Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Священники на войне: взгляд не со стороны старосты прихода храма Николая Угодника в Каменке

Всегда интересно и полезно узнавать о чем-либо из первых уст. Особенно, если тема не слишком широко освещается в СМИ. К таким слабо раскрытым темам относится деятельность РПЦ и других конфессий  в зоне СВО. А между тем – это большой пласт многотрудной работы, образец духовной поддержки, единения и взаимовыручки.

Сегодня наш собеседник – староста прихода храма Николая Угодника архиерейского подворья мучеников Алапаевских в Каменке Дмитрий Володиков. Поводом для встречи послужила его недавняя поездка в зону СВО с гуманитарной миссией. Нет, это не была колонна из разрисованных грузовиков. Все гораздо скромнее и одновременно человечнее. Дмитрий Викторович просто отвез на частной машине помощь, собранную прихожанами названного выше храма. Интервью не получилось. Получился непринужденный, сдержанный, но оттого не менее эмоциональный разговор. Поэтому представляем вам не «вопрос-ответ», а близкий к оригиналу пересказ содержания.

Как это было

Волонтерское движение и другие формы помощи участникам боевых действий давно приобрели массовый характер. Прихожане храма в Каменке не остались в стороне. Собранную ими гуманитарную помощь и повезли Дмитрий Володиков и его сотоварищи.

Обычно подобного рода ручейки «гуманитарки» аккумулируются на различных сборных пунктах, а затем специальными подразделениями уже доставляются непосредственно в зону боевых действий. У этой работы есть координаторы. Один из них – легендарная личность – отец Петр из Ставрополья. О нем мы ниже еще расскажем. Ему и позвонил Дмитрий Володиков как старому знакомому.

Отец Петр дал все рекомендации, указания и советы. Помощь поступает самая различная: от носков до автомобилей. Так бы и стал скромный вклад каменских прихожан одним из тысяч себе подобных, но тут вмешался, по убеждению Дмитрия Викторовича, промысел Божий.

Во время выполнения миссии он встретил своего хорошего знакомого. Калужанин, профессиональный, отлично подготовленный военный. Окормляется в Оптиной пустыни у отца Антония (Гаврилова). Подразделение сформировано из калужан. Соответственно, степень доверия и ощущение братства в разы выше, чем у разношерстных по составу частей. И вот таким образом помощь от каменских прихожан попала фактически целевым назначением нашим землякам.

На войне атеистов не бывает

По приблизительным оценкам в зоне СВО сейчас активно работает более сотни священнослужителей РПЦ, около десятка имамов и никем не подсчитанное количество представителей различных приходов, епархий и религиозных организаций в качестве волонтеров. Этого мало. Потребность гораздо выше. И желающих среди лиц духовного звания достаточно. Но есть ряд причин, по которым эта работа носит пока скорее подвижнический, чем организованный характер. Мы на них заостряться не будем. Это тема отдельная.

Запрос на духовное окормление огромный. Это в мирной жизни молодежь ходит в храм зачастую по моде, не особо вникая в сущность духовных учений. На войне, как подметил классик, атеистов не бывает. Иной раз даже неумело крестясь, но к образу и причастию безо всякого понуждения подходят практически все, кто относится к православному миру. И мусульмане, и буддисты, которые стали известны всему миру, благодаря своей воинской доблести, тоже нуждаются в духовной поддержке, хотя у них и по-другому устроены институты. Суть-то одна!

И вот тут Дмитрий Володиков обратил наше внимание на одну проблему, о которой, честно говоря, раньше задумываться не приходилось. К примеру, священнику приходится причащать сотни солдат. Для этого требуется определенное материальное обеспечение: кагор, ладан, уголь, масло и т.д. Нужны молитвословы и другие духовные издания. На месте раздобыть все это практически невозможно. Бывалые везут с собой, но надолго ли хватит запаса в ручной клади? А солдат и офицеров в зоне СВО – сотни тысяч!

Поэтому Дмитрий Викторович и в этот раз отвез, и на будущее планирует кое-что из требуемого. Одного только кагора требуется – декалитрами! Не самая очевидная, но вполне реальная проблема. И не единственная.

Люди и судьбы

Настоятель храма в Ставропольском крае отец Пётр (Гриценко) – личность легендарная и на Ставрополье, и на Донбассе. Он возрождал казачество, организовывал предприятия, чтобы дать работу бывшим колхозникам, летние лагеря для детей. У него в хозяйстве огромная пасека – свыше тысячи семей. Причем не обычная, а маточное поголовье пчелы вида «карпатка». 

Когда начались события на Донбассе, окормлял ставропольских казаков-добровольцев, принимал детей из зоны боевых действий. Впервые поехал в Донбасс с гуманитарной миссией ещё в 2014 году. Увидев беженцев на границе, священнослужитель понял, что уже не сможет отсюда уехать, и остался в ЛНР помогать мирным жителям.

«Я в свою первую поездку увидел беженцев, увидел, как бабушки сидят со своими маленькими внуками, рыдают – а у детей уже нет ни отца, ни матери, – а у них глаза стеклянные, они в ужасе просто. Тут я понял, что мы уже не сможем отсюда уехать», – вспоминал отец Пётр.

Гуманитарная миссия его прихода два года возила продукты жителям Донбасса, волонтёры ходили по домам, узнавали, где живут беременные женщины, многодетные, чтобы им адресно оказывали помощь. Отец Пётр возил в ЛНР муку из своего хозяйства, договорился с местными пекарнями, чтобы те пекли хлеб и обеспечивали им детские дома, дома престарелых.

В 2018 году его пригласили работать в местный храм, окормлять батальон. Из его единомышленников и сподвижников формировалось некое движение, получившее название «Будущее России – это мы». Работа ведется титаническая. Обо всем не рассказать в рамках одного материала.

Одна из сподвижниц отца Петра по имени Ольга – человек непростой судьбы. Проживала на территории ЛНР, подконтрольной киевскому режиму. В один совсем не прекрасный момент у нее на телефоне заиграла мелодия «дядя Вова, мы с тобой!» Да на беду рядом оказались СБУшники. «Русскую шпионку» год продержали в застенках, пока не удалось включить ее в списки на обмен. Теперь она не только участвует в волонтерском движении, но и за свой счет принимает на ночлег добровольцев в обоих направлениях, кормит их и обеспечивает какой-то уют. И опять же, за свой счет. Пора бы эту работу как-то на организационные рельсы поставить!..

…СВО кончится явно не завтра. Наши воины нуждаются в духовной пище не меньше, чем в хорошей «снаряге». Священники тоже нуждаются в поддержке. Только так победим. Всем миром!

Игорь СОКОЛОВ

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять