У православных идет третий день Страстной недели (18-23 апреля), называемый Великая среда. И такое ощущение, что интернет к Страстной среде пустился во все тяжкие. А как еще объяснить заголовки «Приметы третьего дня Страстной недели Великой среды» и даже «Великая среда Страстной недели: запреты и заговоры»? Всю эту ахинею не стоило бы упоминать, да вот только обидно, что подобный малограмотный бред отвлекает внимание от тех воистину трагических событий, которые разворачивались в Великую среду две тысячи лет назад.
Итак, что происходило на третий день Страстной недели в древнем Иерусалиме? И что происходит в Великую среду в храмах? Откроем Евангелие и возьмем в помощь шедевры мировой живописи.
Глава Евангелия от Матфея, рассказывающая о событиях Великой среды, начинается словами Иисуса, которые Он сказал Своим ученикам — апостолам. «Вы знаете, — предупреждает апостолов Иисус, — что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий будет предан на распятие». Странно, но двенадцать последователей Христа будто не слышат этого страшного предостережения. Почему? С одной стороны, всего лишь четыре дня назад жители Иерусалима торжественно, с царскими почестями приветствовали Христа. Апостолы — люди, а всем нам хочется верить в лучшее. С другой стороны, события последней недели земной жизни Иисуса развивались так стремительно, что их просто не успевали осознать.
В это же самое время, когда Иисус произносит перед Своими учениками слова предупреждения о том, что Он будет распят, во дворе первосвященника Каиафы собираются иерархи церкви и старейшины народа — на совет. Они обдумывают, как им погубить Христа. В итоге решают взять Иисуса хитростью и убить. Главное, чтобы это произошло не в праздник иудейской Пасхи, когда будет много народа — первосвященникам и старейшинам не хочется доводить дело до смуты. Но ведь для того, чтобы подлый план осуществился, кто-то должен предать Спасителя.
Евангелие сдержанно, но предельно точно описывает механизм предательства: только факты. Предатель нашелся — его имя станет для человечества символом подлости. Но до того, как Иуда пришел к первосвященникам с предложением выдать Иисуса, произошло еще одно знаковое событие, и о нем тоже говорят в храмах в Великую среду.
В третий день Страстной недели во время богослужения вспоминают, как в доме Симона прокаженного, куда Христос пришел в гости, грешница омыла слезами ноги Иисуса и возлила на голову Христа драгоценное миро. Миро — по-гречески «благовонное масло» — представляет собой особую смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол, всего 50 компонентов. Миром в те времена не только помазывали царственных особ, но и умащивали тела умерших перед погребением. Так, грешница, сама того не ведая, предуготовила Христа к погребению.
Ученики, увидев, что грешница возлила на голову Иисуса драгоценное миро, вознегодовали. «К чему такая трата? Это миро можно было бы продать за большую цену, а деньги отдать нищим!» Но, услышав это, Иисус говорит: «Что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала».
Так и случилось: мы вспоминаем эту безымянную грешницу, сердцем почувствовавшую, предстоящую смерть Христа.
И дальше в Евангелии от Матфея стоит многозначительное слово «Тогда…». «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам, — читаем мы, — и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его». Замечу в скобках: тридцать сребреников — цена раба в то время.
Вот и все, что сказано о предательстве Иуды. Можно строить много разных предположений, почему ученик Иисуса, один из двенадцати, пошел на подлость. Но если мы внимательно отнесемся к хронологии событий, изложенных во всех Евангелиях, мы поймем, что Иудой двигали два порока — зависть и сребролюбие. Вот что читаем в Евангелии от Иоанна: Иуда «был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали».
Иуда был казначеем апостольской общины, в его руках оказывались значительные суммы денег. Это были пожертвования, например, из Евангелия известно, что деньги могли давать женщины, которых Иисус исцелил от неизлечимых болезней, а из кого-то и изгнав злых духов. Иисус был к деньгам абсолютно равнодушен: часть средств шла на нужды маленькой общины его учеников, остальные раздавались нищим. Ящик для денег «имел при себе» Иуда. По-видимому, никому и в голову не приходило его контролировать.
Так, начав с воровства у своих же товарищей, Иуда закончил предательством. Его имя тоже живёт в веках — как символ подлости и того, что оно не приносит предателю счастья. Как известно, Иуда удавился на осине. Но об этом в другие дни Страстной недели.
Кроме описанных отрывков из Евангелия, в Великую среду во время Божественной литургии в последний раз читается знаменитая молитва святого Ефрема Сирина, с тремя великими поклонами. С этого дня, вплоть до Праздника Святой Троицы, поклоны в храме отменяются — и в этом глубокий смысл. Земной поклон показывает, что мы, люди, грехом ниспали на землю. А отмена земных поклонов во время богослужения подчеркивает то, что Господь искупил наши грехи, и напоминает нам о том, что Воскресение Христа стало прообразом будущего века. Исключение делается только для поклонов перед Плащаницей, полотном, на котором изображено снятое с Креста Тело Христа.
На вечерней службе в среду верующие стараются исповедоваться. Завтра Великий, или Чистый четверг — день напряженных и долгих богослужений. В Чистый четверг, когда вспоминают то, как Христос установил Таинство Причащения, все стараются причаститься, поэтому и исповедуются в среду накануне.
Мария Городова, РГ
Изображение: «Христос у Симона фарисея». Худ. Питер Пауль Рубенс, 1618-1620 гг.