Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Главное – не давить». Интервью с козельским педагогом-психологом Юлией Самотолковой

Вот уже пять лет Юлия работает в районном центре диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. За это время девушка успела стать настоящим профессионалом, помогла множеству детей справиться с психологическими проблемами. Поэтому именно она весной этого года получила предложение от отдела образования поучаствовать в региональном конкурсе «Я в педагогике нашел свое призвание». И не зря! Ведь в своей номинации – «Педагог-психолог» Юлия стала победителем. Теперь она участвует во всероссийском конкурсе «Педагог-психолог-2022», результаты которого будут известны уже на днях. Накануне профессиональных состязаний мы встретились с Юлией и поговорили о том, как она помогает детям бороться со своими страхами, о трудностях работы психолога и о первом впечатлении, которое производит Козельск на приезжих. 

«Победа подарила мне огромный опыт»

– Юлия, какой была ваша реакция на победу в региональном конкурсе?

– Я очень обрадовалась! Морально я готовила себя к тому, что могу и не выиграть: у нас с коллегой был совсем небольшой отрыв – около двух баллов.  Думаю, я бы совершенно спокойно отнеслась к поражению, но хорошо, что выиграла. Победа подарила мне огромный опыт: одним из призов была поездка по Золотому Кольцу России. В нее входили четыре города: Ярославль, Переславль Залесский, Ростов Великий и Кострома.

Поездка длилась три дня, и за это время мы посетили огромное количество монастырей, исторических мест. В Ростове Великом мы были в монастыре, в котором снимался фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Самым интересным было общение с новыми людьми, знакомства. Даже только ради этого можно было поехать.

– Какой же ценой вам досталась эта победа?

– Решением множества необычных заданий. Я знала, что конкурс огромный, уже участвовала в муниципальном этапе много лет назад – в 2017 году. В номинации «Молодой специалист» я тогда заняла второе место. На этот раз я пропустила муниципальный этап, и начала активную подготовку к региональному. За первым этапом – отправкой документов и прочими формальностями – шло решение кейсов: задач и вопросов, которые возникают в процессе образования, воспитания и развития детей. Третий этап, заключительный, включал в себя мастер-класс: выступление на 10-15 минут. Там мы делились опытом работы, предлагали новые методы обучения, которые мы успешно применяем в своей работе. Их нужно было показать, и остальные могли перенять этот опыт, взять себе на вооружение. Я предложила использование социальных сетей в работе педагога. Последним заданием стал круглый стол с министром образования. 18 человек, вышедшие в финал в своих номинациях: «Лучший педагог-психолог», «Молодой специалист» и других, собрались в конференционном зале дома Правительства. Сначала была жеребьёвка: мы выбирали под каким номером будем выступать. К каждому номеру шло соответствующее задание. У меня было задание под номером 12 – «Информационные технологии», эту тему нужно было раскрыть, рассказать о том, как эта она вписывается в современное образование.

– И теперь вам предстоит всероссийский этап этого конкурса.

– Да, и к нему я тоже ревностно готовлюсь. В отличие от регионального уровня, в нем будет лишь два этапа. Для первого из них, заочного, нам уже прислали задания: характеристика профессиональной деятельности (там мы описываем, где и с кем работаем), и визитная карточка. Дальше нас будут ждать очные испытания: блиц-опрос и мастер-класс. Во втором заключительном этапе будет решение кейсов. Например, в региональном конкурсе давался конкретный случай, и нужно было выявить проблему, обозначить способы и методы её решения. Тема «Буллинг в классе»: мальчика принижали за его лишний вес, и нужно было описать, как мы будем все это решать, краткосрочные и долгосрочные планы.

– И как же? Гипотетическая ситуация: к вам приходит ребенок с лишним весом, и его травят в школе. Как быть?

– Ну, во-первых, нужно проводить диагностику. Мы выезжаем в эту школу, работаем с учениками, они проходят тесты на сплоченность класса, на лидерство. Выявить лидеров необходимо, чтобы в процессе коррекции опираться на них. Конечно, заниматься необходимо и с самим мальчиком, потому что, если он это переживает, значит, у него низкая самооценка и комплексы. В классе нужно создать такую ситуацию, в которой этот ребенок будет в чем-то успешен. Например, он силен в математике или в компьютерных играх, или еще что-то – на этом мы делаем акцент. Мы показываем классу его плюсы, создаем такие условия, чтобы он мог быть успешным: предлагаем задания и упражнения, в которых ученики могут попросить его помощи. Такие ситуации возникают в жизни намного чаще, чем хотелось бы, и в центре мы работаем над ними.

«Маленькими шагами»

– Кстати, о центре: расскажите, что он из себя представляет, и решением каких проблем здесь занимаются?

– Мы осуществляем психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательных учреждениях района. Ездим по школам, их у нас 11, присутствуем на судебных заседаниях, допросах, ходим в следственный комитет, если там фигурируют дети. Вся эта деятельность выполняется на основе договора о взаимном сотрудничестве. Также к нам в центр приходят дети с трех до 18 лет, мы с ними проводим коррекционные занятия, диагностику, консультации с родителями и педагогами. Помогаем детям адаптироваться к социуму, решить психологические проблемы.

– Но ведь далеко не всегда дети готовы открыто обсуждать свои переживания. Что делать, если ребенок замкнут?

– Да, есть и замкнутые, и стеснительные дети, которые боятся открыться. На такого ребенка нельзя давить: он должен сам проявить инициативу. Аккуратно и медленно, маленькими шагами. Пусть это займет неделю или месяц. Главное – не давить. Он должен понять, что вы его союзник, вам можно доверять. А если вы будете с первого же занятия на него давить, то сделаете только хуже.

«Нужно непрерывно развиваться»

– Какой опыт в роли психолога был для вас самым тяжелым?

– Вообще, я считаю, что у нас самое тяжелое – это работа с детьми с какими-либо ограниченными возможностями здоровья. Есть дети с умственной отсталостью, но физически развитые, а есть инвалиды с серьезными нарушениями. С ними просто морально тяжело. Также очень трудно, когда с детьми проводятся допросы: неважно, совершил ребенок преступление, или он свидетель, или жертва. И когда он рассказывает истории о насилии и тому подобном – это самое тяжелое лично для меня. Однако, если ты психолог, то у тебя должен быть самоконтроль, где-то внутри переживания буйствуют, но по внешнему виду этого не скажешь.

– Чем вы еще руководствуетесь в работе?

– Во-первых, не нужно бояться тяжелых ситуаций. Если есть страх работы с маленькими детьми или с детьми-инвалидами, то его нужно проработать. Во-вторых, нужно непрерывно развиваться. Сейчас есть множество разных курсов, тем, направлений. И нужно стараться охватить их все, проявлять инициативу в изучении нового.

– А как прорабатывать свои страхи?

– Есть такое выражение: «У каждого психолога должен быть свой психолог». На самом деле, это так. Все профессии тяжелые, в каждой свои нюансы, особенности. Но про профессию психолога обычно думают так: «Ой, да что он там делает? Подумаешь, поговорил с ребенком». Но это тоже тяжело, потому что дети приходят с разными ситуациями и передают свои эмоции и ощущения, как бы сбрасывают весь негатив и переживания на того человека, который сидит рядом, то есть на психолога. А он, естественно, должен как-то это выносить, обговаривать, делиться переживаниями: не разглашать ситуации, происходящие в семьях, с ребенком, а рассказывать о собственных чувствах, эмоциях. В этом огромное преимущество центра –  мы говорим между собой, делимся эмоциями, разгружаемся. А тот, кто работает частным образом, или просто в одиночку, конечно, нуждается в ком-то, кому можно выговориться, поэтому можно пойти к психологу. Главный принцип – конфиденциальность.

«Я здесь живу хорошо»

– Юлия, я знаю, что вы с Брянской области. Расскажите, почему сюда переехали и какими были первые впечатления от Козельска.

– Я переехала сюда полностью в 2017 году. После первого курса университета я вышла замуж за военного. На тот момент он уже год служил здесь, в Козельске, и я переехала к нему. Вообще, первое впечатление от города было хорошим. Он мне очень понравился – чистый, много церквей. Правда, борщевик особенно запомнился, он был повсюду!

Я здесь живу хорошо, хотела бы остаться. Мы с мужем тут уже пять лет, настолько привыкли. У меня хорошая работа, сын в садик ходит. Все стабильно, налажено. Но буду ли еще переезжать – зависит от моего мужа. Если его переведут, я поеду за ним, как жена декабриста. Из минусов – постоянно отключают воду, и с отоплением ситуация  непонятная.  Но я здесь, повторюсь, живу хорошо.

Анна Фрибус                     

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять