По случаю 110-летия отечественной анимации публикуем материал из исторического журнала «Родина» – нашего официального партнёра.
Удивительная выставка «Герои и миры советских мультфильмов» открылась в залах Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. Идея принадлежит шеф-редактору киностудии «Союзмультфильм» Сергею Капкову и его коллегам Наталье Авдеевой и Павлу Шведову. На краю света они собрали замечательную компанию всенародных любимцев – Малыша и Карлсона, Волка и Зайца, Винни Пуха и Пятачка, Попугая, Удава и Мартышку из «38 попугаев», Бременских музыкантов…
Теперь что ни выходные – во владивостокском музее аншлаг.
Первая неожиданность: Чебурашка оказался совсем маленьким, с ладошку. Его отреставрировал и проводил в дальнюю дорогу сам Юрий Норштейн. В далеком 1969-м мастер работал на фильме аниматором. Тогда знаменитые ныне образы лишь создавались и у Чебурашки были маленькие уши и большой хвост. Но хвосты в кукольном фильме всегда мешают, и «деталь» убрали. Зато уши кардинально увеличили. А изготовили самого «неизвестного науке зверя», нет, не из войлока, а из вывернутых наизнанку теплых детских ползунков с начесом образца «Сделано в СССР».
Выставка добавляет новые штрихи и к портрету Крокодила Гены.
– Поскольку в 1969 году ему исполнилось 50 лет, – делится с посетителями куратор экспозиции Артур Валеев, – мы предполагаем, что он родился в самый разгар Гражданской войны. Поэтому многие усматривают в нем старого большевика. Хотя сам Эдуард Успенский говорил, что прообразом Гены послужил… композитор Ян Френкель.
Классические образы Гены и Чебурашки придумал и явил миру выдающийся советский режиссер и художник-мультипликатор Леонид Шварцман. Пришлось ему «помучиться» и со Старухой Шапокляк.
– Интересный персонаж, противоречивый и необычный, – продолжает Артур. – Прототипом Успенский называл свою первую жену, добавляя при этом, что у него самого характер не ангельский, поэтому Шапокляк «это я тоже». А Леонид Шварцман говорил, что в этом образе можно узнать его тещу. Характеры разные, но пучок волос из-под шляпки – точно от тещи. И одета Шапокляк по моде 30-х годов: юбка годе, кардиган, жабо… Почему бы не допустить, что непростой характер хорошо образованной старушки – следствие пережитого в суровую эпоху?..
Выставка повествует об удивительных людях и фактах отечественной мультипликации. Вот Владислав Старевич, автор первого в российской истории мультфильма, где роли исполняли самые настоящие жуки, пауки, бабочки из домашней коллекции самого Старевича. Он их так «оживил» на экране, что мир вздрогнул, не понимая, как можно так надрессировать насекомых.
Зарубежные газеты писали: «Как все это сделано?! Если жуки дрессированные, то дрессировщик должен быть человеком волшебной фантазии и терпения. Как бы то ни было, мы стоим лицом к лицу с поразительным явлением нашего века…»
Шел 1912 год. «Прекрасную Люканиду, или Войну рогачей с усачами» Старевича закупили более 100 стран, в том числе и Америка. Уолту Диснею было тогда всего одиннадцать лет от роду. А в 1930-е в Москве впервые покажут фильмы Диснея. «Нам нужен наш советский Микки Маус!» – скажет тогда главный зритель страны, после чего появится киностудия «Союздетмультфильм» (с 1936-го – «Союзмультфильм»).
Получилось ли у нас догнать и перегнать Америку? Судите сами: Уолт Дисней был в восторге от советского «Конька-Горбунка» (режиссер Иван Иванов-Вано). Звал поработать к себе в Америку Бориса Дежкина – автора «Матча-реванша», «Чиполлино», «Шайбу, шайбу!», «Метеора на ринге». Мультфильм «Снежная королева» режиссера-постановщика Льва Атаманова озвучивали голливудские звезды, он стал лауреатом нескольких международных кинофестивалей, его рекомендовал своей пастве Папа Римский. А «Тайна третьей планеты» Романа Качанова познала мировой прокат, голоса Джеймса Белуши, Робина Уильямса, Жана Рено, Тото Кутуньо, Адриано Челентано…
Ну и кто возразит организаторам владивостокской выставки, триумфально проходящей под девизом: «У нас лучшая в мире мультипликация»?!
Собственно, мы и сами давно это знали, беззаветно любя наши мультики и их знаменитых героев. Но задайте себе вопрос: кто снял «Бременских музыкантов» (Инесса Ковалевская), «Карлсона» (Борис Степанцев), «Винни Пуха» (Федор Хитрук), «38 попугаев» (Иван Уфимцев), «Ну, погоди!» (Вячеслав Котеночкин), «Трое из Простоквашино» (Владимир Попов)… Вспомним далеко не всех. На владивостокской выставке замечательные советские режиссеры и художники перестали быть «невидимками», впервые выйдя из-за ширмы на авансцену.
В жизни, что ни говори, всегда есть место сказке!
Автор: Наталья Островская, журнал «Родина»
Фотографии предоставлены Музеем истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева
Ваш комментарий будет первым