеклассниками в просторном помещении с необычным интерьером. Современная удобная мебель, не похожая на обычную классную, интерактивная панель, ноутбуки, кейс-лаборатории, приборы… На входной двери в аудиторию – табличка «Точка роста. Лаборатория химии, физики». Тут же размещено расписание дополнительных занятий и работы профильных кружков.
«В конце октября прошлого года в нашу школу поступила цифровая лаборатория по физике. Ведь большое число работ связано с электричеством. Это неслучайно: в жизни мы часто имеем дело с электроприборами – чайниками, утюгами», – говорит Елена Ивановна и предлагает школьникам с помощью цифровой лаборатории продемонстрировать мне и другим гостям «Точки роста» принцип работы тока, регулирование его силы реостатом…
После ребята собирали амперметр, попутно рассказывая о его работе. Затем речь пошла о датчиках, силе тока, напряжении, магнитном поле. Все данные тут же выводились на интерактивный экран с ноутбука, связанного с лабораторией. Оставалось записать на доске формулы, внеся в них зафиксированные цифры, к примеру, в вычисление мощности тока P=I*U.
Но самой увлекательной оказалась работа с электронным конструктором, показавшим действие законов физики в обычной жизни: девочки-старшеклассницы по схеме собрали электрическую цепь-радио и поймали волну – с рок-музыкой, юноши – запустили пожарную сирену, а мальчишки-семиклассники – вертушку-вентилятор.
«Даже не мечтали…»
Да, о таком я и мои одноклассники даже не мечтали… А у современных школьников теперь появилась возможность все потрогать и проверить не на словах, а на деле. И даже семиклассники, у которых изучение электрических явлений еще впереди, уже в этом разбираются и с удовольствием посещают не только предметные занятия, но и кружок.
Восьмиклассник Александр Праслов подтверждает всеобщий интерес: «Нам новая аппаратура очень помогла, потому что на старых приборах мы не могли так точно измерять физические показатели. Но благодаря «Точке роста» у нас появились новые возможности».
А педагог Елена Мишина подтверждает это: «Можно измерять давление, проводить работы с магнитным полем: ведь его и электрическое поле не увидеть. А теперь это можно не только увидеть, но и «пощупать». Ребятам очень нравится новая форма обучения. Даже те, кто прохладно относился к предмету, учатся теперь не ради оценки, а ради знаний, как настоящие естествоиспытатели».
«Загадки орнитологии»
В другой «Точке роста» – классе биологии происходили чудесные открытия юных естествоиспытателей о редких птицах сразу в трех областях науки, взаимосвязанных в природе: физике, биологии и химии. Ученики вместе с преподавателями изучали строение куриного яйца, эволюцию скелета и оперения птиц. Еще проводили эксперименты, пытаясь выяснить, почему птицы не сбиваются с курса при дальних перелетах. Как выяснилось, в этом им помогает магнитное поле Земли.
После ребята рассматривали под электронным микроскопом перо, следили за химическими реакциями и замеряли кислотно-щелочной баланс в яйце. Оказывается, у белка щелочная реакция, а у желтка – кислая, что важно для биологических процессов.
«На химии мы различные опыты проводим с веществами, на биологии все детально рассматриваем под микроскопом. И задания не повторяются – нам интересно все замерять, размышлять и делать выводы», – рассказал мне после урока юный естествоиспытатель из 8-го класса Никита Строна.
«А я задумываюсь после таких занятий о том, чтобы связать свою жизнь с биологией», – поделилась своим мнением девятиклассница Виктория Богачкина.
По словам Марии Андреевой из 9-го класса, в «Точке роста» ничто не утомляет, в отличие от многих дополнительных занятий, отнимающих силы. «Все мои одноклассники активно и с удовольствием работают на таких уроках, – говорит Мария. – При этом, в каждой из лабораторий есть множество приборов. Например, в физиологической можно снимать кардиограмму, измерять давление, кистевую силу».
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе Татьяна Рябова рассказала мне, что дети с 7-го по 9 класс с интересом ходят не только на сами уроки, но и с удовольствием занимаются дополнительно в кружке «В мире биологии». А учитель этого предмета Юлия Шмидингер добавила, что даже пятиклашки с большим удовольствием ходят в кружок, хотя общую биологию они будут изучать позже. «Но такое рвение понятно – некоторые девочки в будущем мечтают стать врачами», – отметила учитель биологии.
«Не боятся и делают выводы»
Представители педагогического сообщества района, вместе с которыми я побывала в «Точке роста», проявили большой интерес к возможностям и результатам внедрения новых образовательных технологий. Ведь кому-то из них еще предстоит открывать свои «Точки роста» разной направленности.
«Видно, что все работает, есть результат: ученики осваивают цифровую технику, с интересом занимаются, пользуются приборами, не боятся и делают выводы», – поделилась своими наблюдениями директор нижнепрысковской школы Юлия Болдырева.
«Образовательный центр подразумевает вовлечение детей в науку. Они стараются быть разносторонне развитыми, лучше и с интересом втягиваются в учебный процесс и дополнительное образование. К тому же в «Точке роста» выявляются наиболее одаренные ученики», – поделилась уже имеющимся опытом работы директор березичской школы Ольга Калиничева.
«В нашем районе открыто пять «Точек роста» – это школы № 1, 2 и 3 Козельска, вторая сосенская и березичская. А с 1 сентября у нас появятся еще две «Точки» – в 4-й козельской и каменской школах. Цель точек – повышение мотивации детей к изучению предметов», – прокомментировала развитие проекта заведующая районным отделом образования Елена Митина, добавив, что ученики нуждаются в новом оборудовании, поэтому система образования должна идти в ногу со временем.
Наталия Шеховцова
Ваш комментарий будет первым