Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

В России утвержден стандарт на алкозамки для автомобилей. Поможет ли это решить проблему нетрезвого вождения?

Росстандарт утвердил новый ГОСТ, который может серьезно отразиться на стоимости машин. Речь идет о стандарте на алкозамки. И хотя пока на законодательном уровне их обязательное условие нигде и никем не прописано, тенденцию стоит учитывать.

Что такое алкозамок? Это устройство, по сути, — алкотестер, который разрешит завести автомобиль после того, как водитель в него подует, но при условии, что в выдохе не будет паров этанола. Предполагается, что при использовании устройства нетрезвые водители вообще никогда не смогут появиться на дороге. Идея, казалось бы, очень неплохая. Но как и в любой идее здесь есть свои подвохи.

Какие требования устанавливает новый ГОСТ? Стандарт распространяется на системы контроля состояния водителя, предназначенные для установки на транспортные средства, которые используются для коммерческих перевозок пассажиров, в том числе специально предназначенные для перевозки детей. То есть на все легковушки и автобусы. А также на автомобили, используемые для перевозки опасных, специальных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, твердых бытовых отходов и мусор — то есть на все грузовики.

Предполагается возможность идентификации водителя. Если водитель заглушил машину, но завел ее в течение пяти минут, ему не придется снова продуваться.

Информация о попытке нетрезвого запуска двигателя может передаваться как непосредственно автотранспортным предприятиям, так и в госорганы. В том числе — с помощью системы ГЛОНАСС, установленной в машине.

Начнем с истории. Использование алкозамков широко распространено в Швеции. Там уже более десяти лет проходит эксперимент: водитель, который впервые попался в нетрезвом виде за рулем, может не лишиться прав при условии, что он установит на свой автомобиль алкозамок. Конечно же, за свой счет. Однако есть один нюанс. Если он дыхнет в алкозамок парами алкоголя, не только машина не заведется — информация об этом поступит в соответствующий центр ее обработки. И после этого условное лишение прав вступит в силу, а водителю придется уже ходить пешком. Примечательно, что даже в Швеции в законе такая возможность не закреплена. Продолжается эксперимент уже второе десятилетие.

Что у нас? В России примерно десять лет предлагается использовать алкозамки. Также проводились многочисленные эксперименты, но без правовых последствий. Ограничивались они тем, что машина не завелась, — и ладно. Такие замки ставились на рейсовые и школьные автобусы. И эксперименты везде признавались удачными. Но дальше дело не двигалось. Все-таки важную роль играет экономическая составляющая. Подобные замки крайне дороги, а их установка — тем более. Ведь необходимо вмешиваться в работу «мозгов» автомобиля, прописывать их в блок управления.

К тому же на рынке есть единственная шведская компания, которая производит такие замки без каких-либо нареканий. Довольно часто при эксплуатации транспорта с алкозамками возникали непредвиденные ситуации. Даже абсолютно трезвый водитель не мог завести машину. Бывало, автомобиль глох на маршруте. Все эксперименты заглохли из-за невозможности бесперебойной эксплуатации машин без очень серьезных вложений.

В той же Швеции целый институт безопасности дорожного движения занимается их совершенствованием, проверкой и продвижением.

Что дает новый стандарт? По сути, пока ничего кроме общих требований к таким замкам. Чтобы заставить кого-то их устанавливать, требуются соответствующие законы. А если они вдруг будут приняты, то автопроизводителям придется прорабатывать хотя бы возможность установки таких приборов. А это очень дорого. Очевидно, что автомобиль с возможностью установки такой системы будет значительно дороже машины без нее. Эксперты поддерживают установку таких устройств на каршеринг и такси. Но в производстве это те же автомобили, которые продаются и для всех остальных граждан, использующих их в личных целях.

Можно ли обойти алкозамок? Как показали эксперименты в Швеции, это практически невозможно. Он замеряет не только пары этанола, но и температуру выдыхаемого воздуха, а также его давление. Так что накачать прибор из насоса или воздушным шариком не получится. Можно попросить дунуть кого-то другого. Но что делать в дороге, когда прибор затребует повторить выдох? Если будет система идентификации, то этот вариант и вовсе недопустим.

Захотят ли автопарки тратиться на установку таких систем? Есть большие сомнения. Только в том случае, если у них часты случаи нетрезвых аварий. Но для этого есть другие методы решения вопроса. В общем, слишком дорогое удовольствие получается — особенно с учетом санкций, дефицита машин и роста стоимости всего высокотехнологичного оборудования.

Кстати, в свое время говорилось будто МВД участвует в разработке закона о применении алкозамков. Тогда МВД опровергло эту информацию, указав, что Конституция напрямую запрещает навязывать коммерческие услуги гражданам. А что такое установка подобных приборов с оплатой их обслуживания, как не навязывание коммерческих услуг?

Владимир Баршев, «Российская газета»

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять