Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Год будет интересным и насыщенным». Интервью с заведующей отделом образования Козельского района Еленой Митиной

Начался новый учебный год. Волнуются школьники, родители и учителя. Какие изменения с 1 сентября ждут систему образования? И в каком направлении придется развиваться педагогам и ученикам? Об этом и о многом другом мы поговорили накануне с заведующей районным отделом образования Еленой Митиной.

Вариативность образования

– Елена Павловна, если говорить об учебном процессе, то какие изменения коснутся его в этом году?

– Ждут изменения для родителей первоклассников и пятиклассников. Федеральные государственные образовательные стандарты 2014 года обновили, внесли необходимые инструменты для учителя, чтобы было все четко и понятно. Для получения более качественного образования прописан более конкретный и ясный результат для учителя: того, чему будет учиться ребенок в школе. Педагоги прошли и повышение квалификации по этой теме.

– В чем будут выражаться изменения федеральных стандартов для родителей?

– В них закреплена вариативность образования. То есть родитель имеет право выбрать еще в начальной школе возможность углубленного изучения отдельных предметов. В следующем году изменения коснутся 1, 2, 5 и 6 классов. Но не надо бояться новшеств. Они вносились и ранее, и в советской школе. Просто сейчас все широко освещается: если в сфере образования происходят изменения, то о них сразу говорят и пишут.

– Как педагогам удастся углубленно изучать различные предметы с разными учениками?

– Есть индивидуальные учебные планы, которые школы будут прорабатывать. Все будет зависеть от того, что выберут родители.

– Елена Павловна, а что-то изменится в массе отчетности, которую необходимо заполнять учителям, и которая мешает в полной мере заниматься учебным процессом и учениками?

– В этом году на законодательном уровне принято решение об устранении избыточной отчетности у педагогов. Этот список сократился до минимума.

Самое главное для педагога – ведение ежедневных журналов учета посещаемости и оценивания. Но в школах мы уже перешли на электронное ведение журналов.

С этого года Калужская область вошла в пилотный проект по апробации новой федеральной государственной информационной системы «Моя школа». Это интересный инструмент для наших педагогов, где содержатся электронные библиотека, журнал и дневник.

Цифровизация шагает семимильными шагами. Но и этого не стоит бояться. Детям это интересно и дает возможность себя проявить. Не просто поиграть и праздно провести время, а чему-то новому научиться по интересующей его тематике.

У нас практически все зарегистрированы на платформе «Сферум», где можно провести занятия заочно, если нет очной возможности. Мы проводим с ее помощью совещания.

– Ведь это помогало и в период пандемии?

– Даже когда школы в период карантина переводили на дистант, учителя успешно использовали как раз «Сферум» для проведения уроков.

– Елена Павловна, такой вопрос – в каких школах после ремонта появятся «Точки Роста»?

– В этом году у нас добавляются «Точки Роста» в козельской школе №4 и в деревне Каменка. Этот проект у нас реализуется на территории района уже третий год. Это будут уже шестая и седьмая «Точки Роста».

Отмечу, что в первые годы они были информационно-технической направленности, а последние два года – естественно-научные.

– А что же нового появится в системе дополнительного образования?

– Огромное значение в последнее время уделяется его развитию. В 2020 году мы открывали такие кабинеты в Доме детского творчества, в Центре творчества, в сосенской первой школе.

В этом году у нас откроются три таких кабинета. В Попелево будет площадка художественной направленности по профилю «Основы дизайна и конструирования», в козельской третьей школе – площадка естественно-научной направленности по профилю «Экомониторинг» и в первой школе Козельска – площадка для юных инспекторов дорожного движения.

– Прошла информация и об открытии психолого-педагогического класса. Что он будет из себя представлять?

-Думаю, что в 2023-24 учебных годах все-таки откроем его на базе козельской школы №1. Здесь будет углубленное изучение основ педагогики, психологии. И, возможно, в рамках сетевого взаимодействия можно будет пригласить преподавателей из педагогического колледжа.

– Это что-то типа профориентации?

– Однозначно.

Курс на воспитательную работу

– Елена Павловна, в этом году в школах особый акцент делается на воспитательную работу. Это так?

– Да. Нынешней весной Министерство просвещения и Российское движение школьников запустили конкурс «Навигаторы детства», нацеленный на отбор кандидатов на должность советника директора по воспитательной работе. Это тот человек, который будет заниматься только ученическим самоуправлением, его развитием и работой с детскими объединениями.

В этом году в пяти из 15-ти школ района появятся советники директоров. Это козельские школы №№2, 3 и 4, это обе школы Сосенского и одна в Волконском. Они уже себе обустроили комнаты детских инициатив по подобию тех, какие были у нас – пионерские в советские годы. Но только все на современном уровне.

– Получается, советники будут нести дополнительную нагрузку помимо основной преподавательской деятельности. А новые кадры появляются в школах?

– Конечно! Очень много выпускников возвращается работать в родную первую козельскую школу.

– Елена Павловна, с этого учебного года делается упор и на патриотическое воспитание. В чем оно будет выражаться?

– С мая мы во всех школах начинали учебные недели с выноса флага и исполнения гимна Российской Федерации. Теперь в новом учебном году это будет происходить на всей территории станы по понедельникам. В этот же день в школах будут проходить единые уроки под названием «Разговоры о важном». Замечу, все педагоги по этому направлению прошли обучение, а Министерство просвещения подготовило необходимые презентационные материалы.

Важно, чтобы это был не просто классный час, а диалог учителя и детей. И чтобы после него у ребят осталось что-то внутри, что хотелось бы обсудить с одноклассниками, в семье. Ведь будут обсуждаться и исторические моменты, и экология, и все, что актуально для нашей страны.

– Это теоретический урок. А практическая сторона у него будет?

– Закрепить это все поможет Российское движение детей и молодежи, в котором все эти направления будут представлены.

Раздел «дошколята»

– Елена Павловна, а в детских садах что-то подобное будет? Ведь воспитывать любовь к стране надо с дошкольного возраста?

– Конечно! Я призываю всех подписаться на официальные странички в Одноклассниках, ВКонтакте, в Телеграмм-канале на образовательную организацию, где учится ваш ребенок, и следить за ее жизнью и новостями.

Абсолютно все наши детские сады, школы и учреждения дополнительного образования регулярно выкладывают всю актуальную информацию о событиях, заслугах и достижениях. Это интересно и родителям, и самим детям.

И мы, районный отдел образования, тоже ведем социальные сети, и обо всех интересных моментах в нашей системе постоянно обновляем информацию.

– Раз уж мы коснулись детских садов, расскажите, что нового ждет систему дошкольного образования?

– Нам ставили задачу стопроцентной доступности дошкольного образования среди детей от трех до семи лет и более раннего возраста. На территории района мы достигли этого показателя.

К тому же недавно с главой районной администрации Еленой Слабовой были в областном Министерстве образования, где как раз рассматривали вопрос строительства нового детского сада, поскольку потребность существует.

– А как решается возможность устройства всех детей в детские сады?

– Происходит это за счет различных вариативных форм: групп кратковременного пребывания. Их в районе три, и все пользуются спросом. И если коснуться статистики, то в прошлом году в дошкольном образовании у нас было 1544 ребенка, то 375 из них были в группах кратковременного пребывания.

Кружки для 400 первоклашек

– Елена Павловна, возвращаясь к школьной теме, сколько у нас в районе первоклашек в этом году?

– Точная цифра будет известна 5 сентября, но надеемся, что их будет 400.

– А можно такой вопрос: почему в школах нет продленок?

– Есть определенные требования к организации групп продленного дня, прописанные в санитарных правилах. Это не подготовка к следующему учебному дню. Это группа присмотра и ухода, а также проведения внеурочной занятости и досуга ребенка. С детьми там не учитель, а воспитатель находится.

Вопрос стоит еще и в оплате. В детском саду же платят за присмотр и уход за детьми, и здесь предполагается то же самое. Если это продленка для первоклассников, то школа обязана организовать не только досуг и присмотр, но и дневной сон. А для этого необходима спальня. Те школы, где дети учатся в две смены, чисто физически не смогут это организовать.

Правда, со второго по четвертый класс спальные места уже не требуются. Поэтому чисто теоретически такая возможность есть. Но к нам таких вопросов не поступало.

– Тогда как обстоят дела с кружками?

– У нас такое количество и разнообразие дополнительного образования, что ребенок может подобрать себе все, что угодно. И все это абсолютно бесплатно и в шаговой доступности.

 – А если школа находится в сельской местности?

– Внеурочную деятельность никто не отменял. Школьная жизнь – это череда событий. Есть много вариантов занятости детей после уроков. Сейчас будет целый цикл мероприятий, посвященный 165-летию со дня рождения Циолковского.

Безусловно, школа полного дня – мечта каждого родителя. Но для ребенка чисто физически это выдержать сложно.

– Елена Павловна, кружковой деятельностью у нас все школы охвачены?

– Абсолютно. Даже в Киреевской школе: у них стопроцентный охват по разным направленностям.

Все кабинеты обычно открываются и оснащаются по инициативе снизу. А Министерство образования предлагает различные направления и комплекты оборудования к ним. Например, отряд юных инспекторов дорожного движения, который был создан на базе козельской школы №1. Для него мы получим и велосипеды, и самокаты – шикарный перечень оборудования! Причем, ходить туда смогут не только ребята из этой школы, но и из других.

– А что касается спорта?

– Охват детей дополнительным образованием у нас идет и за счет школ искусств, и за счет спортивных школ. Что касается последних, то мы активно сотрудничаем с ДЮСШ «Фаворит» и «Импульс». При этом в каждой школе нашего района есть свой спортклуб. В этом году, кстати, победителем регионального конкурса по развитию физической культуры и спорта стал клуб козельской первой школы.

У нас дети и ГТО активно сдают. Спасибо руководителям наших спортшкол, что они в отдаленные сельские школы выезжают вместе с инструкторами и принимают сдачу нормативов. Причем, как у ребят, так и у коллективов. Кстати, и школьные директора своим примером показывают ученикам, как важна сдача ГТО. Например, директор нижнепрысковской школы Юлия Болдырева недавно заняла третье место по области среди сельских жителей в своей возрастной категории.

«ПроНаставник»

– Елена Павловна, 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Сколько же их сейчас трудится в Козельском районе?

– В нашей системе их 454.

– И что запланировано на этот год в связи с его тематикой?

– На педагогической конференции, которая прошла в понедельник, 29 сентября, состоялась презентация клуба «ПроНаставник», организованный активными преподавателями. Они будут помогать не только молодым учителям нашего района, но и хотят выйти за его пределы – на региональный уровень. Это яркие, талантливые и опытные педагоги, как Екатерина Павлоградская, Татьяна Гуржева и другие.

Намечены событийные мероприятия, активная работа в соцсетях. Например, Екатерина Игоревна Павлоградская имеет большой опыт в «Большой перемене». В этом году она была уже не участником, а экспертом – оценивала работы ребят.

У Татьяны Григорьевны Гуржевой огромный опыт работы с молодыми педагогами. Ребята, которые учились у них в первой школе, пришли работать к ним после институтов. Почему выпускники возвращаются работать с ними? Ведь это интересно узнать всем.

– Есть информация о том, что в районном Центре диагностики будет оказываться поддержка педагогам. Это действительно так?

– Да, все это будет происходить в рамках клуба «ПроНаставник». Сотрудники центра с ними работают. Кроме того, что они помогают детям и родителям. Они на постоянной основе взаимодействуют с существующим в районе Советом молодых педагогов. Помимо этого психологи центра участвовали с нами в декаде «Молодого педагога».

Центр обычно работает по запросу: проводит диагностику, в том числе первых и пятых классов на предмет готовности к начальной и средней школе, работает со старшеклассниками по вопросам профориентации, ведет работу по сельским школам, где нет штатного психолога.

Год педагога и наставника будет не скучным, а очень даже интересным и насыщенным событиями. Это я всем обещаю.

Беседовала Наталия Шеховцова

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять