Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Иногда мы пытаемся представить все ужасы войны, но у нас не получается». Козельский школьник Максим Алферов написал письмо прадедушке – участнику ВОВ

Максим Алферов стал призером регионального этапа всероссийского конкурса сочинения «Без срока давности». Его работа – письмо легендарному  прадедушке  Николаю Николаевичу Артамонову оценено жюри.  Не смогли пройти мимо этих строк и журналисты районки. С разрешения автора и учителя русского языка и литературы школы № 3 Валентины Викторовны Кулюкиной публикуем это трогательное послание в прошлое.

Здравствуй, дорогой мой прадедушка Коля! Пишет тебе письмо из далекого 2021 года твой правнук Максим. Ты меня, конечно, не знаешь, но мне кажется, что тебе приятно было бы получить мое письмо на фронт. Прошло более 75 лет, как закончилась война, но мы храним память о тебе, о всех тех, благодаря кому на Земле продолжилась жизнь.

Я знаю, что ты не получишь этого письма, не узнаешь, какой я. Но мне хотелось бы немного рассказать о себе. Я живу в Козельске, учусь в школе. Очень люблю играть в большой теннис и шахматы, учусь играть на гитаре и занимаюсь английским.

Мне очень жаль, что я знаю тебя только по рассказам бабушки, мамы и по записям из твоего дневника боевых действий. Твой дневник, так же как и ваши с прабабушкой боевые награды, мы трепетно храним, теперь это наши семейные реликвии. Мама показывала твои фотографии, на которых ты вместе с прабабушкой Зоей, она рассказывала мне, что вы познакомились на войне, а уже после поженились. Я знаю, что всю войну ты прошел в отделе кадров 50 Армии, что был награжден серебряным портсигаром, Орденом Красного Знамени и медалями: «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», «За взятие Кенигсберга».

Когда ты был призван в армию, тебе было всего 19 лет, столько, сколько сейчас моей сестре Виктории. Дорогой прадедушка, иногда мы вместе с Викой пытаемся поставить себя на твое место, представить все ужасы войны. Но у нас не получается… Нам становится страшно…Мы берем в руки ваши награды, особенно мне нравится рассматривать твой портсигар, я представляю себе, как ты достаешь его из кармана, читаешь дарственную надпись, возможно, твои сослуживцы, угощаясь папиросами, немного завидуют тебе, ведь портсигар – это твоя первая боевая награда. Мы листаем твой дневник, читаем его,  и мурашки бегут по коже, особенно страшно читать, как ты описываешь первые часы и дни войны, я бы хотел тебе их напомнить:

«…Вдруг, утром 22.06.41 в 4 часа услышали орудийный выстрел, который нас ничуть не обеспокоил, потому что в эти дни шли учения, за этим выстрелом – последующие, начали разрываться снаряды возле нашего батальона, эти выстрелы с ожесточенным огнем все более и более увеличивались, появились самолеты, они начали сбрасывать бомбы.

Все проснувшись поняли в чем дело и с большим ужасом и в панике начали выбегать, кто в чем был, кто в трусах, кто в одной рубахе. Скопились в батальоне – помещении коридора, не знают что делать, куда бежать, некоторые от большого ужаса начали плакать, (нач. смены) дежурный по части кричит – Бегите на пункт сосредоточения, а то буду стрелять. Никто никуда не выбегает, один к другому притулились, как «овцы». Выходить из помещения было очень опасно и почти не было возможности, потому что снаряды разрывались почти возле помещения, и осколки летели в стены и окна помещения…».

«……Мы решили бежать…  сели немного сделать передышку, не отдохнули как следует, продолжили свой путь, который мы еще не знали. Шли неподалеку от дороги, в стороне, видели немало разбитых машин и трупы людей.

Проходим леса, болота, переплываем реки. По пути встречаем много рассеянных по всему полю, в беспорядочном движении бойцов. Мы все идем, делаем небольшие передышки и продолжаем дальше. …Мы придумали одну неплохую вещь для облегчения пути. Забрали у одного хозяина – железнодорожника, вагонетку на которой перевозят небольшой груз, поставили на линию ж.д. Один сидит на вагонетке, а другой тащит. Этим самым мы немного передохнули, к нам присоединились еще 9 бойцов и один военинженер. И таким образом мы передвигались, но все же было тяжело такую вагонетку с таким грузом тащить. Мы придумали еще одну вещь. Поймали лошадь, запрягли в вагонетку, хомут конечно сделали из 2-х скаток, постромки из поясов и таким образом запрягли ее. Для лошади было не тяжело по ж.д., для нас было очень хорошо. Таким путем мы проехали 110 км. И легко. По пути мы никаких сопротивлений не встречали.

…За период с 22 июня 1941г. по 8 июля 1941г. я прошел пешим более чем 600 км. не считая езды всеми возможными средствами…»

Ты писал письма родным, но они не отвечали, ты еще не знал, что твоего папу и брата угнали в Германию и что они там работали на фермера. «…22 июля 1941г. я написал письмо к родителям, но никаких результатов от них не получил.

Мне очень хотелось получить от них письмо, узнать, что делается дома и вообще узнать о Владимировке. Но этого наверное мне не узнать теперь до окончания войны. Это меня очень беспокоит…»

Из твоего дневника мы также узнали о боях в Гомельской области: «……9 августа 1941г. мы были окружены противником. В 16:00 начался бой. Бой продолжался до 10 часов вечера. Силы противника превышали:  несколько десятков танков, мотопехота, наши силы гораздо меньше, всего в штабе находилось около 100 человек вместе с охраной и 2 танка, которые охраняли штаб. В результате боя наши потерь не имели, только 4 человека ранило и раздавили свою кухню танком, которая стояла с обедом. Враг понес гораздо больше потерь: 2 танка и несколько десятков пехоты. Стало темно, бой кончился около 12 часов ночи. Все затихло. Немец боялся наступать, потому что ночью в лесу, он особенно боится идти в наступление и притом не знал наши силы, он думал стоит какой-то полк. Этим самым мы спокойно, без шума вышли из окружения…

…13 августа 1941г.  Наш штаб попал в окружение противника. Начался очень большой бой. У противника было около 50 танков и большое количество мотопехоты. Наши силы были те же, что и в предыдущем окружении. Бой продолжался с 5 часов дня до 11 часов вечера. В бою враг потерял несколько танков и большое количество мотопехоты. Наши потери незначительны – 14 чел. ранено и один водитель машины был убит. Дождавшись темноты, мы вышли спокойно из окружения, хотя противник вел пулеметный огонь по нашей колонне…»

А также узнали о контрнаступлении под Москвой: «…6.12.41г. под сильным ударом нашей Рабоче – Крестьянской Красной Армии враг начал по всему фронту успешно отступать, неся огромные потери в живой силе и технике.

В одной из деревень, освобожденных от фашистских захватчиков, мы справляем новый 1942 год.

3.1.1942г. мы прибыли в г. Калуга, где немец барствовал более 2,5 месяцев.Сейчас мы следуем по пятам отходящего противника и я надеюсь, что в феврале месяце 1942г. родина моя будет освобождена от фашизма…».

Закончится для тебя война в городе Кенигсберге (нынешний Калининград) в ходе Кенигсбергской наступательной операции, ты будешь в должности командира стрелковой роты в звании капитана. 1 июня 1945 года тебя наградят медалью «За взятие Кенигсберга». Во время войны, там же в отделе кадров, ты встретишь спутницу жизни, Апасову Зою Платоновну, мою прабабушку. После войны ты останешься в армии и будешь работать в военкомате: в г.Полтаве (Украинская ССР), в г.Кировобаде (Гянджа) (Азербайджанская ССР), в г. Первомайске (Украинская ССР). Уже в мирное время тебе присвоят звание майора.

Ты знаешь, твой дневник и ваши с прабабушкой награды сами по себе уникальны и являются вечной памятью о Великой Отечественной войне, они представляют собой и историческую ценность, потому что в твоем дневнике описана война  глазами очевидца – простого русского парня. Читая твой дневник, поражаешься стойкости русских солдат, особенно в первые дни и месяцы, хотя, я думаю, все дни и годы войны неимоверно тяжелы и драматичны.

Тебя и прабабушки уже нет с нами. Каждый год, 9-го мая, в день, когда, наверное, каждая семья в нашей стране вспоминает своих родственников-участников Великой Отечественной войны, мы собираемся вместе, чтобы вспомнить вас – героев прошедшей войны. Моя бабушка ближе всех к истории вашей жизни и  подвигов, поэтому именно она достает наши семейные реликвии и рассказывает всей семье о вас. Мы храним воспоминания о вас так же трепетно, как и те вещи, наши реликвии, которые стали наградами за вашу смелость и доблесть.

Я верю, что пока в сердцах живущих теплится память о подвигах их предков, пока мы знаем об ужасах, выпавших на долю нашего народа, пока семейные реликвии остаются напоминанием о горечи войны и радости Победы, не повторится та страшная беда, что пришла на нашу землю в 1941-м году. 

Дорогой прадедушка, я хочу,  чтобы ты знал: я очень горжусь тобой и прабабушкой Зоей!

Список источников информации:

  • семейные документы: дневник боевых действий (сохранены орфография и пунктуация подлинника) и  личное дело прадедушки Артамонова Николая Николаевича,
  • семейные фотографии,
  • награды Артамонова Николая Николаевича и Артамоновой (Апасовой) Зои Платоновны,
  • рассказы моей бабушки Артамоновой (Костиной) Марии  Ивановны  и мамы Лобынцевой (Артамоновой) Ольги Владиславовны.
Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять