Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

30.03.1917. Публикуем первый номер козельской газеты

Вот с чего началась наша газета.  4 полосы форматом А4.  Первое периодическое издание в Козельске.  Печаталась она в частной типографии М.П. Иллютовича. Потом это Первая советская типография. Мы решили оцифровать наше начало начал. Уверены, «пролистать» первый номер районки пусть даже в виртуальном пространстве будет интересно не только журналистам и читателям, но и всем, кто любит историю.

Итак, на календаре 30 марта 1917 года. Некоторая орфография сохранена.

Народное Дело Известия козельского Исполнительного Комитета

Условия подписки: на год 4 р. 25к., ½ года 2 р. 25 к., 3 м-ца 1 р. 10, 1 м-ц 40 к, отдельный номер 5 к.

Плата за объявления:

Строка петита перед текстом 50  к., после текста 20 к., ищущим труда скидка, проч. по соглашению.

Адрес редакции: Козельск Калуж. Губ., дом Иллютовича

Редакция открыта ежедневно, кроме воскресенья и праздничных дней, от 9 утра до 5 веч.

Козельск 30 марта 1917 г.

Великая Российская революция, уничтожившая наше многовековое порабощение – царское самодержавие с его бюрократическим произволом, сделала нас –  представителей Великой Русской Нации творцом собственной жизни и своей собственной судьбы. Теперь нет преград Народному Русскому Гению к устроению жизни на основах равенства и свободы – вечных начал прогресса и цивилизации. Неописуемым счастьем и радостью полон торжествующий Революционный Народ, приобретший неоцененное благо – право на собственное строительство, право устроить жизнь по своим мыслям, по своей воле. Но это право на строительство, купленное столь дорогою ценою многовекового гнета под игом самодержавия, требует от всех сограждан родины дружной и напряженной работы, чтобы закрепить за собою приобретенное право и устроиться на прочных основах политических свобод. Вот почему Великое Народное Дело ждет каждого из граждан нашего отечества. Поэтому сейчас без колебаний и сомнений,  с твердою верой в свои творческие силы каждый гражданин родины должен идти на счастливый подвиг Народного дела! Подумайте, граждане: прежний бюрократический строй жизни, в корне уничтожавший народный почин, всегда давал своим подданным готовыя формы бытия, и нам, подданным, мало оставалось места для забот, как лучше устроить свою жизнь и свое благополучие. Теперь сам народ должен устроить свою жизнь. Вместо царских слуг – чиновников народ имеет право вручить власть своим избранникам – вот наше Народное Дело! Вместо прежнего послушно-рабского исполнения царских манифестов, указов и распоряжений – народ сам теперь призван исполнить свой законодательный долг, составить основные законы для своего отечества – вот Наше Святое Народное Дело! А дальше – пред нами величайшее Общее Народное Дело – защита родины от жестокаго врага, готоваго разорить наши родные гнезда и уничтожить молодую свободу и счастье нации… Вот сюда на защиту родины должны быть направлены все силы народа.

И дальше – разве не ясны для каждого из нас граждан все нужды и все неустройство нашей местной жизни? Сколько нужно тут трудов и энергии, чтобы устранить грехи и упущения, накопившиеся в продолжении многих десятков лет в жизни города, уезда и волости?

И чем глубже и дальше мы будем всматриваться в нашу общественную жизнь, тем все больше будет яснее то, к чему мы должны приложить свой труд, что должно стать нашим Народным Делом.

Теперь вопрос: какие же условия успеха нашего Народного Дела? Прежде всего, нашею первейшею задачею должна стать крепкая организация и объединение всех слоев общества. Ведь только дружными и сплоченными усилиями можно построить новую жизнь на прочном фундаменте. В этом отношении Общественные Комитеты являются первою ласточкою организации и сплоченности. В комитетах –  этих первенцах Революции – сейчас сосредотачивается вся общественная жизнь: вопросы продовольствия и хозяйства, вопросы самоуправления в городе, уезде и волости и еще целая вереница самых разнообразных вопросов, ежедневно поступающих в Исполнительный Комитет. Понятно поэтому, что для успеха работы Комитет не может обойтись без помощи общества. Одною из форм такого содействия Общества Комитету несомненно должна являться газета. Ведь только тогда будет плодотворна и систематична работа Комитета, когда само общество через газету будет откликаться на вопросы жизни.

Далее посредством газеты устанавливается связь и общение Общества с Комитетом, которые не только в этом получают нравственную поддержку, но что еще важнее – Комитет яснее различает свои главные задачи деятельности от второстепенных, и следовательно путь народнаго строительства идет прямее. […] Пусть эта гласность и общественный контроль начинаются с самых первых шагов самостоятельной жизни. Вот почему желательна и критика на страницах нашей газеты; только пусть эта критика будет по существу дела; пусть она, указывая все промахи и недостатки деятельности Комитета, будет исходить лишь из одного искренняго желания помочь делу Народного Строительства.

 Редакция газеты твердо верит, что она найдет живой отклик Козельского общества в достижении поставленной задачи. Пусть все, кто может, присылают в редакцию газеты свои рукописи, статьи и письма, не стесняясь формой изложения. Каждый гражданин города и уезда найдет в нашей газете место своим мыслям. В этом отношении редакция много надеется на интеллигенцию деревни – врачей, учителей и учительниц, священников, деятелей кооперативов, поскольку все они стоят близко к народу, живут в самой гуще крестьянства, прислушиваясь к его голосу, зная его самыя затаенныя думы и желания. Долг интеллигенции русской деревни поделиться чрез газету своими наблюдениями и опытом. Итак, граждане, будем содействовать, чтобы «Народное дело» – первая газета нашего города явилась светочем всей нашей краевой жизни, помогла  разобраться и осветить насущные  вопросы новаго строительства и момента.

__________________

С Богом дружно за работу!

Давно сказано, что в единении сила. В настоящий момент это положение более чем когда-либо нуждается в проведении в жизнь. Самым опасным для нас врагом сейчас являются разногласие и внутренние раздоры, на которые бесцельно […] необходимыя для родины творческие силы страны. Теперь не время для борьбы. Похоронами жертв революции проведена граница между старой и новой Россией.

Теперь должны быть свернуты красные знамена, и все граждане, свободно вздохнувши полной грудью, должны с крайним напряжением сил приступить к строительству новой жизни. Особенно неуместно в данный момент сведение личных счетов между бывшими отдельными классами населения. Надо твердо усвоить себе мысль, что старая власть сознательно создавала различие положений и интересов отдельных классов населения, с целью посеять между ними рознь и взаимное раздражение. На этой розни она и старалась основать свое существование и свою силу. К великому прискорбию, еще и теперь, с падением старой власти, мы переживаем ея печальное наследие – обостренныя отношения между отдельными группами населения. Это – самое худшее, что досталось нам от старой, злостной в своем бессилии власти.

Особенно сильно чувствуется это обострение в деревне, между крестьянством и местной, так называемой, интеллигенцией – духовенством и учительством. Нечего скрывать, что в пылу понятного гнева против стараго строя народ стал до некоторой степени в презрительное отношение к местной интеллигенции, устранив  ее в некоторых местах от участия в волостных выборах, а иногда даже посылая по ея адресу угрозу «сосчитаться» с ней. Не отрицая в отдельных случаях заслуженности таких выпадов, все же должно сказать, что, как общее явление, подобное отношение есть битье по оглоблям, а не по самой лошади. Все это, является грустным результатом искусной «механически» старой власти, стремившейся к разъединению своих «подданных» и боявшейся всякой сплоченности и содружества в работе. В том-то и заключается весь ужас преступления старой власти пред крестьянством, что она создала такую неразбериху и путаницу […], что и сейчас крестьяне не могут разобраться в вопросе, кто их друзья и кто – враги. Но как ни трудно, а разобраться в этом вопросе необходимо. Для этого надо открыто посмотреть правде в глаза. Возьмем хотя бы сельское духовенство. В какое положение его ставило старое правительство?

Оно пускало духовенство в народ на великое дело – религиозное освещение жизни – пускало без всякого обеспечения с своей стороны, предоставляя ему питаться унизительными подачками от народа. Мало того, оно связывало душу священника, не давая ему возможности свободно, по совести (как бы он должен был по долгу своего служения) откликаться на различные явления общественной жизни и грозя ему в противном случае жестокой расправой. И вот материально зависимые, духовно скованные священники, естественно из чувства самосохранения, вместо живого слова об устроении Царства Божия, царства любви и правды на земле, должны были выбирать для своих поучений самыя безобидные и «неопасныя» темы отвлеченного характера. Народ чувствовал такое уклонение в сторону, явное замалчивание своими «пастырями» кошмарных явлений жизни, которые для всех были очевидны – чувствовал и естественно раздражался, перенося всю тяжесть вины в этом на свое духовенство.

Не в лучшем положении находилось и народное учительство. Представьте себе хрупкую учительницу, занимающуюся одновременно с тремя отделениями (вещь совершенно недопустимая) в пыльной, неблагоустроенной школе, пред которой бывшая казенная винная лавка кажется дворцом. Трепещущая пред своим начальством за каждое лишнее слово, сказанное своим ученикам, она должна преподавать по искусственно составленным учебникам, из которых старательно удалено все, что сможет способствовать развитию сознательности мальчика. Понятно, народ не мог быть доволен такой школой. Он требовал знаний, просил здоровой, питательной пищи, а ему предлагали жиденький бульон из загнивших корешков. И эта ненормальность некоторыми крестьянами ставится в укор народному учителю, нисколько в ней неповинному.

Над всем этим крестьяне должны серьезно подумать, чтобы распутать, наконец, прискорбный узел взаимных недоброжелательных отношений. Со своей стороны, сельская интеллигенция должна сама пойти к народу с искренним желанием разъяснить по совести исторически сложившееся недоразумение, вредящее обеим сторонам. В деревне и так мало творческих сил, зачем же их еще ослаблять взаимной враждой. Ведь, все упомянутые группы населения так тесно соприкасаются друг с другом во многих отношениях, что смешно было бы говорить о различии интересов.

Итак протянем друг другу руки и мощной сплоченной силой выйдем дружно на работу творить единое народное дело, стремясь к манящему вдали яркому солнцу светлых радостей и полного счастья.

                                                                                  А. Волин.

__________________

Волостные Исполнительные Комитеты

Товарищи – крестьяне! Старая власть пала. Нужна новая власть. Как образовать эту новую власть? Прежде всеми делами народными управляли богатые господа, которым было мало дела до народа и его нужды.

Царь из богатых и знатных людей назначал министров; министры выбирали себе помощников тоже из богатых и знатных людей; губернатор назначал исправников; исправник – приставов и урядников. Пристава и урядники да еще земские начальники, большею частью из прогоревших помещиков и чиновников, управляли народом […] и ни перед кем не отвечали за свою неправду.

Теперь нужно создать новую власть по новому. Нужно, чтобы эта новая власть исходила от народа, чтобы сам народ избирал представителей этой власти из среды. Выбирайте, товарищи – крестьяне, честных, неподкупных и правосудных людей, которым весь народ верит.

Прежде всего нужно избрать Волостные Исполнительные Комитеты.

Как это сделать? По нашему вот как. Пусть в каждом селе, в каждой деревне соберется собрание из всех взрослых жителей, мужчин и женщин не моложе 18 лет. Придут на это Собрание крестьяне, крестьянки, духовенство, учителя, учительницы, помещик, его жена, взрослые дети его; одним словом все, кто живет в этой деревне или селе. Дело то народное общее, всем и нужно его обсудить. Обсудить дело нужно тихо и мирно, без шума, без ссоры. Криком то дела не сделаешь. Чтобы на сходе было тихо и можно было говорить, а не кричать, нужно выбрать председателя собрания и слушаться его. Теперь можно тихо и мирно обсудить, кого выбрать в Волостной Исполнительный Комитет. Если селение небольшое, то выбрать одного человека, а то двух и даже трех, если село очень велико. Выбирайте только честных, да дельных людей.

Лучше один, да хороший, чем трое плохих.

Пусть сделает так каждая деревня, каждое село. Эти выбранные на деревенских собраниях люди соберутся в Волостном Правлении все вместе, вот это и будет Волостной Исполнительный Комитет.

Они изберут из своей среды Председателя, товарища Председателя и секретаря и начнут работать на пользу всего народа, проживающего в волости.

Что же должен делать Волостной Исполнительный Комитет? Председатель Волостного Исполнительного Комитета должен делать то, что раньше делал старшина; секретарь должен делать то, что раньше делал писарь, а товарищ председателя должен помогать председателю и заменять его, когда тот в отъезде или болен. Один раз или два  раза в неделю в назначенные ранее дни и часы в волостном правлении собираются все члены Исполнительного Комитета и под председательством своего председателя и обсуждают все волостные дела. Какое постановит Исполнительный Комитет решение по какому-нибудь делу, так тому и быть. Председатель обязан исполнить это решение, а самоуправно действовать не должен. Вот такой Волостной Исполнительный Комитет и будет новой властью, вместо земского начальника, пристава и урядника. Только, товарищи крестьяне, чур не осрамиться! Нужно уважать эту новую народную власть, верить ей и подчиняться безпрекословно. Это необходимо, потому что тогда все увидят, что это – власть твердая и прочная.

Если же мы начнем безпорядки, допустим безчинства, то все увидят, что эта власть слабая, непрочная и что ее легко свергнуть. Охраняйте порядок, товарищи – крестьяне, и к нам никогда не вернутся ни земские начальники, ни урядники, ни стражники; даже мечтать об этом не посмеют.

А затеете ссоры и раздоры, тут они и явятся “ голубчики” и скажут: “ где уж вам – мужикам без нас прожить и управиться”, и сядут опять к нам на шею.

Помните это, товарищи – крестьяне!

Помните об этом Волостные Исполнительные Комитеты!

Поддержите порядок! Это на пользу дорогой родины и нашей родной армии.

                                                                               И. Даль.

____________________________

ОБ ОТРЕЧЕНИИ

НИКОЛАЯ II ОТ ПРЕСТОЛА

        В ночь со 2 на 3 марта отрекся от царской власти русский император Николай II. Хотя по этому поводу уже много писали в газетах, и причины отречения известны, мы все-таки считаем нужным сказать об этом огромной важности событии несколько слов и указать на те причины, которые вынудили русский народ свергнуть царя во время страшной войны. Почему русский народ, еще накануне молившийся «благочестивейшаго», с огромной радостью принял весть об этом?

Почему мы теперь везде слышим: «нам не надо царства,  а нужна республика – народоправство; не нужен царь, а нужен президент?

Мы хотим быть не подданными, а гражданами.»

Причины этого переворота в государстве и причины нашего отношения к нему одни и те же, и их можно разделить на две группы: общия и частныя.

Общия причины – это те порядки в государстве, которые всегда встречаются при самодержавной царской власти.

Здесь не может быть равенства всего народа перед законом; не может быть более или менее равномернаго распределения между всеми земных благ; здесь всегда будут господа и мужики; богачи и бедняки, образованные и темные. Самодержавная царская власть всегда покоится на народном невежестве, бедности и безправии. Она есть источник произвола царских чиновников, начиная с министров и кончая урядником.

Частныя же причины отречения царя от престола – это войны: Русско-Японская и особенно теперешняя. Безпорядки и неправда в управлении государством всегда очень остро чувствуются во время войны. Японцы нас победили, так как у них были более способные генералы, лучше было вооружение, спокойно было в стране. У них все делалось по воле народа, у нас против его воли. Увидев это, тогда же русский народ потребовал от царя отмены самодержавной власти и созыва Государственной Думы, которая должна вырабатывать и утверждать законы, должна следить за работою министров. Царь согласился и издал манифест 17 октября 1905 года. Он дал свое царское слово не издавать законы без Думы и этого слова не выполнил. Постепенно он совсем отменил этот манифест, а мы перестали верить честному царскому слову.

Настала нынешняя война. Мы к ней были не подготовлены, так как правительство все время готовилось к войне со своим народом да старалось умалить права Государственной Думы. Враг же страшный и сильный враг, готовился к войне 40 лет. Перед лицом такого врага объединился весь русский народ, но царь со своим народом не соединился. Напрасно Государственная Дума звала его к народу, напрасно она просила его назначить талантливых честных людей министрами, напрасно она указывала царю, что его окружают изменники, предатели отечества, виновники наших поражений и торжества врага. Царь был глух. Он не только не удалил от себя и от власти изменников, он приближал к себе новых. Всю власть взяла в свои руки царица – немка и передала ее сибирскому бродяге Распутину. Царствовал не Николай, а Распутин, котораго подкупали и спаивали немецкие шпионы и наши изменники. Если царя окружают изменники, если он их назначает министрами, а не отдает под суд, то кто такой сам царь. Что надо было сделать с Сухомлиновым? Что надо было сделать с Штюрмером, котораго в Думе назвали изменником? Что надо было сделать с Протопоповым, который имел какия-то темные дела с немцами? Их надо было или повесить или сослать на каторгу. А царь осыпал их народным золотом, осыпал чинами и орденами, давал им полную власть над Россией. Мало того. Уже давно известно, что в любой момент можно ожидать добровольной сдачи немцам Петрограда и других городов.

А в стране в это время отдавали последних здоровых мужчин, последних лошадей, коров, последний кусок хлеба. Начались волнения в Петрограде и Москве. Царь хотел опять издать фальшивый манифест, как в 1905 г. Но ему не поверили, ибо он уже нарушил царское слово. Потребовали, чтобы он отказался от власти. Он отказался, и вся Россия вздрогнула от радости. Она избавилась от несчастного царя, который принес столько бед и стыда. Нам не нужно царя, так как с царем могут вернуться старые порядки. Пусть нами правит Дума, а ея волю выполнять президент, выбранный всем русским народом.

А. Березовский

Общественная жизнь

Сегодня 30 марта в 1 ч. Дня в здании Ремесленнаго Училища состоится Общее Собрание учащихся г. Козельска и уезда для составления наказа выбранным делегатам на учительские Съезды: в Москве и Петрограде.

4-го апреля с.г. в здании Женской гимназии в 3 ч. дня состоится Общее Собрание женщин, служащих в учреждениях г. Козельска и уезда для обсуждения организации Женскаго Союза.

9 апреля с.г. в 12 ч. Дня в здании Ремесленнаго училища состоится Общее Собрание всех учащихся г. Козельска и уезда для обсуждения устава учительскаго союза и заслушания докладов.

От Редакции

Всем сотрудникам и корреспондентам газеты «Народное Дело» будут высылаться все номера газеты безплатно.

ОТ ПРЕЗИДИУМА КОЗЕЛЬСКАГО ИСПОЛНИТЕЛЬНАГО КОМИТЕТА

Очередное Собрание Комитета назначено на четверг Светлой недели 6 апреля в 2 часа дня в помещении Уезднаго Съезда.

Товарищ председателя А. Соколов

Объявления

для помещ. в газ. «Народ. Дело» принимаются ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, от 9 утра до 5 вечера. Плата за объявления: строка петита перед текстом 50 к., после текста 20 к. Ищущим труда скидка. Все прочия объявления по соглашению.

Редактор А.А. Соколов

Издатель

М.П. Иллютович

Козельск, Типография М.П. Иллютовича

Поделись с друзьями:

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять