Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Именно санкции расчистили конкурентное поле для отечественных сыроделов».  О своём фермерском хозяйстве рассказывает Марина Казимир

Речь пойдет все же не о дубе, а о фермерском хозяйстве, расположенном близ деревни Слепцово СП «Село Покровск». История этого предприятия похожа на художественный вымысел, но является чистой правдой. А начиналось нынешнее хозяйство с… обычной домашней кастрюли, изъятой на время из семейного оборота. Наша собеседница – Марина Казимир, женская «половина» семейного фермерского хозяйства «Калужское Сыроморье».

«Шутка» мужа

– Марина Александровна, сыроделие – относительно редкий вид сельскохозяйственного производства. Как вы пришли к этому?

– Это длинная история. Еще несколько лет назад я и не подозревала, что буду этим заниматься. Образование у меня никакого отношения к пищевой промышленности не имеет, оно связано с охраной труда на производстве. Я работала в зарубежной компании, работа стабильная, зарплата вовремя, офис приличный. Но Москва так и не стала родным домом. Тянуло на более спокойные места – на природу, к рекам и полям. Но до поры – до времени это были абстрактные размышления.

– А потом?

– А потом случилось историческое для нашей семьи событие. Сейчас смешно вспоминать, а поначалу мне было совсем не до смеха. Началось все с того, что супруг Иван надумал поэкспериментировать с домашним сыроварением и заказал готовый комплект «для чайников» в одном из интернет-магазинов. Для этих целей у меня была экспроприирована большая кастрюля, в которой я готовила на всю семью. Кастрюля большая, а кухня маленькая – шесть квадратных метров. Поначалу я восприняла это почти как шутку. А оказалось все очень серьезно. Теперь я призываю женщин повнимательнее относиться к «шуткам» мужей. Могут быть далеко идущие последствия. С тех пор сыроделие стало практически главным делом нашей семьи. Со временем и я вовлеклась в процесс, даже увлеклась.

– Но на кухне много не наваришь?

– Вы напрасно так думаете. Первые призы сырных фестивалей мы получили именно за сыры, сваренные на кухне. Более того, нынешние сорта, которые мы производим, были технологически отработаны именно на кухне, когда до нынешнего предприятия было еще далеко. Сейчас некоторые сорта имеют географическую привязку к населенным пунктам Козельского района, но это уже дань нынешнему состоянию дел. А технологии методом проб и ошибок отрабатывались в домашних условиях. Иван даже приобрел для вызревания сыра винный холодильник. Скучно не было, да.

«Сыр – продукт сложный»

– Почему именно Козельский район стал местом вашего производства?

– Калужскую область мы давно знали неплохо. Мы с Иваном сторонники активного образа жизни, любим погонять на велосипедах, в том числе вполне серьезные маршруты преодолеваем. Лично мне очень полюбилась Угра, чем-то напоминает о сибирских реках, хотя, конечно, Угра совсем другая. Бывали мы и в Оптиной пустыни. Поэтому Калужская земля нам не чужая. Мы рассматривали много вариантов, но вот остановились именно на Козельском районе. Ну и нужно понимать, что условия выделения земельного участка были наиболее приемлемыми. Стройка шла не без трудностей, но сегодня это уже полноценное предприятие. На сегодняшний день у нас целая линейка разнообразных сортовых сыров: твердые, мягкие, молодые, выдержанные, запечённые, сладкие, соленые, коровьи, козьи. Экспериментируем с различными добавками…

Для того, чтобы посвятить себя сыроделию, нужна определенная доля авантюрности в характере. Сыр – продукт технологически сложный, капризный, очень требовательный к условиям производства и хранения. Делается сложно, портится легко. А главное, от приемки молока до попадания сыра на прилавки торговых предприятий проходят месяцы, в лучшем случае – недели. Сложно планировать на месяцы вперед, например, при выборе кредита. Пока на окупаемость мы не вышли. Высока стоимость производства.

– Сбыт стабилен?

– У нас есть договоры с некоторыми торговыми сетями. Козий сыр нравится почти всем. Он объективно дороже, все хвалят, но мало кто покупает. В результате некоторые торговые организации стремятся исключить его из сортовой матрицы наших продуктов. Так что сложностей хватает.

– Государственной поддержкой пользуетесь?

– Этому нам еще нужно учиться. Там очень строгие требования к документам, формам, срокам и т.п. Это нужно уметь делать. Но мы учимся и работаем над этим. Планируем принять участие в проекте «Сельское лето», работаем в этом направлении с администрацией Козельского района, которой большое спасибо за поддержку. Взаимодействуем с Торгово-промышленной палатой Калужской области. Там работают очень неравнодушные люди. Развиваем туристическое направление, но опять же, грант на это получить очень непросто. Надеемся, когда-нибудь принять у себя в гостях губернатора Калужской области Владислава Валерьевича Шапшу, почему нет?

Сделали рывок

– Дети как относятся к вашему делу?

– Старшая дочь с Москвой расставаться не захотела. Это нормально, у нее свой путь. А младший Егор пришел в нашу жизнь вместе с сыроделием, он фактически в нем крутится. Даже во время экскурсий для туристов норовит оттеснить маму и самостоятельно что-то рассказать.

– Времена сейчас для экономики непростые. На вашем хозяйстве как это отразилось?

– Как это ни странно прозвучит, но именно санкции расчистили конкурентное поле для отечественных сыроделов. Мы получили возможность создавать свой продукт, не испытывая жесткого прессинга со стороны конкурентов с вековой историей. Получилась такая своеобразная фора. Благодаря этому, отечественное сыроделие сделало прямо-таки рывок. Ну и мы в этом «мейнстриме» поучаствовали. Бытовало мнение, что нам никогда не догнать европейцев в этом тонком деле. Однако сегодня отечественного сыра, не уступающего по вкусовым качествам европейскому собрату, реально много. И он хороший.

Послесловие
Есть две древнейших отрасли (не путать с профессиями) – сельское хозяйство и строительство. Но если строительство – показатель экономического развития, то сельхозпроизводство – залог самого важного и фундаментального: продовольственной безопасности. Радует, что в этой сфере появляется все больше энтузиастов, инвесторов, грамотных менеджеров. И поддержка со стороны государства нынешним фермерам оказывается колоссальная, если смотреть на общий объем. А в конкретных случаях, конечно, не всегда все радужно. Но главное – голод нам уж точно не грозит. И даже можем побаловать себя деликатесами.

Игорь Соколов

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять