Она живет недалеко от школы – такой близкой и родной, что, выйдя на пенсию шесть лет назад, не могла без тоски и слез вспоминать о ней.
Мы сидим в одной из комнат уютной квартиры Надежды Александровны и ее мужа Александра Михайловича. Перед нами россыпи семейных и школьных фотографий. Все они – доказательства счастливой полувековой семейной и трудовой жизни. Вот проводы в армию юного Александра в мае 1970 года, которого Надежда ждала два года. А этот снимок, сделанный уже на свадьбе, на которой гуляла сотня человек. Мода была тогда в селе: всех бабушек, теток, дядек, двоюродных, троюродных – всех родственников звали.
Здесь и фото из ЗАГСа в Новохоперске, расположенном в семи километрах от родного села Надежды Александровны в Воронежской области.
«Смотрите, свадебный букет – георгины. Город, а никаких особых цветов не было. Это 1972 год, – вспоминает то торжество Надежда Александровна, добавляя, – нынешним летом, 29 июля, мы отпраздновали золотую свадьбу!»
На фото – детсад, куда ходили дочки. А рядом, диплом дочки Лены о выпуске из детсада «Березка». Сейчас там располагается социальный центр «Ровесник». А это – фотография с выпускного 1987 года в школе-восьмилетке. Как раз перед открытием второй сосенской школы!
«26 лет проработала завучем»
– Надежда Александровна, насколько я знаю, ваш педагогический стаж насчитывает более 35 лет?
– Всего 48. Из них – 30 лет во второй сосенской школе, которой в этом году 35 лет. И в 65 ушла на пенсию. А сначала работала в школе-восьмилетке.
– Да, вы что! Невероятно! Вы же еще и отличник народного образования?
– Да. И ветеран труда.
– Расскажите, где и как начинался ваш путь в педагогике?
– Начинала работать в Воронежской облаcти, откуда я родом. В 1968 году я закончила 10 классов и пошла поступать в институт. Но из-за того, что из ста человек приняли только десять (остальные места отдали китайцам, с которыми у нас была тогда любовь невозможная), мне не хватило двух баллов. Поэтому предложили пойти на заочное отделение. Но я сразу же стала работать в школе учителем.
В начале педагогической деятельности мне дали четыре класса. Учитель ушла в декрет, и меня поставили работать в две смены: 1 и 3 классы – до обеда, а 2 и 4 – после обеда.
Потом со второй попытки я поступила в Воронежский пединститут по специальности «Педагогика и методика начального обучения». Поэтому я – учитель начальных классов, но в то же время и методист.
– Вы разрабатывали учебные пособия?
– Да. К тому же я всегда была наставником – помогала молодым учителям. В общем, проработала я 22 года учителем, а в 1990 году меня назначили завучем. Так, 26 лет я и занимала эту должность во второй школе.
– Каким же образом судьба вас привела в Сосенский?
– У меня здесь жила родная тетя, работала медиком в шахте. Ее муж трудился там же. Мы с Сашей, поженившись, через неделю приехали к ним в Сосенский. Было нам тогда по 21 году.
Муж работал сначала на автомобиле, а потом – механиком транспортного цеха на НИИАПе по специальности. А я всю жизнь – учитель в школе.
«Гайдар учил добру…»
– Надежда Александровна, какая у вас была специализация помимо учителя начальных классов?
– Сначала я вела ИЗО. А потом стала только завучем: помогала учителям, мы участвовали в районных конкурсах. В конкурсе народного образования, например, выиграли миллион. И на него оборудование школьное купили.
– Вам удалось поработать в советской системе образования и в современной школе. Многое ли изменилось с того времени?
– Я считаю, что уровень авторитета учителя немного упал. Раньше учитель был богом! Особенно в деревне. Даже пожилые люди мне кланялись, здоровались. Сейчас этого нет.
– А можно ли вернуть уважение к учителю и его труду сейчас?
– Все зависит от семьи. Это должны прививать родители. Уважение к учителю должно быть с самого начала. Как и к воспитателю детского сада. Но некоторых не переделать – и родителей, и детей. Наше общество в этом плане немного болеет.
– Как вы считаете, влияние перемен в этом виновато?
– Это следствие современной жизни: сильно влияет интернет, дети меньше читают. Из программы убрали, например, произведения Гайдара. А они учили добру, заботе и уважению к старшему поколению.
– Надежда Александровна, что еще, по-вашему, влияет на поведение детей?
– Родители мало проводят времени с детьми. И они предоставлены сами себе. У меня, например, внучка не ходила в садик. Я ее учила всему. И когда Софья пошла в первый класс, она уже все знала и умела. И главное – мы прививали ей правильное отношение к старшим, доброту, заботу.
– Как вы считаете, что хорошее ушло из современной школы?
– В советское время были группы продленного дня.
– Да, кстати. Жаль, что их не стало у нас.
– У нас во второй школе было две спальных комнаты. Дети завтракали утром, потом учились. После двух уроков они гуляли. Сейчас тоже так делают. Потом – еще два урока, прогулка, обед и сон. Первоклашек мы брали с шести лет. Дальше, как в детском саду, был бесплатный полдник. И с 16 до 18 часов они выполняли домашнюю работу.
То есть до шести вечера они были в школе: ничего плохого не совершали, никуда не ходили одни. Все были под присмотром воспитателя. А потом произошла модернизация…
– Мы тоже об этом грустим.
– У нас еще хорошо. А в большом городе ребенок приходит из школы в час дня и до вечера сам себе предоставлен. Детям очень тяжело без участия взрослых. Я считаю, что в советское время было хорошо – ребенок все время был под присмотром.
«Дайте ему детства…»
– Надежда Александровна, что вы думаете о современной школьной программе? Ведь ее часто ругают.
– Программа нормальная. Ругает тот, кто не знает ее. Когда начались ЕГЭ, мы с учителями много говорили о них.
– Да, кстати, каково ваше мнение о едином госэкзамене?
– Я одиннадцать лет ездила на ЕГЭ в третью козельскую школу, как организатор. Если ученик слабо учится, тогда зачем ему ЕГЭ? Он и сам это понимает, и родители его тоже. Он пойдет в колледж, станет хорошим рабочим. А когда надумает после техникума в институт, тогда и сдаст его, как выпускник прошлых лет. У нас были такие случаи.
Пусть ЕГЭ сдает тот, кто хочет поступить в вуз. Министр образования о том же говорит, и многие учителя так считают. Тем более при подготовке и сдаче экзаменов страдает нервная система детей, даже у тех, кто хорошо учится. Хоть умри на месте, а подойти помочь организаторам нельзя!
Но опять жес другой стороны ЕГЭ хорош тем, что после его сдачи подаешь документы в вуз и уже не трясешься там. Как сдал, на то и рассчитывай. И сразу можешь в три института направить документы.
– Надежда Александровна, когда вы стали завучем в школе №2, каким направлением там занимались?
– Я была завучем по учебной работе в начальной школе. Когда начинала, было 420 детей и 27 классов-комплектов.
– Это в одной школе?!
– Да. Потому что у нас насчитывалось 1470 учеников. Потом я курировала дополнительно русский язык и историю в старших классах.
– Что же входило в ваши обязанности?
– Я оказывала помощь молодым учителям, контролировала работу учителей-предметников, осуществляла в начальной школе индивидуальный, классно-обобщающий и персональный контроль.
Сюда входила и проверка дневников, тетрадей, контрольных работ за полугодие и год. Поскольку и составляла их, и присутствовала на них в четвертом – выпускном классе.
Большая работа у нас была по отличникам. Мы не просто ставили пятерки, а следили за тем, чтобы уровень их знаний и отметок сохранялся на том же уровне до окончания четвертого класса.
Мы проводили родительские консультации, консилиумы каждую субботу. Раньше это был рабочий день, и кто хотел – посещал наши уроки с разрешения администрации.
– В какой же форме проходили эти консилиумы?
– Учителям мы советовали вызывать к доске сильного, среднего и слабого ученика, немного меняя методику проведения урока. И – детей, чьи родители присутствовали на нем, чтобы они могли сравнить уровень знаний, и понять в чем их чадо сильнее или слабее одноклассников. После урок разбирали для родителя, и становилось понятно: над чем работать, чтобы ребенок мог показать лучшие результаты.
– Надежда Александровна, а сейчас сохраняется такая практика?
– Этого сказать не могу. Завуч сейчас работает на полставки – ведет класс. И, наверное, уже тяжелее этим заниматься.
– Какие направления вы еще охватывали в своей педагогической деятельности?
– У нас была очень налажена работа с детскими садами. В апреле мы всегда посещали группы, которые шли к нам в школу с сентября. А в октябре воспитатели этих групп приходили к нам, и учителя давали им уроки. После мы собирались все вместе и подводили итоги, обсуждали методы их проведения.
– В связи с этим, можно я задам такой вопрос. Как вы считаете, в каком возрасте надо начинать готовить ребенка к школе? А то сейчас чуть ли не с 2-3 лет некоторые готовы в детей что-то вкладывать.
– Лучше – с пяти лет. Главное – развивать через добрые сказки, спрашивать о них: «Почему тебе понравился этот герой?» Общаться с детьми, прививать любовь. До четырех лет пусть играет: дайте ему детства. А после можно потихонечку начинать учить узнавать цвета, считать.
«Нам вместе интересно было работать»
– Надежда Александровна, какие остались воспоминания о коллективе, в котором вы много лет проработали во второй школе?
– Коллектив учителей начальной школы у нас был очень сильный – мы еще с восьмилетки сюда пришли. И нам вместе было интересно работать. Со мной работали педагоги – Марина Николаевна Рыбина, Людмила Григорьевна Цыганова, Елена Васильевна Терехова, Ольга Михайловна Хромова, Светлана Борисовна Швецова, Валентина Егоровна Голегузова. Некоторые из них еще работают.
Педагогический коллектив перед открытием второй школы отбирала из восьмилетки ( она была там, где сейчас – техникум ), будущий директор Лидия Ивановна Редькина. Из тех, кто работал, многие разъехались или ушли на пенсию.
– А вы помните само открытие в 1987 году?
– Конечно! Оборудование завозить завод помогал. Помещения готовили мы сами. И первого сентября школу открыли. Я была учителем 1 «А». Три года проработала и потом стала завучем в 1990 году.
– Сколько же в те годы было учеников у вас в классе?
– 36-37 человек.
– Ничего себе! Вот многие сейчас задаются вопросом – как раньше учителя справлялись с таким количеством детей?
– Справлялись! Ведь дети тогда смотрели в рот учителю.
– Надежда Александровна, кого из ваших учеников вы особо запомнили?
– Была у меня девочка, которую мама привела и говорит: «Она ничего не знает. Как хотите, так и учите ее, Надежда Александровна!» А девочка была настолько внимательной, что я даже иногда отводила глаза – такой у нее был взгляд. Она была от природы одарена. И в итоге нашу восьмилетку и Мещовское педучилище она закончила на «отлично», поступила в МГУ. Но со второго курса была вынуждена уйти. Потому что не на что было жить, даже несмотря на подработки. Потому что ее родительница – мать-одиночка – не могла ей ничем помочь. Потом эта девушка вышла замуж: у нее счастливая семья, трое детей. Она работает воспитателем в детском саду.
И еще одна такая ученица была за мою практику. И больше таких одаренных детей, кому все легко давалось, за столько лет не было.
– Вы считаете, что это заложено изначально в ребенка?
– Да. Это дар от родителей или природы. Когда никаких усилий не требовалось, и они все делали, как положено. Остальные тоже хорошие ученики были, но им уже приходилось трудиться.
– А какие взаимоотношения у вас складывались с родителями учеников?
– Мы уважали их всех, никогда никому не говорили: «У нас нет времени». Наоборот: «Приходите, решим все вопросы, все расскажем, во всем поможем». Даже если ребенок «зарос» двойками. Хотя, конечно, такого не допускали. Мы были рады, когда родители нас посещали.
– Сейчас, наверное, массу времени отнимает отчетность, и учителя не так плотно общаются с родителями?
– Отчетность всегда была, но не в таком количестве. Да сейчас в школу родителей и не пропускают. Раньше они детей приводили в первый класс. И целую четверть мы разрешали им и раздеть, и одеть своих первоклашек. И все были за детей спокойны.
«Мы были как одна семья»
– Надежда Александровна, а по вашим стопам в семье кто-то пошел?
– Нет. У нас две дочери, обе получили высшее образование. Старшая дочь Елена – инспектор по охране труда. Ее дочери 26 лет, и сейчас она в декрете: растит малыша – нашего правнука. А сын Елены учится в шестом классе, он отличник. Младшая наша дочь Ольга работает в МЧС. У нее тоже двое детей: старший сын уже взрослый – 21 год, учится в институте МВД, а младшей дочке – 7 лет.
– Вы ведь в этом году привели ее в первый класс, в родную вторую школу. У вас и дочери, наверное, здесь учились?
– Да. Лена еще в восьмилетке начинала учиться. А Оля в 1987 году как раз пошла сюда, в новую школу, в первый класс. И все внуки: двое заканчивали ее, и двое – учатся.
Младшая внучка Софья в этом году на 1 сентября давала школьный звонок. Мы с супругом, Ольга с мужем – все были на этом торжестве. Мне даже предложили речь произнести на линейке, как ветерану педагогического труда.
– Тяжело вам было расставаться со школой?
– Я без школы не мыслила своей жизни. И когда в 65 лет вышла на пенсию, больше года видела во сне школьные будни: как совещания провожу, семинары.
– Да, сочувствую вам. Но, наверняка, не прерывается связь с ней, поскольку ваши внуки учатся там и о школе остаются теплые воспоминания?
– У меня замечательные воспоминания о школе, о коллективе. Мы были как одна семья. За свою жизнь я ни разу ни с кем не поссорилась. Всегда находили компромисс. Особенно теплые воспоминания об учителях начальной школы. И о директорах, особенно – Лидии Ивановне Редькиной, грамотнейшем руководителе, который всегда мог решить любые вопросы. Она предлагала сначала самим попробовать, а если не получалось, то уже приходить за помощью к ней. И такой же практики придерживалась Ольга Владимировна Кошелева – хороший человек и директор, по моему мнению.
– А сейчас вы поддерживаете общение с вашими выпускниками и коллегами?
– Конечно. Дети – из первого выпуска второй школы – уже сами бабушки и дедушки. С выпускниками моими и сейчас общаемся, встречаемся. На день учителя мне все звонят, на день рождения и 8 марта – обязательно поздравляют.
– Надежда Александровна, можно задам вам последний вопрос: что бы вы пожелали всем педагогам в преддверии Дня учителя?
– Прежде всего – здоровья. Потому что будет здоров учитель, и детки будут хорошо учиться: он вложит в них все свои силы, все свои знания. Здоровья, счастья, тепла им, а также их детям и внукам, ведь у многих они уже есть.
Хочу пожелать им творчества, потому что жизнь идет вперед, и на месте они не стоят. Ну и, конечно, мирного неба над нашими головами.
Беседовала: Наталия Шеховцова
Фото: Виталий Верескун
Ваш комментарий будет первым