Во всех школах нашей страны старшеклассники хотя бы раз слышали про Всероссийскую олимпиаду школьников. Призёры таких соревнований получают дополнительные баллы при поступлении, а у победителей появляется возможность поступить в лучший вуз страны на бюджет без вступительных экзаменов.
Этой зимой Симран Клименкова стала призёром регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку. Восьмиклассница с детства увлекается лингвистикой и в свои 14 лет знает восемь языков. Мы встретились с Симой и поговорили о том, как достичь таких высот, о подготовке к олимпиаде, а также о расстановке приоритетов. Но обо всём по порядку.
«Я с трёх лет занимаюсь английским…»
– Сима, расскажи, с чего началось твоё увлечение китайским языком? Знаю, что ты лингвистикой занимаешься с детства… Но с какого конкретно возраста?
– Прежде чем ответить на первый вопрос, хочу сказать, что с детства ставлю это направление в приоритеты и считаю, что изучать языки важно. Я с трёх лет занимаюсь английским. Со временем языки прибавлялись и вот, уже к 14 годам, я изучаю английский, немецкий, китайский, итальянский, шведский, корейский. Русский не считается, а турецкий – для души, поэтому я его тоже не учитываю.
Немецкий – второй язык, который я хорошо знаю и учу с первого класса, однако говорю на нём чуть слабее, чем на английском.
– Это удивительно – в столь юном возрасте знать столько языков! А когда ты начала учить китайский? Мне он кажется безумно сложным…
– На самом деле нет. Китайский один из самых простых языков. Корейский намного сложнее.
К примеру, в китайском языке нет алфавита, только иероглифы, а в корейском наоборот он есть, и сложность заключается в том, что половина звуков не имеет аналогов из русского языка и их все приходится учить. А всё из-за того, что неверное произношение всего одного звука может поменять смысл целого слова. Однако это не значит, что китайский очень простой язык. В нём тоже есть свои сложности, например, написание иероглифов.
Переходя к самому вопросу, хочу сказать, что китайский – третий язык, которым я занимаюсь с девяти лет. Шведский и итальянский я начала учить летом перед пятым классом. Корейский же для меня ещё совсем новый и им я занимаюсь всего полгода.
– Откуда такая любовь к языкам?
– Я с детства воспитываюсь бабушкой и дедушкой. Они, как никто другой, поддерживают меня во всех моих начинаниях. С мамой у меня тоже очень тёплые и доверительные отношения. Вместе с бабушкой они в прошлом увлекались языками, поэтому хотели, чтобы я пошла по их стопам. Если честно, я им очень благодарна.
«Для меня это прекрасный опыт…»
– Давай вернёмся к китайскому. Ты стала призёром в региональной олимпиаде. Тяжело было?
– Не скажу, что тяжело. Скорее, очень волнительно. Китайский, как и все языковые олимпиады, проходил в течение двух дней: первая часть – письменная, вторая – устная. Для меня это был прекрасный опыт, пусть и немного волнительный.
– Много ли школьников принимало участие?
– Если судить по второму дню, когда проводился устный тур, то нас было трое. Ещё должна была быть девочка из моей школы, но она решила не участвовать.
В целом, мне всё понравилось. Во время устного испытания мы помогали друг другу и поддерживали, поэтому проблем не возникло. На выступлении у нас вышло ток-шоу на 5-7 минут, где мы втроём подобрав себе роли, составили полноценный разговор на тему «какие методы мы используем для изучения китайского языка». Так, я впервые приняла участие и стала призёром регионального этапа Всеросса.
Однако в нём могут принять участие только ученики 9-11 классов. Но я, посоветовавшись с моими близкими, начала участвовать гораздо раньше – с седьмого класса. А сегодня я учусь в восьмом.
– Ты ещё такая маленькая, а уже забираешься так высоко, это восхищает! А в каких олимпиадах ты ещё принимала участие?
– Помимо китайского языка, по английскому и немецкому. Но там всё оказалось куда сложнее, чем я думала. Поэтому по английскому языку из 120 участников я заняла 16 место, а по немецкому из 24-х была шестой. Однако призёра не взяла, потому что на олимпиадах идёт раскадровка. То есть, чтобы стать призёром или победителем, нужно набрать определённое количество баллов.
Очень жаль, что на всероссийские я не попадаю, однако региональные стали для меня хорошим опытом.
«Жизнь – злодейка»
– А ты – самоучка, или с репетиторами занимаешься? И тяжело ли совмещать школу и языки?
– Я с самого детства занимаюсь дистанционно с репетиторами, с кем-то я даже росла. А насчёт сложностей… Не скажу, что это тяжело. Всё дело в практике. При постоянных занятиях начинаешь привыкать и постепенно входишь в ритм.
– Боюсь спрашивать: есть ли у тебя помимо языков какие-то увлечения? Ты спать-то успеваешь?
– Конечно, – смеётся Сима в ответ. – В день у меня по два языка, а в четверг я перед школой с семи до восьми занимаюсь китайским языком. Обычно в 6.59 встаю и в пижаме сижу у компьютера в ожидании начала занятий с репетитором. Дополнительно изучаю биологию и химию, так как хочу связать с этими предметами свою жизнь.
Занимаюсь репетиторством английского языка с маленькими детьми. Вы не поверите, сколько мне доставляет удовольствия уроки с подрастающими ребятишками!
А если говорить про хобби, то это языки, танцы, помимо этого увлекаюсь писательством и в свободное время играю на гитаре.
– Почему ты не хочешь связать свою жизнь с лингвистикой? Я думала, что у тебя грандиозные планы, поэтому ты так стараешься…
– Жизнь – злодейка, не знаешь где упадёшь, – комментирует классный руководитель Симы – Василий Павлюк, только зашедший в класс и заставший нас за диалогом.
– Да. Поэтому лучше иметь опыт везде, – легко соглашается восьмиклассница, улыбаясь в ответ. – Если честно, я бы очень хотела поступить в университет Высшей школы экономики, потому что там есть интересующий меня профиль. В будущем я планирую связать свою жизнь с нейробиологией, поэтому уже сейчас рассматриваю университеты, которые могут предложить мне это направление. Сейчас я думаю над тем, чтобы сдавать биологию и химию, а языки оставить, как хобби…
Продолжение интервью с талантливой Симран Клименковой читайте в печатном выпуске газеты 31 марта
Ваш комментарий будет первым