Фильм этот вышел на экраны страны в июне 1961-го и по итогам года стал лидером кинопроката (картину посмотрело более 32 миллионов зрителей). Время показало, что коллективу съемочной группы удалось создать настоящее народное кино. «Полосатый рейс» и сегодня остается любимым фильмом зрителей разных поколений.
Вдова одного из авторов сценария Виктора Конецкого и постоянный автор «Родины» Татьяна Акулова-Конецкая подготовила для «тигриного» номера журнала «Родина» подборку материалов о легендарном фильме.
ЗАМЫСЕЛ: конкурс по заказу Никиты Сергеевича
В июле 1959 года в Москву с дружественным визитом прибыл Хайле Селассие Второй — последний император Эфиопии.
«После разных государственных дел Хрущев пригласил короля в цирк. Тогда в столице гастролировала изящнейшая, ослепительная Маргарита Назарова, — рассказывал Виктор Конецкий. — На всех континентах ее называли королевой тигров. То есть некоторым образом она по своему рангу равнялась эфиопу. После представления Маргарита принесла в правительственную ложу тигрят. Маленькие тигрята — существа обаяния неизъяснимого. И король, и генсек умилились, а Никита Сергеевич еще заметил, что только в Стране Советов могут быть такие замечательные укротительницы-коммунистки, а вот картины про Маргариту до сих пор не снято».
На Ленфильме был объявлен конкурс на лучший сценарий. И профессиональный моряк Виктор Конецкий вспомнил случай: «Остров Врангеля, грузим двух белых медведей и волочем их через всю Арктику в Мурманск. Медведи повылезали из клеток и устроили на теплоходе полный тарарам. Никакого оружия, естественно у нас не было, а трудность заключалась еще в том, что мы боялись, как бы мишки не попрыгали за борт (ибо тогда пришлось бы очень крупно платить за утрату экзотического груза). В конце концов кому-то из матросов пришло в голову применить углекислотные огнетушители».
Эта история легла в основу предложенного «Ленфильму» сценария: «Сюжет шел от жизни: моряки везут звериный цирк, звери повылезали из клеток, ну а дальше — накручивай что хочешь…»
СОГЛАСОВАНИЯ: укрепление под бронзовой люстрой
«Когда сценарий был вчерне готов, меня вызвал очень большой культурный начальник, — вспоминал Виктор Конецкий. — Хорошо помню огромный кабинет и огромную бронзовую люстру, висящую высоко над головой начальника.
— Скажите, — спросил меня начальник, – советские капитаны являются членами нашей
партии?
— Так точно, — ответил я. — В обязательном порядке являются, все до единого.
— Тогда объясните мне, — сказал начальник, — что же получается: советский капитан, член КПСС, вылезает в окно рубки, бросив свой служебный пост, как только в двери просовывается тигриная морда?
Я заверил большого культурного начальника в том, что если сейчас в его замечательный кабинет войдет тигр, то начальник через секунду и одним прыжком окажется на своей замечательной люстре.
— Нет, так не пойдет, — сказал начальник, — вы слишком молоды для такой серьезной работы, и вас надо укрепить. Учтите еще, что, по предварительной смете, картина будет стоить около пятнадцати миллионов рублей.
И меня «укрепили» автором фильма «Ленин в Октябре» Алексеем Каплером…»
СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА: сценарист Алексей Каплер
В 1941 году за фильмы о Ленине он получил Сталинскую премию. А в 1943-м Каплера арестовали, обвинив в шпионаже, и сослали в Воркуту (освобожден и реабилитирован в 1954 году). Аресту предшествовал роман сценариста с дочерью Сталина. В книге «Двадцать писем к другу» Светлана Аллилуева писала: «От него шли свет и очарование знаний. Он раскрывал мне мир искусства — незнакомый, неизведанный…»
«… В моем варианте сценарий был лишен абсолютного смысла, но все-таки у каждого своя глупость, и каждая глупость неповторима и потому интересна, — вспоминал Виктор Конецкий. — Каплер объяснял мне, что эксцентрическая комедия без любви — ноль без палочки. Я считал, что любовь — это великая и прекрасная тайна. И что максимум пленки надо тратить на уникальную тигровую эпопею, а не на шуры-муры. И что, вообще, шекспировские страсти сыграть способна только Мэрлин Монро. (Сегодня справилась бы Алла Пугачева.)
Каплер сказал, что в любви (как и в кинодраматургии) я ничего не понимаю, а вот он изучил этот вопрос со всеми тонкостями.
Помню, окончательно Алексей Яковлевич сразил меня, когда рассказал обстоятельства своего ареста. Ехал он, фронтовой корреспондент, с передовой в столицу на «эмке» — немцы тогда уже Химки без биноклей разглядывали. Голосует ему парочка красных командиров. Он, конечно, их берет в машину. Минут пять проехали, он их еще «Казбеком» угостил, а потом драматурга-ленинца хлопают по плечу и говорят: «А вот туда, налево!» И въехал он на тюремный двор со всеми удобствами.
Итак, люди или звери? Странная дилемма, не правда ли? Отдавая должное искусству и смелости Маргариты Назаровой, создателям фильма ни на минуту нельзя было забывать о том, что настоящее творчество обязательно связано с людьми. Наверное, даже комедиографам следует помнить о горьковском определении литературы и искусства. Он понимал их как человековедение».
Режиссер Владимир Фетин
Летчик-штурмовик. Прошел всю Великую Отечественную войну. «Постараемся сделать
веселый интересный фильм, если останемся живы…» — пошутил Владимир Александрович перед началом работы над фильмом.
Режиссер-дрессировщик Константин Константиновский
Во время войны служил в спецподразделении, которое обучало собак взрывать танки. Работал и в других картинах («Укротительница тигров», «Опасные тропы», «Десница великого мастера»), где к тому же был дублером главных героев. В «Полосатом рейсе» поставил все трюки с животными.
Оператор Дмитрий Месхиев
«Где-то существует еще и фильм о «Полосатом рейсе», — вспоминал Виктор Конецкий. — Это документальный фильм о том, как снимался основной. И мне кажется, что тот фильм куда смешнее и интереснее придуманного. Несмотря на двух инженеров по технике безопасности и всякие другие меры по безопасности, неожиданных, опасных и курьезных моментов за время съемок была масса.
Дело было уже на Черном море. Нужно было снять эпизод, как тигры плывут к пляжу, битком набитому загорающими. Мы всей компанией обдумывали, каким образом заставить зверюг залезть в воду, которую они терпеть не могли. Наконец придумали. Судно, современный хороший теплоход, встало на якорь сравнительно недалеко от туристического пляжа. Решили так: корабельной стрелой берем клетку, для начала с двумя тиграми, вываливаем стрелу с клеткой за борт и начинаем травить трос, на котором клетка висит.
На крыше клетки стоял наш оператор Дима Месхиев. Когда клетка наполовину уходила в воду, звери в ней начинали метаться, а мы открывали дверцу. Расчет был на то, что когда тигры вылезут из затапливаемой клетки, то они сразу поплывут к берегу. На берегу, кстати, были еще две съемочные точки. Все шло по плану. Клетку затопило, тигры из нее вылезли, но вместо того, чтобы плыть к берегу, залезли на крышу клетки, где стоял Дима, уставившись в свою дурацкую камеру и ловя момент, когда они должны вплыть в кадр. С берега Диме стали орать и даже стрелять ракетами, ибо он был настолько поглощен ожиданием появления тигров в кадре, что не заметил, что с обеих его сторон в абсолютно непосредственной близости сидят два мокрых и ошалевших тигра. Наконец он понял происходящее, с оперативной аккуратностью положил камеру, снял почему-то один тапок, а во всем остальном прыгнул с клетки и поплыл к берегу вместо зверя.
Все это засняли с берега и вставили потом в документальный фильм о фильме».
Укротительница Маргарита Назарова
Фильм «Полосатый рейс» стал ее третьей картиной. Впервые Назарова появилась в массовке в картине «Случай в тайге», а в «Укротительнице тигров» была дублершей актрисы Людмилы Касаткиной.
«Маргарита Назарова взяла всё лучшее, что создала советская школа дрессировки, и смело отбросила ненужное, наносное, показное, — писал журналист Б. Гершкович. — Это и придает ее работе с тиграми подлинную артистичность, приносящую радость зрителю. И только пистолет у Константиновского, сидящего в первом ряду зрителей, да ствол пожарного рукава, направленный в клетку, говорят о том, что Назарова играет в клетке не с домашними кошками, а со свирепыми обитателями уссурийской тайги, способными ударом лапы убить быка».
Актер Игорь Дмитриев
Во время Великой Отечественной войны служил на торпедных катерах, а затем — в театре Балтийского флота. Роль старпома в «Полосатом рейсе» стала заметной и любимой работой Ивана Дмитриева в кинематографе. На съемках Иван Петрович подружился с «артистом» Пиратом. Через несколько лет Дмитриев увидел Пирата в киевском зоопарке. Он с удовольствием рассказывал, как шимпанзе его сразу же признал, и сотрудники зоопарка разрешили им пообщаться.
Актер Евгений Леонов
К моменту съемок сыграл в театре более двадцати ролей, в том числе заметных (Лариосик в спектакле «Дни Турбиных») и более десяти — в кинокартинах. Роль буфетчика Шулейкина, выдающего себя за укротителя тигров, открыла Леонова как эксцентрика, но не затмила драматический талант актера: через три года Владимир Фетин предложил ему роль в мелодраме «Донская повесть» по рассказам Михаила Шолохова.
СЪЕМКИ: «Меньше всего хлопот доставляет лев Васька…»
(фрагменты репортажа И. Вологдина в журнале «Советский экран» №19 за 1960 год)
За всю свою двадцатилетнюю морскую службу не принимал на борт столь странный груз «Матрос Железняк», уже списанный из состава действующего флота и предназначенный для переплавки в мартенах.
Ранним июньским утром, когда город еще спал, к стоящему на Неве, ниже моста Лейтенанта Шмидта, пароходу подъехало несколько грузовиков с клетками. На судне поселились десять тигров дрессировщиков Маргариты Назаровой и Константина Константиновского.
Потом к тиграм присоединился лев Васька и две обезьяны шимпанзе.
В новой кинокомедии «Полосатый рейс», которую ставит на киностудии «Ленфильм» молодой режиссер Владимир Фетин (его первая работа — «Жеребенок» по М. Шолохову), дикие звери играют весьма важные, если не главные роли.
Чтобы проверить, как поведут они себя в «морской» обстановке, и был зафрахтован на два месяца «Матрос Железняк».
Как это ни странно, меньше всех хлопот пока доставляет дрессировщикам лев Васька. Может быть, потому, что он уже стар. Или лев всё еще живет воспоминаниями о съемках в «Дон Кихоте», которые проходили четыре года назад? Тогда его дрессировал Борис Эдер. Во всяком случае, уже на третий день после прибытия на корабль Константиновский вошел к нему в клетку. На четвертый — Маргарита Назарова села на льва. Случай этот беспримерный, так как по нормам дрессировки на «обкатку» хищников полагается времени в десять раз больше.
Счастье, что летом Ленинградский цирк закрыт, а то администрация обвинила бы кинематографистов в переманивании зрителей. Программа «представления» меняется каждый день. Сегодня тигры лазают по мачте, завтра хозяйничают на капитанском мостике или борются с дрессировщиком на палубе. На набережной собираются толпы людей.
Несмотря на устрашающие надписи: «Не входить! Дикие звери!», вездесущие фото- и кинокорреспонденты ежедневно просачивались на корабль, доставляя много огорчений инженеру по технике безопасности. Один из фотокорреспондентов пытался пробиться ближе к тигру, держа в открытом виде свое удостоверение…
В естественных условиях тигры очень остро чувствуют высоту, а на корабле зверь идет по бортовому поручню, не подозревая, что под ним до зеркала воды — десятиметровое расстояние. Чтобы в открытом море ему не взбрело в голову прыгнуть и искупаться, внизу, под бортом, будут дежурить лодки или катера.
В фильме тигры должны плыть с корабля на берег и появляться среди курортников на пляже. Уже построен специальный плотик на железных понтонах, на котором во время съемки вывезут тигров в море. Когда плотик медленно затонет, тиграм волей-неволей придется пускаться вплавь. Но беда в том, что перед купанием они привыкли пить воду.
Напьются тигры горько-соленой воды… и околеют. Как же быть? Дрессировщики пока безуспешно ломают себе голову над решением этой задачи.
— Мои сомнения и тревоги, — говорит Маргарита Назарова, — чисто актерские. Как дрессировщица я не опасаюсь, что тигры будут плохо играть. Но нам, актерам, придется туго. Дублей в этом фильме не будет, а будут варианты. Зверь не может дважды повторить задание. Придется мгновенно реагировать на неожиданные повороты, не предусмотренные сценарием и предложенные в порядке звериной импровизации.
При съемке самая большая опасность грозила со стороны… зрителей. Они стали собираться, увидев на улице открытый операторский «ЗИЛ» и передвижную электростанцию. Когда же появилась Маргарита Назарова с Пуршем, толпа окружила машины плотным кольцом… Кое-как милиция навела порядок, кортеж из десятка «Волг» и «Москвичей» во главе с двумя «ЗИЛами», на одном из которых расположились три оператора и режиссер, а на другом — тигр с укротительницей, двинулся по Невскому. Первый проезд был, как всегда на съемке, самым удачным. На обратном пути произошли сразу два происшествия. При повороте с улицы Бродского на Невский из-за угла выскочила поливальная машина.
Заслышав звук водяных струй, Пурш забеспокоился, встал на задние лапы. Еще секунда — и тигр выпрыгнул бы из машины на проспект, спасаясь бегством от воды. Но вездесущий лейтенант милиции подскочил на мотоцикле к поливальной машине и так грозно крикнул: «Убери воду!», что растерявшийся шофер мгновенно погасил водяные струи.
Не успели все свидетели этой сцены облегченно вздохнуть, как тигр, всё еще метавшийся по машине, случайно нажал лапой на ручку дверцы. Назарова, обхватив шею Пурша одной рукой, другой вовремя захлопнула дверцу.
Теперь «Матрос Железняк» уже опустел. Всё сложное имущество киногруппы — тигры, лев, обезьяны — двинулись на юг, к Черному морю.
Итак, начались съемки кинокомедии. В основу ее положена столь необычная и интересная ситуация, что ни у кого не возникает сомнения — комедия будут смешной. И это уже много. Но еще не всё.
Кроме желания основательно посмешить людей имеется ли у ее авторов какая-либо идея? Да. Их волнует мысль, которая может стать стержнем и трагедии, и драмы, и, разумеется, как в данном случае, веселой комедии. А мысль эта — каждый человек может быть счастлив только на своем месте. Когда же люди, еще не зная своего призвания или из-за каких-то привходящих соображений, оказываются не на своем месте, — возникает цепь несоответствий. В «Полосатом рейсе» смешные, а иногда и вовсе не смешные положения происходят оттого, что буфетчице Марианне ближе дикие звери, нежели любительская колбаса, а добровольно взявшему на себя роль укротителя Шулейкину, по профессии буфетчику, — наоборот. Когда Марианна осознает свое призвание, а Шулейкин возвращается на свое рабочее место, фильм благополучно кончается.
Послесловие Конецкого
Прямо и не знаю, что и как сложилось бы в моей жизни, если б не тигры, — иронизировал Виктор Конецкий. — Как мир стоит на китах, так я стою на тиграх. Пятнадцать лет они меня выручают из самых запутанных ситуаций.
И сейчас скажи я запретное слово: «Полосатый рейс!» — и дело в шляпе. Стоит мне произнести заветное слово, и «Арктика», обвешанная гроздьями корреспондентов, сфотографированная во всех ракурсах, обложенная кипами статей и очерков, как новогодняя елка ватой, — первый рейс флагмана ледокольного флота! — эта «Арктика», это атомное сверхсущество, станет мне родной по крови, ибо нас сблизит юмор.
Есть единственное средство против перепутанности и сложности мира — юмор. Не бог, не царь и не герой. Все эти ребята не помогут. Только юмор, лучше безымянный: «Она съела кусок мяса, поп ее убил…»
Юмор — обыкновенная маска, но она помогает преодолевать растерянность от сложного и непонятного вокруг. Смущение души реализуется в материи звуковой волны: «хи-хи» или «ха-ха».
В юморе, конечно, есть ложь, но это ложь жизневерия.
Колпак клоуна помогает шуту преодолеть страх и ляпнуть царю из-под стола правду-матку…
Журнал «Родина»
Ваш комментарий будет первым