Она живет недалеко от школы – такой близкой и родной, что, выйдя на пенсию шесть лет назад, не могла без тоски и слез вспоминать о ней.
Мы сидим в одной из комнат уютной квартиры Надежды Александровны и ее мужа Александра Михайловича. Перед нами россыпи семейных и школьных фотографий. Все они – доказательства счастливой полувековой семейной и трудовой жизни. Вот проводы в армию юного Александра в мае 1970 года, которого Надежда ждала два года. А этот снимок, сделанный уже на свадьбе, на которой гуляла сотня человек. Мода была тогда в селе: всех бабушек, теток, дядек, двоюродных, троюродных – всех родственников звали.
Здесь и фото из ЗАГСа в Новохоперске, расположенном в семи километрах от родного села Надежды Александровны в Воронежской области.
«Смотрите, свадебный букет – георгины. Город, а никаких особых цветов не было. Это 1972 год, – вспоминает то торжество Надежда Александровна, добавляя, – нынешним летом, 29 июля, мы отпраздновали золотую свадьбу!»
На фото – детсад, куда ходили дочки. А рядом, диплом дочки Лены о выпуске из детсада «Березка». Сейчас там располагается социальный центр «Ровесник». А это – фотография с выпускного 1987 года в школе-восьмилетке. Как раз перед открытием второй сосенской школы!
«26 лет проработала завучем»
– Надежда Александровна, насколько я знаю, ваш педагогический стаж насчитывает более 35 лет?
– Всего 48. Из них – 30 лет во второй сосенской школе, которой в этом году 35 лет. И в 65 ушла на пенсию. А сначала работала в школе-восьмилетке.
– Да, вы что! Невероятно! Вы же еще и отличник народного образования?
– Да. И ветеран труда.
– Расскажите, где и как начинался ваш путь в педагогике?
– Начинала работать в Воронежской облаcти, откуда я родом. В 1968 году я закончила 10 классов и пошла поступать в институт. Но из-за того, что из ста человек приняли только десять (остальные места отдали китайцам, с которыми у нас была тогда любовь невозможная), мне не хватило двух баллов. Поэтому предложили пойти на заочное отделение. Но я сразу же стала работать в школе учителем.
В начале педагогической деятельности мне дали четыре класса. Учитель ушла в декрет, и меня поставили работать в две смены: 1 и 3 классы – до обеда, а 2 и 4 – после обеда.
Потом со второй попытки я поступила в Воронежский пединститут по специальности «Педагогика и методика начального обучения». Поэтому я – учитель начальных классов, но в то же время и методист.
– Вы разрабатывали учебные пособия?
– Да. К тому же я всегда была наставником – помогала молодым учителям. В общем, проработала я 22 года учителем, а в 1990 году меня назначили завучем. Так, 26 лет я и занимала эту должность во второй школе.
– Каким же образом судьба вас привела в Сосенский?
– У меня здесь жила родная тетя, работала медиком в шахте. Ее муж трудился там же. Мы с Сашей, поженившись, через неделю приехали к ним в Сосенский. Было нам тогда по 21 году.
Муж работал сначала на автомобиле, а потом – механиком транспортного цеха на НИИАПе по специальности. А я всю жизнь – учитель в школе.
«Гайдар учил добру…»
– Надежда Александровна, какая у вас была специализация помимо учителя начальных классов?
– Сначала я вела ИЗО. А потом стала только завучем: помогала учителям, мы участвовали в районных конкурсах. В конкурсе народного образования, например, выиграли миллион. И на него оборудование школьное купили.
– Вам удалось поработать в советской системе образования и в современной школе. Многое ли изменилось с того времени?
– Я считаю, что уровень авторитета учителя немного упал. Раньше учитель был богом! Особенно в деревне. Даже пожилые люди мне кланялись, здоровались. Сейчас этого нет.
– А можно ли вернуть уважение к учителю и его труду сейчас?
– Все зависит от семьи. Это должны прививать родители. Уважение к учителю должно быть с самого начала. Как и к воспитателю детского сада. Но некоторых не переделать – и родителей, и детей. Наше общество в этом плане немного болеет.
– Как вы считаете, влияние перемен в этом виновато?
– Это следствие современной жизни: сильно влияет интернет, дети меньше читают. Из программы убрали, например, произведения Гайдара. А они учили добру, заботе и уважению к старшему поколению.
– Надежда Александровна, что еще, по-вашему, влияет на поведение детей?
– Родители мало проводят времени с детьми. И они предоставлены сами себе. У меня, например, внучка не ходила в садик. Я ее учила всему. И когда Софья пошла в первый класс, она уже все знала и умела. И главное – мы прививали ей правильное отношение к старшим, доброту, заботу.
– Как вы считаете, что хорошее ушло из современной школы?
– В советское время были группы продленного дня.
– Да, кстати. Жаль, что их не стало у нас.
– У нас во второй школе было две спальных комнаты. Дети завтракали утром, потом учились. После двух уроков они гуляли. Сейчас тоже так делают. Потом – еще два урока, прогулка, обед и сон. Первоклашек мы брали с шести лет. Дальше, как в детском саду, был бесплатный полдник. И с 16 до 18 часов они выполняли домашнюю работу.
То есть до шести вечера они были в школе: ничего плохого не совершали, никуда не ходили одни. Все были под присмотром воспитателя. А потом произошла модернизация…
– Мы тоже об этом грустим.
– У нас еще хорошо. А в большом городе ребенок приходит из школы в час дня и до вечера сам себе предоставлен. Детям очень тяжело без участия взрослых. Я считаю, что в советское время было хорошо – ребенок все время был под присмотром.
«Дайте ему детства…»
– Надежда Александровна, что вы думаете о современной школьной программе? Ведь ее часто ругают.
– Программа нормальная. Ругает тот, кто не знает ее. Когда начались ЕГЭ, мы с учителями много говорили о них.
– Да, кстати, каково ваше мнение о едином госэкзамене?
– Я одиннадцать лет ездила на ЕГЭ в третью козельскую школу, как организатор. Если ученик слабо учится, тогда зачем ему ЕГЭ? Он и сам это понимает, и родители его тоже. Он пойдет в колледж, станет хорошим рабочим. А когда надумает после техникума в институт, тогда и сдаст его, как выпускник прошлых лет. У нас были такие случаи.
Пусть ЕГЭ сдает тот, кто хочет поступить в вуз. Министр образования о том же говорит, и многие учителя так считают. Тем более при подготовке и сдаче экзаменов страдает нервная система детей, даже у тех, кто хорошо учится. Хоть умри на месте, а подойти помочь организаторам нельзя!
Но опять жес другой стороны ЕГЭ хорош тем, что после его сдачи подаешь документы в вуз и уже не трясешься там. Как сдал, на то и рассчитывай. И сразу можешь в три института направить документы.
– Надежда Александровна, когда вы стали завучем в школе №2, каким направлением там занимались?
– Я была завучем по учебной работе в начальной школе. Когда начинала, было 420 детей и 27 классов-комплектов.
– Это в одной школе?!
– Да. Потому что у нас насчитывалось 1470 учеников. Потом я курировала дополнительно русский язык и историю в старших классах.
– Что же входило в ваши обязанности?
– Я оказывала помощь молодым учителям, контролировала работу учителей-предметников, осуществляла в начальной школе индивидуальный, классно-обобщающий и персональный контроль.
Сюда входила и проверка дневников, тетрадей, контрольных работ за полугодие и год. Поскольку и составляла их, и присутствовала на них в четвертом – выпускном классе.
Большая работа у нас была по отличникам. Мы не просто ставили пятерки, а следили за тем, чтобы уровень их знаний и отметок сохранялся на том же уровне до окончания четвертого класса.
Мы проводили родительские консультации, консилиумы каждую субботу. Раньше это был рабочий день, и кто хотел – посещал наши уроки с разрешения администрации.
Продолжение интервью с Надеждой Александровной читайте в свежем номере районки 6 октября
Фото: Виталий Верескун












Будьте первым, кто оставит комментарий!