Начался новый учебный год. Волнуются школьники, родители и учителя. Какие изменения с 1 сентября ждут систему образования? И в каком направлении придется развиваться педагогам и ученикам? Об этом и о многом другом мы поговорили накануне с заведующей районным отделом образования Еленой Митиной.
Вариативность образования
– Елена Павловна, если говорить об учебном процессе, то какие изменения коснутся его в этом году?
– Ждут изменения для родителей первоклассников и пятиклассников. Федеральные государственные образовательные стандарты 2014 года обновили, внесли необходимые инструменты для учителя, чтобы было все четко и понятно. Для получения более качественного образования прописан более конкретный и ясный результат для учителя: того, чему будет учиться ребенок в школе. Педагоги прошли и повышение квалификации по этой теме.
– В чем будут выражаться изменения федеральных стандартов для родителей?
– В них закреплена вариативность образования. То есть родитель имеет право выбрать еще в начальной школе возможность углубленного изучения отдельных предметов. В следующем году изменения коснутся 1, 2, 5 и 6 классов. Но не надо бояться новшеств. Они вносились и ранее, и в советской школе. Просто сейчас все широко освещается: если в сфере образования происходят изменения, то о них сразу говорят и пишут.
– Как педагогам удастся углубленно изучать различные предметы с разными учениками?
– Есть индивидуальные учебные планы, которые школы будут прорабатывать. Все будет зависеть от того, что выберут родители.
– Елена Павловна, а что-то изменится в массе отчетности, которую необходимо заполнять учителям, и которая мешает в полной мере заниматься учебным процессом и учениками?
– В этом году на законодательном уровне принято решение об устранении избыточной отчетности у педагогов. Этот список сократился до минимума.
Самое главное для педагога – ведение ежедневных журналов учета посещаемости и оценивания. Но в школах мы уже перешли на электронное ведение журналов.
С этого года Калужская область вошла в пилотный проект по апробации новой федеральной государственной информационной системы «Моя школа». Это интересный инструмент для наших педагогов, где содержатся электронные библиотека, журнал и дневник.
Цифровизация шагает семимильными шагами. Но и этого не стоит бояться. Детям это интересно и дает возможность себя проявить. Не просто поиграть и праздно провести время, а чему-то новому научиться по интересующей его тематике.
У нас практически все зарегистрированы на платформе «Сферум», где можно провести занятия заочно, если нет очной возможности. Мы проводим с ее помощью совещания.
– Ведь это помогало и в период пандемии?
– Даже когда школы в период карантина переводили на дистант, учителя успешно использовали как раз «Сферум» для проведения уроков.
– Елена Павловна, такой вопрос – в каких школах после ремонта появятся «Точки Роста»?
– В этом году у нас добавляются «Точки Роста» в козельской школе №4 и в деревне Каменка. Этот проект у нас реализуется на территории района уже третий год. Это будут уже шестая и седьмая «Точки Роста».
Отмечу, что в первые годы они были информационно-технической направленности, а последние два года – естественно-научные.
– А что же нового появится в системе дополнительного образования?
– Огромное значение в последнее время уделяется его развитию. В 2020 году мы открывали такие кабинеты в Доме детского творчества, в Центре творчества, в сосенской первой школе.
В этом году у нас откроются три таких кабинета. В Попелево будет площадка художественной направленности по профилю «Основы дизайна и конструирования», в козельской третьей школе – площадка естественно-научной направленности по профилю «Экомониторинг» и в первой школе Козельска – площадка для юных инспекторов дорожного движения.
– Прошла информация и об открытии психолого-педагогического класса. Что он будет из себя представлять?
-Думаю, что в 2023-24 учебных годах все-таки откроем его на базе козельской школы №1. Здесь будет углубленное изучение основ педагогики, психологии. И, возможно, в рамках сетевого взаимодействия можно будет пригласить преподавателей из педагогического колледжа.
– Это что-то типа профориентации?
– Однозначно.
Курс на воспитательную работу
– Елена Павловна, в этом году в школах особый акцент делается на воспитательную работу. Это так?
– Да. Нынешней весной Министерство просвещения и Российское движение школьников запустили конкурс «Навигаторы детства», нацеленный на отбор кандидатов на должность советника директора по воспитательной работе. Это тот человек, который будет заниматься только ученическим самоуправлением, его развитием и работой с детскими объединениями.
В этом году в пяти из 15-ти школ района появятся советники директоров. Это козельские школы №№2, 3 и 4, это обе школы Сосенского и одна в Волконском. Они уже себе обустроили комнаты детских инициатив по подобию тех, какие были у нас – пионерские в советские годы. Но только все на современном уровне.
– Получается, советники будут нести дополнительную нагрузку помимо основной преподавательской деятельности. А новые кадры появляются в школах?
– Конечно! Очень много выпускников возвращается работать в родную первую козельскую школу.
Продолжение интервью с заведующей отделом образования Еленой Митиной читайте в свежем выпуске газеты “Козельск” от 1 сентября
Ваш комментарий будет первым