Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Забытый остров. Так называют свою деревню жители Кричины в Козельском районе

Чтобы попасть в магазин за продуктами, в аптеку за лекарствами или на прием в поликлинику, людям приходится переправляться через реку Жиздру на лодке. Во время ледохода и половодья населенный пункт и вовсе оказывается надолго отрезанным от внешнего мира. Много лет отчаявшиеся сельчане пытаются добиться от районной администрации строительства моста, но воз и ныне там.

Водная преграда

 

Деревня Кричина относится к сельскому поселению «Волконское». С трех сторон от нее протекают реки: Жиздра, Вытебеть и Трошенка, с четвертой – раскинулась территория национального парка «Угра».

Несмотря на то что прописаны в деревне лишь несколько человек, назвать ее безлюдной нельзя. Переехавшие в город потомки крестьян не хотят терять связь с малой родиной. У каждого дома есть хозяева. В летнее время население Кричины достигает трехсот человек. Половина из них – дети. Многие с удовольствием проводят каникулы и отпуска в этом живописном месте и не готовы променять его ни на какое другое.
Всем хороша деревня, лишь одна проблема на протяжении многих лет отравляет жизнь ее населению. Проехать туда невозможно!

Чтобы добраться до своих домов, люди вынуждены съезжать с асфальтированной дороги и еще четыре километра двигаться по грунтовке до берега Жиздры. Там оставлять автомобили, вместе с детьми и вещами спускаться к воде и вызывать по телефону Виктора Серова – местного лодочника, который переправляет земляков через реку. Иногда ожидание затягивается на несколько часов – из-за ненастной погоды или загруженности владельца лодки другими делами.

Дела житейские

Учитывая, что своего магазина в деревне нет и продуктами надо запасаться впрок, можно себе представить, сколько сумок приходится перегружать с берега на лодку и обратно. В летний период из Волконского раз в неделю на противоположный берег приезжает автолавка. Но до нее тоже надо добираться на лодке.

Каждый вызов скорой помощи в деревню превращается в преодоление полосы препятствий. Летом – на лодке, зимой – по льду. В этом году, например, Виктор Серов слег с высокой температурой. Самостоятельно добраться до больницы не было никакой возможности. Хорошо, что лед на реке еще не растаял. Рискуя провалиться, медики дошли к больному. Дали ему рекомендации и список лекарств. Тут же встал вопрос, как их купить? Выручили соседи – пешком через Жиздру дошли до дороги, оттуда доехали до аптеки. А если бы их не было на месте?

С похоронами тоже все непросто – в этом году родственники были вынуждены кремировать тело местного жителя, проходившего лечение в Москве. Только так можно было исполнить его волю о захоронении на деревенском кладбище. Урна с прахом ждала несколько недель, пока закончится разлив, и только на днях была предана земле. Бывали случаи, когда приходилось перевозить на лодке и гробы с покойниками.

Пропавшая деревня

Почему так случилось? Местные жители винят в своих проблемах национальный парк «Угра». Хотя, скорее, дело в разгильдяйстве отдельных должностных лиц, которые халатно подошли к своим обязанностям во время образования нацпарка в 1997 году. При подготовке и согласовании документации они должны были принять во внимание наличие населенных пунктов на его территории, учесть интересы и потребности проживающих там людей. Но в случае с Кричиной этого сделано не было.

Решение об организации национального парка «Угра» принял малый совет депутатов Законодательного Собрания области. В отличие от других населенных пунктов, расположенных на территории парка, деревня Кричина в итоговом документе не упоминается. Представитель районной администрации не обратила на это внимание и завизировала документ. А в минприроды посчитали, что раз у муниципалитета нет претензий, значит все в порядке.

В итоге территория деревни не была исключена из состава национального парка, она как бы растворилась в нем вместе с жителями. А раз нет населенного пункта – не нужен и сервитут на дорогу, чтобы люди могли добираться до своих домов. По той же причине хозяева домовладений до сих пор испытывают большие трудности с согласованием границ участков. Даже на установку забора на своей территории требуется разрешение нацпарка.

Отрезанные от мира

Такой безвыходной ситуация в деревне была не всегда. Колхоз «Дружба», существовавший здесь раньше, каждый год самостоятельно строил деревянный мост через Жиздру. Настолько крепкий, что по нему спокойно ездили трактора. Во время ледохода мост сносило, но хозяйство неизменно восстанавливало переправу, потому что в ней была насущная необходимость.

Когда мост вслед за колхозом канул в лету, местные жители стали использовать проезд через брод на реке Трошенке, но и он был перекрыт, когда нацпарк организовал там питомник для зубров. Сделали ограждение, поставили шлагбаум, повесили замок, и все.

Еще одна дорога из деревни вела через лес на бетонку, принадлежащую воинской части. Она до сих пор указана в Яндекс-навигаторе. Но, во-первых, та бетонка ведет на режимный объект, и доступ на нее посторонних лиц нежелателен. Во-вторых – грунтовка проходит по болотистой местности и давно заброшена. Проехать по ней даже в сухую погоду и даже на внедорожнике практически невозможно. А приводить дорогу в порядок, подсыпать и грейдировать ни нацпарк, ни районная администрация не спешат, ведь сервитута на дорогу нет, к тому же организация подъезда к деревне требует обязательного согласования в минприроды.

В довершение всех проблем парк «Угра» ввел систему оплаты за проезд по своей территории и штрафует жителей Кричины за припаркованные на береговой линии машины.

Так и живет деревня Кричина – отрезанной от всего мира.

«Мы как будто оказались в западне. Кричины нет на карте. Люди там жили поколениями, а потом пришел нацпарк и фактически лишил нас дороги. Весной, во время ледохода и разлива, я не могу проехать к своей собственности, чтобы посмотреть, в каком она состоянии. Фактически не могу попасть в свой дом! Разлив в этом году был такой, что впору продукты людям с вертолета сбрасывать. Мы написали невероятное количество писем во все инстанции. В ответ – одни отписки. Абсолютное игнорирование ситуации, равнодушие и бездействие. Я с апреля прошу организовать переправу, а мне обещают сделать это только в летний период», – возмущается хозяйка одного из домовладений Ольга Аверьянова.

Хождение по инстанциям

Оптимальным решением своей проблемы население деревни считает строительство моста через Жиздру. В этом случае и территория национального парка останется нетронутой, и проезд к деревне будет обеспечен. Но многочисленные обращения в районную администрацию, прокуратуру, министерство дорожного хозяйства, минприроды, аппарат уполномоченного по правам человека так и остались безрезультатными. Помочь обещали все, но от слов до реальных дел почему-то не дошло.

В далеком 2013 году было принято решение о выделении средств на строительство моста и подготовлена проектная документация. Но потом проект посчитали слишком дорогим и от него отказались.

Семь лет спустя после сюжета областной телекомпании «Ника» дело, казалось бы, сдвинулось с мертвой точки. Во всяком случае, представители районной администрации заверили журналистов, что начали разработку проектной документации. С тех пор минуло почти два года. Никаких подвижек.
Разве что жителя деревни Виктора Серова, который раньше переправлял земляков через реку на общественных началах, официально оформили перевозчиком. Пообещали было новую лодку, поскольку его собственная уже дышала на ладан. Но выданное пластиковое судно оказалось довольно изношенным, очень неустойчивым на воде, да к тому же дырявым. Пришлось Виктору самостоятельно заниматься его починкой. А нынешней весной перед разливом лодку забрали обратно в Козельск – она принадлежит райцентру и оказалась нужна там.

«В этом году разлив был большой, на километр вокруг вода стояла. Поэтому с конца марта до начала мая добраться в деревню было невозможно. На старой деревянной лодке с таким сильным течением было не выплыть, поэтому рисковать мы не стали. Районная администрация нам не помогала – сами себя кормили и сами себя лечили. Продуктами и лекарствами запаслись заранее. Набрали хлеба на месяц: кто насушил, а кто в морозилке его хранил, потом распаривали в кастрюле. С простудой боролись народными средствами – над картошкой дышали и т.д. Это уже не первый год происходит, привыкли. Из Волконского сельского совета мне звонили, они и хотели бы помочь, но не имеют таких возможностей. А район говорит, что у них своих проблем хватает. В этом году меня опять попросили перевозить местных жителей через реку, хотя я объяснял, что не потяну это в одиночку. Тут летом очень много народу приезжает. Договорились, что хотя бы до автолавки буду людей возить. Я сам местный житель и хорошо себе представляю, что значит остаться без продуктов. Но моей лодке уже 30 лет, она течет. Надо что-то решать», – говорит Виктор Серов.

На редакционный запрос из администрации Козельского района поступил ответ за подписью заместителя главы Ольги Романовой:

«До настоящего времени бюджетные средства на строительство мостового перехода через реку Жиздру у деревни Кричина не выделялись.
Администрацией МР «Козельский район» принято решение о разработке проектно-сметной документации по объекту: «Мостовой переход через р. Жиздру у д.Кричина в Козельском районе Калужской области».

С целью разработки проектно-сметной документации сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет земельные участки, предназначенные для размещения опор мостового перехода.

Заключен муниципальный контракт на проведение проектно-изыскательских работ и разработку проектно-сметной документации по объекту: «Мостовой
переход через р. Жиздру у д. Кричина в Козельском районе Калужской области».

Администрацией МР «Козельский район» в январе текущего года направлено обращение в Министерство природных ресурсов и экологии РФ о предварительном согласовании раздела проекта. В ответе министерство указало на необходимость согласования документов с НП «Угра».
В настоящее время с целью проведения экологической экспертизы администрацией МР «Козельский район» направлено обращение в НП «Угра» о предварительном согласовании раздела проекта.

В случае получения согласования проект будет доработан и направлен для проведения государственной экспертизы проектной документации.
Рассмотрение вопроса строительства данного объекта возможно только после доработки в полном объеме проектно-сметной документации и определения стоимости строительства объекта.

С целью транспортного сообщения в летний период организована лодочная переправа через р. Жиздру».

От редакции

Понятно, что любое строительство требует серьезных согласований, временных и финансовых затрат, и выполнить все в одночасье просто невозможно. Но жители деревни устали ждать. С их позицией трудно не согласиться, ведь у районной администрации было более двадцати лет на решение проблемы, возникшей отчасти и по ее вине.

Требования людей просты и понятны: «Не можете построить мост, дайте нам дорогу, по которой мы могли бы доехать до дома. Почему обычному колхозу это было под силу, а администрация целого района расписывается в собственной несостоятельности? Хватит кивать на обстоятельства, помогите людям».

Жители деревни Кричина ждут со стороны муниципалитета не страусиной позиции, а реальной поддержки.

Алексей ГОРЮНОВ, “Калужские губернские ведомости

Фото из архива Ольги Аверьяновой и Виктора Серова

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять