Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Стать примером разумного государства в неразумном мире». В Оптиной пустыни обсудили духовную безопасность России и Белоруссии

Важное с политической и духовной точек зрения событие прошло в апреле на Козельской земле. Заседание комиссии Парламентского собрания Союза Беларуси и России по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам. Представили РПЦ, Государственной Думы, правительства, известные общественники обсуждали проект Концепции обеспечения духовной безопасности Союзного государства, много говорили о сотрудничестве двух стран, об общих ценностях, о том, как сделать культуру действительно полезной для нравственного здоровья славянских народов. Одним из главных вопросов, которые поднимали на заседании, воспитание и поддержка молодежи. Некоторые заявления, прозвучавшие на заседании, зафиксировали наши корреспонденты. Начнем с одного из самых ярких выступлений – артиста, режиссера и депутата госдумы Николая Бурляева (помните Ивана из фильма Андрея Тарковского «Иваново детство»?).

Николай Бурляев, актер, режиссер, депутат Государственной Думы:  «Сейчас очень сильна русофобия»

– Я буду говорить  о культуре,  поскольку наша комиссия занимается и этим. Культура – это самое главное. Будет культура – будет государство. Люди будут понимать, за что они жертвуют жизнью. Будет культурная экономика, а не такая бандитская, которую мы сейчас часто наблюдаем, рваческая. Будет все, поэтому, конечно, мы будем добиваться увеличения бюджета на культуру от Союзного государства, поскольку с таким бюджетом, который сейчас заложен, мы не сможем представить нашему обществу сильнейшую организацию, а она – вот эта организация наших двух стран, которые стали единым Союзным государством – она первостепенная для мира.

Понимаете, мы сейчас боремся не только за Донецкие республики, за Украину, за её возврат из объятий нацизма в нормальное русское поле. Что такое святая Русь? Это и есть один народ – русские, украинцы, белорусы. Поэтому понятие «украинец» впредь должно быть с пониманием того, что они – часть земли русской, и никак иначе.

Два дня назад я встречался с председателем нашего парламента, поэтому сегодня я могу рассказать о каких-то конкретных предложениях. В Беларуси есть фестиваль  «Славянский базар». Мы должны создать и в России адекватный форум, тем более под него есть основа. Мы уже 31 год проводим Славянский форум искусств «Золотой витязь». Я прошу рассмотреть вопрос о проведении ежегодного Международного славянского форума искусств «Золотой Витязь» в Москве, и учреждения национальной премии Союзного государства в области искусства, которую мы будем вручать самым лучшим деятелям нашей обоюдной культуры. Это не Оскар, это лучше, чем Оскар, это – красивый золотой витязь.

Будем говорить и об увеличении бюджета на культуру, потому что то, что я прочитал – это мизер. На такие деньги мы ничего не создадим. А ведь нужно будет делать кино о подвижниках России, Белоруссии, о героях. В прежние годы наша культура не особенно этим занималась, но сейчас мы должны перестраивать и министерство культуры Российской Федерации. В последнее время – я лично это наблюдал  –  деньги раздавались людям далеким от культуры,  порой миллиарды рублей давали на русофобию, на патологию, на гомосексуальные постановки, на фильмы типа «Матильда». Все это поддерживалось. Сейчас все это будет меняться.

Я в Думе выступил с такой речью, которая несколько удивила моих коллег – я предложил почти в три раза увеличить расходы на культуру  – и буду этого добиваться, буду убеждать моих коллег депутатов, поскольку культура – это самое главное. Но маленький бюджет это не главная проблема, в стране нет государственной идеологии – вот беда. Мы должны – это уже озвучили в нашем парламенте, теперь я это озвучиваю здесь – принять идеологию Союзного государства. Она, собственно, уже выработана нашими президентами: и Александр Егорович Лукашенко, и Владимир Владимирович Путин в 2014 году подписали Указ об основах государственной культурной политики, где уже прописано, что самое главное –  это традиционные духовно-нравственные ценности, это патриотизм и это семья. Вот когда будет такая идеология, тогда уже чиновники не будут давать на гомосексуальные постановки.

Очень сильна русофобия сейчас, мы это все видим – и видим в Белоруссии, и видим в России. Несколько моих коллег дали дёру на Запад, но о таких коллегах еще в XIX веке говорил прекрасно друг Пушкина Языков. Он написал в 1844 году поэму «К ненашим». Найдите ее , прочитайте.  Там такие есть строчки: «Умолкнет ваша злость пустая, Замрёт неверный ваш язык: Крепка, надёжна Русь святая, И русский Бог ещё велик!»

Когда-то люди, жившие на Западе, говорили так: «Спасение России – есть спасение мира, гибель России – есть гибель мира». Так вот, у нас сейчас  есть такая возможность – не погибнуть самим и стать примером разумного государства в неразумном мире.

Заседание комиссии Парламентского собрания Союза Беларуси и России по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам

Лилия Смирнова, сотрудник Синодального отдела по делам молодежи РПЦ: «Найти каждого патриота нашего Отечества и поддержать его».

– Апостол Павел нас учит следующему: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». Но чему же мы можем радоваться в ситуации и вопросе работы с молодежью. И в истории нашего Отечества мы видим яркие примеры, когда именно в трудные времена объединялись Церковь, государство, народ и, обратившись к Богу, побеждали. Вспомним преподобного Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, которые смогли сплотить князей, смогли преодолеть разобщенность и победить страшного общего врага. И мы понимаем, что именно сейчас наступило самое время для истинных патриотов объединиться и обеспечить духовную безопасность для детей и молодежи. Направить все усилия, все средства на то, чтобы наша молодежь знала, какое великое духовное богатство мы получили в наследство от своих предков.

Почему  подрастающее поколение, в том числе и мой ребенок, увлекается западными супергероями? Почему? Яркие фильмы, многосерийные сериалы, эти конструкторы  «Лего. Ниндзяго», которые просто заполонили детей. Игрушки – маленькие, большие, всевозможные; журналы. Разве мы не можем так популяризировать наших героев? Конечно, можем, у нас есть прекрасный опыт. Святые Петр и Феврония – праздник устроили, создали мультик, но не нужно на этом останавливаться. Нужно действительно совместно разработать просветительскую патриотическую духовно-нравственную программу, реализовывать ее в школах, вузах, лагерях, съездах, организациях, постараться найти каждого патриота нашего отечества и поддержать его.

Особые усилия направить на работу в интернет-пространстве: прежде всего, обеспечить безопасность с помощью цензуры и блокировки. Мы же знаем, что в элитных образовательных учреждениях смартфоны запрещены. Так мы можем все наши школы сделать элитными, просто запретив смартфоны на их территории, разве нет? Кроме запретов, конечно, мы должны концентрировать усилия для создания качественного духовного патриотического контента. Эта сфера требует усиленной поддержки, потому что часто лидеры, которые могут повести за собой в реальной жизни – они не умеют работать в соцсетях. Нам нужно объединять армию блоггеров, которым будет интересно дать своим подписчикам правильный контент. Таким образом мы будем рассказывать молодежи об истинных героях, ведь именно на основе исторических примеров, правильно, грамотно поданных, мы можем воспитать духовно развитую высококультурную молодежь. К слову сказать, князь Александр Невский взял в жены дочку полоцкого князя Александру, которая родила ему пятерых детей, и один из них – Даниил Московский. В мае наш отдел готовит поездку в Торопец, где состоялось княжеское венчание, мы с радостью приглашаем делегацию с Беларуси к нам присоединиться. Пусть наши святые помогут нам укрепить наше отечество, с достоинством пройти испытания и двигаться к реализации национальной идеи, обозначенной президентом в августе 2021 года. Владимир Владимирович тогда сказал, что крепкая, благополучная семья, в которой растут двое, трое, четверо, больше детей, по сути, должна быть образом будущей России. Я как мама троих детей, главу государства поддерживаю.

Олег Калугин, министр внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области: «Мы живем в переломное для всего мира время»

– Мы находимся на благословенной Калужской земле, и, пожалуй, в самом святом месте – Оптиной Пустыни – это символично. Потому что православие – это та основа, которая объединяет наши народы. Не просто объединяет – православие это есть цивилизационный код наших народов. О том, что мы – народы одной цивилизации, я думаю,  спорить никто не будет, это несомненно.  

Сейчас мы живем в переломное для всего мира время. Потому что сейчас как раз идет выбор модели развития человечества – ни больше ни меньше. И сегодняшние события, происходящие на Украине, как раз это предвестник того, что изменения будут и изменения уже есть. В этот непростой момент как раз куётся сталь, куётся то, что будет основой наших будущих взаимоотношений, будет основой нашего дальнейшего единства.

Конечно же, духовная наша основа, духовное единство является хорошей почвой для развития и других взаимоотношений: человеческих, на уровне организаций… У нас в Калужской области с Беларусью отношения были всегда хорошие и всегда это, так скажем, обеспечивало экономическую эффективность. Спросите любого жителя Калужской области, в частности Калуги или Обнинска, о вкладе белорусов в развитие экономики нашего региона. Все скажут, что целые микрорайоны – и города Калуги, и города Обнинска – построены белорусскими инвесторами. Причем жилье строится очень качественное. У нас, когда говорят о белорусах, это всегда знак качества их работы. Поэтому наши отношения проверены временем и проверены практикой. Я думаю, что эти отношения будут и дальше усовершенствоваться, дальше развиваться. А нашей комиссии, конечно же, хочется пожелать выработать те необходимые решения и предложения, которые мы успешно внедрим в нашу практику, в нашу жизнь.

Члены комиссии Парламентского Собрания в Оптиной пустыни

Вахтанг  Кипшидзе, зампредседателя синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ: «Нам пытаются навязывать секуляризм»

– Считаю, очень важно, что мы сейчас под сводами монастыря решаем вопросы, в том числе, и духовной безопасности, которая немыслима без опоры на те ценности, которые в жизни нашего общества, в России и в Белоруссии, для большинства людей связаны именно с русской православной церковью.

Я считаю, что за последние годы мы прошли очень большой путь, который позволил Русской Православной Церкви, да и другим традиционным религиозным общинам, стать полноправными участниками диалога об общественном устройстве, о ценностях, о молодежи, да и о других проблемах, которые являются общими для России и Белоруссии. Я хотел бы сказать также о том, что в рамках этого диалога мы смогли преодолеть негативную секулярную инерцию, которая очень часто исходила из того, что религия, вера, церковь – это некие такие институты, которые не являются полноправными участниками подобного рода диалогов. 

Во многом мы продолжаем преодолевать эту инерцию, ведь секуляризм стал идеологией современного западного мира. Очень часто нам пытаются навязать те модели церковно-государственных отношений, представлений о роли религии в обществе, которые не соответствуют ни нашему историческому наследию, ни даже европейским стандартам в области церковно-государственных отношений. Иными словами, нам пытаются навязывать секуляризм, в более радикальной и, я бы даже сказал, извращенной форме, чем он существовал и существует, в какой-нибудь Франции, которая считается чуть ли не образцом светскости. И думаю, что у нас достаточно интеллектуальных, организационных и прочих возможностей для того, чтобы этим идеям противостоять.

Я изучил проект Концепции обеспечения духовной безопасности Союзного государства. И, прежде всего, хотел бы сказать, что сама Концепция духовной безопасности и использование слова «духовный», которое происходит от слова «дух», оно немыслимо без опоры на Церковь, на другие традиционные религиозные общины наших государств. Я, к сожалению, не считаю, что этот момент вполне отражен в том проекте, который мы сейчас обсуждаем, и думаю, что в рамках последующей работы над этим проектом мы могли бы это в большей мере отразить. Я аргументирую свою позицию: хотелось бы сказать, что духовные ценности без опоры на веру просто подвисают в воздухе. Ценности не могут быть конструктом, это не результат конструирования, нет там интеллектуальной работы. Это, все-таки, некий процесс, который предполагает историческую преемственность. И эта преемственность для наших государств связана, конечно, с православной церковью, и не с чем иным.

Расшифровка: Анна Фрибус

Фото: сайт монастыря Оптина пустынь

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять