Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

“Верхнепрысковская  Петровка”. Воспоминания уроженки деревни Верхние Прыски Тамары Васильевны Грибенко о праздновании Петрова дня

В Верхних Прысках отмечаются два престольных праздника: 12 июля – день Апостолов Петра и Павла, в народе называемым Петровым днем; 10 ноября – день Параскевы – мученицы, а иначе Ременная.

Ременная приходится на позднюю осень, а фактически – на зиму. Этот праздник домашний, тихий. Даже если гости и приходили, то общедеревенских гуляний не было. А вот Петров день был всенародным праздником! Наши предки, славяне, в древности отмечали в это время праздник бога Солнца – Ярилин день.

К Петрову дню готовились особо. В домах мыли с мылом потолки и полы, протирали стены. Сосновые доски после мытья приобретали желтоватый цвет, пахли смолой. Особое внимание уделяли святому углу – месту в доме, где висели иконы. У нас этот уголок отгораживала кружевная занавеска. Сверху иконы покрывались льняным полотенцем, сотканным бабушкой Хромовичевой Еленой Ивановной, на концах полотенца мною были вышиты розы. На полотенце клали венок из можжевельника, запахом которого наполнялся весь дом. Вечерами зажигали лампаду. Свет лампады, запах чистоты и хвои создавали обстановку уюта, торжественности, умиротворения.

На Петров день приходили и приезжали гости. Готовилось угощение: пекли, тушили, жарили, варили; всего было много, да такое все вкусное! Холодец – обязательное блюдо праздника. Мы, дети, ждали Петров день из-за вкусной еды, веселья, подарков. Мне к празднику шили платье и покупали полуботинки.

Накануне Петрова дня у верхнепрысковцев была беспокойная ночь – молодежь городила городушки. К празднику чисто вымытые окна мазали грязью. Скамейки, стоящие около домов, уносили и ставили цепочкой посреди деревни, а иногда – вдоль берега речки Нойки. Изредка на печную трубу кому-нибудь клали стекло. Хозяйка утром затапливала печь, а дым шел в дом. Но больше всех доставлялось хлопот колхозному сторожу Ивану Панфиловичу Фирсову, охранявшему ферму, находившуюся на Яме. У него не гнулось одно колено, быстро ходить он не мог. Молодежь делилась на две группы. Одни ребята нарочно сильно гремели, сторож шел в их сторону, а в это время основная группа скатывала телеги с горки в пруд. Было много и других шалостей.

Натешившись, молодежь шла в поле, где стояли стога прошлогодней соломы. Все забирались на стог караулить солнце.

Один раз, в семилетнем возрасте, я увидела, как городили городушки и вместе со всеми солнце караулила. Была я еще маленькая, ничего не делала, а только бегала за всеми и смотрела, что они вытворяют. На высокий стог забраться было не так-то просто. Взрослые парни помогали одному из них подняться наверх, подставляя свои плечи и поддерживая. А затем мы становились на плечи крепкого, высокого парня, а тот, что был на стогу, затаскивал нас за руки наверх.

Сначала сидящие на стогу разговаривали. Но вот на востоке небо начинало светлеть, а затем розоветь. Все постепенно замолкли. И вдруг из – под горизонта появилась красивая красная лента и, описав дугу, сместилась повыше, а на ее месте оказалась оранжевая дуга. Обе поднялись выше, а снизу уже двигалась желтая. Зеленая, голубая, синяя, фиолетовая – весь спектр дугой повис над горизонтом, смещаясь вверх, а ленты из-под горизонта продолжали описывать дуги. Было красивейшее зрелище! Но спектр все сильнее разгорался, стало больно глазам. Мы, восхищенные, разошлись по домам.

Наступало 12 июля. Утром шли в нижнепрысковскую церковь молиться и поминать усопших родственников. Затем встречали гостей. Гости прибывали семьями, все нарядные, веселые. Застолье длилось долго: пили, ели, вели разговоры, пели. А затем, насытившись и наговорившись, народ шел на Деревню. Для гармониста и двух певуний ставили стулья, начиналось веселье. Плясали барыню, цыганочку, семеновну, елецкого.

Барыня была любимой пляской не только для женщин, но и для мужчин. Женщинам хотелось поплясать, попеть, показать наряды, покрасоваться. Мужчины же выходили на круг больше для того, чтобы спеть частушки. Это были частушки задиристые, с подковырками для конкретных девушек и женщин, хулиганские. Иногда на круг выбегала задетая частушкой девушка и в ответ пела еще более лихую частушку. Стоял хохот на всю деревню.

         Меня милый провожал

         До калитки, до ворот.

         Я думала – поцелует,

         Он стоит, разинув рот.

                                Я старуха боевая,

                                Еще буду боевей.

                                За меня четыре деда

                                Выходили на дуэль.

            У залетки моего

            Кудри русые висят.

            Красоты – на сто процентов,

            Дури – на сто пятьдесят.

                                  Ой, как барыню плясать –

                                  Это я, Маруся.

                                  А скородить и пахать –

                                   Лошадей боюся.

Хромовичев Иван Дмитриевич, отличный портной, работал в Москве. Надо было обеспечивать жену и десятерых детей. Когда плясал барыню, то пел:

              Муж в Москве, жена в деревне,

              А рожает каждый год.

              Это дело по антенне

               Через радио идет.

Как же красиво некоторые мужчины плясали цыганочку, как артисты. Толпа затихала, а потом награждала шквалом аплодисментов.

Семеновна была и пляской, и танцем. Если выходили на круг две плясуньи, то они и частушки пели, и плясали. А когда две певуньи, сидя по обе стороны от гармониста, пели, то остальные парами танцевали. Иногда меня, подростка, просили спеть семеновну – у меня был звонкий фольклорный  голос.

Мелодия семеновны лирическая, грустная.

               Ой, гора, гора,

                Под горой камыш.

                Молодая грудь,

                Скажи, о ком болишь.

                                       Ты не стой, не стой

                                        У ворот моих.

                                        Я не пойду с тобой,

                                        Ты провожал других.

                  На столе лежит

                  Голубой сатин.

                  Мне понравился

                  Здесь из ребят один.

                                         Ты не стой, не стой,

                                         Не посвистывай.

                                         Потерял любовь,

                                         Так не отыскивай.

Елецкого плясали вчетвером. Первые две строчки частушки пела одна из девушек, а следующие две – все вместе. Затем правой ногой делали два притопа, а далее каждая из них плясала, как могла.

                    Мы четыре, мы четыре,

                    Мы четыре, вчетвером.

                     Неужели вчетвером

                     По залетке не найдем!

                      Ой, елец, елец, елец,

                      Когда тебе придет конец?

                      Когда молоденькую девушку

                      Посадят под венец.

                       Мы четыре, мы четыре,

                       Куда дели пятую?

                       Мы отдали пятую

                       В бабью жизнь проклятую.

Наплясавшись, начинали танцевать различные танцы: вальс, танго, краковяк, подыспанец, страданье и другие. Танец страданье был с частушками. Опять две певуньи, сидя по бокам от гармониста, пели, а народ танцевал. Страданье – частушки о любви.

                        Ой, страданье ты страданье,

                        Пришел вечер, нет свиданья.

                        Я страдала, год сравнялся.

                        Он пошел, с другой обнялся.

Лучшим гармонистом нашей деревни был Василий Алексеевич Васин. О его игре говорили, что гармошка его словно выговаривает. Однажды Екатерина Борисовна Хромовичева спела:

                         Сыграй, Вася, нам на память,

                           А потом пойдем ваканить.

Мне было лет семь, я впервые услышала слово ваканить. Уже позднее прочитала о Вакхе, вакханках. Они потом собирались вакханить!

Праздник никогда не обходился без старинных русских народных песен. Пели красиво, с душой, умели ладить. Пение объединяло людей, к концу праздничного дня буйное веселье стихало. Умиротворенные люди расходились по домам. И еще долго общее веселье Петрова дня согревало души жителей Верхних Прысок.

 Тамара Васильевна Грибенко, уроженка деревни Верхние Прыски

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять