Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Построили новый дом, родили четвертого ребенка, но пришлось бежать…»

Наши журналисты встретились с многодетными беженками из Донецкой области

Чтобы увидеть своими глазами, какая помощь оказывается беженцам в нашем регионе, мы попросили калужского уполномоченного по правам человека Юрия Зельникова взять нас с собой на один из пунктов временного размещения. «Приезжайте в лагерь «Звёздный», там мы с министром труда и социальной защиты  Павлом Коноваловым будем вести приём женщин, прибывших с детьми из Донецкой области», – пояснил Юрий Иванович. И мы поехали…

Дом «Звёздного»

И вот он – детский лагерь «Звёздный», где летом слышен звонкий ребячий смех. Но сегодня здесь тихо и немноголюдно. Движение наблюдается лишь у одного из корпусов. По дорожке прогуливается молодая мама с коляской, а небольшая группа женщин идёт в сторону столовой, где должна состояться встреча с правозащитником и чиновниками. «Вопросов много, – говорят женщины. – Возникают неясности с получением документов, с выплатой пособий, с оформлением разрешения на временное убежище. А тем, у кого есть российское гражданство, невозможно трудоустроиться, потому что для детей нет детского сада…»

Все острые вопросы женщины задавали не только Юрию Зельникову и Павлу Коновалову, но также представителям миграционной службы и модельного центра занятости. Получив подробные ответы и пошаговую консультацию, беженки из Донецкой области, пригласили чиновников к ним «домой» – в трёхэтажный корпус, чтобы показать, в каких условиях они там проживают со своими детьми.  

По пути спрашиваем у Юрия Ивановича, правда ли гражданам Донецкой независимой республики проще и быстрей получить российское гражданство, нежели беженцам из Харьковской области? «Да, это так. Граждане ДНР сейчас получают разрешение на временное убежище, подают документы на гражданство Российской Федерации, через 3 месяца без всяких дополнительных бумажек им это гражданство дают. Что касается граждан Украины, то у них ситуация посложней. Я поднимал этот вопрос в МВД, что требуется некий федеральный документ. Сейчас над ним работаю», – рассказал Зельников.

Пока не полетели точки «У»

«Обход» корпуса начали с третьего этажа, где своё временное пристанище обрели 12 мам и 25 детей из Горловки и посёлка Горное. Среди них двое друзей – 9-летний Дамир и 11-летний Олег. По рассказам ребят, в их городе было много разных школ – обычных, музыкальных, спортивных. Учиться было интересно, но 24 февраля дети в школы уже не пошли…

«8 марта выехали оттуда на автобусах. Выбирались не колонной, а в разрыв между перестрелками до Ростовской области. В Таганроге переночевали в спортзале и на поезде приехали к вам. Тяжело, конечно. Душа там осталась – на нашей родине», – грустно улыбаются парнишки.  

«Ждём, когда уже освободят наше Горное, домой хочется. Дети плачут, а мы просто все на нервах, потому что дозвониться до своих не можем. Там постоянно свет отключают, – говорит мама Дамира Рада. – А ведь у многих мамочек по трое и четверо деток, среди которых и вовсе груднички».

Женщины рассказывают, что когда их населённые пункты начали бомбить, то у всех была лишь одна мысль: спасти детей. Однако до последнего никто не хотел уезжать, надеялись, что беда обойдёт стороной. Но когда полетели точки «У», то было уже без вариантов. Мамочки похватали детей, документы и тронулись в трудный и опасный путь.

«А ведь мы ещё в 2014 году могли уехать, когда жили в прифронтовом посёлке, – вспоминает многодетная мама Алёна. –  Но не уехали, даже когда в наш дом в марте 2016-го попал снаряд и чудом лишь не ранило нашего малыша, которому теперь уже 9 лет. Мы потом снимали квартиру три года, строили новый дом, построили, переехать туда успели и ребёночка четвёртого родить. Но пришлось бежать”.

Алёна кое-как сдерживает слёзы и показывает утреннюю смс-ку от мужа – мужчины остаются в ДНР. Слава Богу, жив! Теперь надо как-то прожить этот день и дождаться вечернего сообщения, а на ночь – показать детям фотографию их папы, чтобы, как грустно шутит Алёна, они не забыли, как он выглядит.

Здесь все живут так: ждут сообщений от любимых мужей и надеются, что обстрелы прекратятся, чтобы вернуться домой.

«Мы 8 лет терпели, поэтому хочется покоя и тишины, так хочется вернуться в СССР и быть уверенным в завтрашнем дне своих детей. А сейчас мы живём одним днем и надеемся, молимся…»

«Что будет дальше?»

Немного успокоившись, женщины показали условия своего временного проживания в доме «Звёздного». У каждой семьи отдельная комната, в холле – телевизор и мягкие диваны со столами, где дети школьного возраста учат уроки, а малыши играют в настольные игры. Тут же приходится размещать сушилки для белья, ведь детей здесь действительно очень много…

«Но мы всем довольны, дети – тоже. К нам сюда каждые выходные приезжают артисты или представители каких-нибудь интересных организаций. Был театр, был музей. Так что досуг мы проводим разнопланово. Питание в столовой тоже хорошее. Но что будет дальше?» – устремив встревоженные взгляды, спросили женщины уполномоченного по правам человека  по Калужской области.

Юрий Иванович заверил их, что в «Звёздном» они ни в чём не будут нуждаться. Гуманитарная помощь, одежда, продукты питания, средства личной гигиены – всего будет всегда в полном достатке. И если женщины пожелают остаться здесь и получить российское гражданство, то им помогут во всём, в том числе и с трудоустройством.  

Евгения Симонова

Расшифровка интервью: Анна Фрибус

Фото: Виталий Верескун

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять