Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Молитва вместо оружия. Почему полкового священника ждут на передовой

Протоиерей Евгений Бахматов cкоро он отправится на фронт, чтобы служить полковым священником. В Ивановской области капеллана будет ждать семья и прихожане Свято-Троицкого храма. Под пулями ему предстоит служить больше трех месяцев.

Действительно брат

В камуфляжной куртке, черных брюках и с рюкзаком за спиной отец Евгений совсем не похож на батюшку. Его первая поездка длилась больше месяца. В полковые священники попросился сам. Добровольцем. Поддержать бойцов. Прежде чем ехать — прошел курсы тактической медицины. Теперь умеет останавливать кровотечение, правильно бинтовать рану, переносить раненого, одним словом, спасать жизнь всеми доступными средствами.

О своей службе капеллана сельский батюшка рассказывает так сдержанно, что я начинаю домысливать, каких страхов и ужасов натерпелся этот миролюбивый, молчаливый человек. Однако отец Евгений говорит, что увидел там настоящую дружбу и невероятное братство.

— Здесь ты «может быть, брат», а там — «действительно брат», — говорит капеллан.

В подразделении его ждали. Многие бойцы хотели креститься. Только закончили таинство, началась бомбежка. Шарахнуло так, что только что крещенный боец вылетел из окна с третьего этажа. Упал на машину, припаркованную под окном.

— На нем не было ни царапины, он встал, отряхнулся и пошел, — рассказывает отец Евгений. — Потом подошел ко мне и говорит, а ведь я остался жив только благодаря крещению.

Таких чудес за свою первую службу протоиерей Бахматов повидал немало.

— Однажды прямо на наше подразделение летели две бомбы Hammer, неподалеку от меня стояли два мусульманина, — батюшка рассказывает про новое чудо. — На них летит бомба, они молятся: «Господи, помоги! Если останемся живы, пойдем креститься!». Бомба летит мимо, мусульмане бегом ко мне: «Крести нас, батюшка, поскорее».

По подсчетам Российской академии образования, в стране работают около 25 тысяч психологов. Могли бы они поддержать моральный дух солдата?

— Я разговаривал с психологом, он сказал: мы даже не знаем, как правильно после контузии бойца настраивить, у нас такого в практике не было, — пожимает плечами отец Евгений.

Что такое контузия, протоиерей Евгений знает на собственном опыте. Тут тоже не обошлось без чудес.

Перед налетом (без воли Божьей ничего не бывает, напоминает) отец Евгений собрался идти на ужин, но что-то его остановило. Он собрал всех ребят, отслужил молебен, помазал всех маслом, благословил. И тут случился первый прилет. Здание зашаталось.

— Перед бомбежкой вокруг делается особенная тишина, а когда они приближаются — будто два реактивных самолета рядом, — спокойно рассказывает капеллан. — Вдруг — сильный удар. Только спустились в подвал, в здание, куда мы собирались идти на ужин, один за другим полетели снаряды.

Это было в начале командировки. В ту бомбежку отец Евгений получил контузию. Ему предложили эвакуацию, он отказался. Остался поддерживать боевой дух товарищей. Спрашиваю, как пережил контузию. Ничего особенного, отвечает. Звон в ушах, глухота, головные боли, терял сознание.

— Но я быстро пришел в себя, — говорит отец Евгений. — У каждого бойца там не по одной контузии.

Бронежилет и крест

После бомбежки ночевали в сыром подвале.

— Один говорит: сейчас начнут бомбить, завалит и не вылезешь, другой отвечает: смерть может настигнуть в любом месте. У бойцов вера искренняя. Когда ты сталкиваешься со смертью каждую минуту — снайпер, растяжка, мина, бомба, все, что угодно, — отношение к жизни другое и вера искренняя. Один боец мне рассказывал: он был сапером, и метрах в ста от него оказался противник. Ближе подойдет — придется взрывать себя. Боец увидел маленький окоп, залез в него и твердит: «Господи, помоги, матушка Пресвятая Богородица, защити». Поднимает голову — над ним Богородица с младенцем на руках, опускает — противник исчез».

Полковой священник говорит, что чудес на фронте столько же, сколько в мирной жизни. Просто мы их не замечаем, а на войне все становятся верующими. Поэтому и ждут на передовой священника с нетерпением.

— Великий Суворов учил своих солдат — перед тем как взять в руки оружие, всегда молитесь: «Господи, Иисусе Христе, спаси нас». Но мы все это забыли, — с горечью говорит батюшка. — Забыли, как во время Второй мировой войны наши солдаты шли в бой с молитвой.

Спрашиваю, как полковой священник успевает служить литургию под обстрелами и исповедовать? Как причащает?

— Как можно чаще, — отвечает. — Больших молебнов там не послужишь. Если ребята уезжают на задание, служу короткий молебен. Исповедуются бойцы каждый день, а беседуем мы постоянно. Однажды разговаривали с бойцами, один спрашивает, как бороться со стрессом. Другой рассказывает жуткую историю о том, как его только привезли в расположение и его брата разорвало на куски. «Я собирал эти куски и складывал в мешок. И не сошел с ума только благодаря тому, что у меня есть немножко веры в Бога».

Главнокомандующий поручил комбату освоить новую территорию. Отца Евгения попросили освятить это место и благословить бойцов. Это было совсем рядом с позицией противника.

— Только приехали, начался обстрел, — вспоминает священник. — Едем, и в миллиметре от нас падает бетонный столб. Водитель рванул в сторону. Еще немного, и накрыло бы нас.

Спрашиваю, неужели он там в рясе так и стоит под пулями?».

— Да нет, — улыбается батюшка. — По благословению Святейшего Патриарха мы находимся там в форме. Сверху — бронежилет. Оружия у нас нет. Только крест и молитва.

Остановиться и помолиться

В первую поездку отцу Евгению повезло — его часть стояла рядом с храмом. С разрешения правящего архиерея богослужения полковой священник проводил там.

— Собирали бойцов, кто рядом, и служили, — говорит он. й.

Но бывает так, что храма рядом нет. Тогда начальство выделяет комнату или ставит палатку. В одном из подразделений отец Евгений сделал с бойцами две молитвенные комнаты.

— Ребята пишут, что следят за порядком, молятся, — говорит он. — Очень хотелось бы вернуться к своим. Пишут, «без тебя тяжело, приезжай».

Тяжело не только бойцам, но и их близким. Они тоже звонят и пишут полковому батюшке, ищут поддержки.

— Как-то позвонила одна женщина, говорит «нет известий о муже, что делать». «Молитесь, — отвечаю, — Господь управит». Бывает, бойцы уходят на задание и не могут выйти на связь. Через некоторое время перезванивает — «представляете, позвонил!». Ничего просто так не бывает. Если мы с Господом, то и он с нами.

— Вас не спрашивали, за что им такие испытания?

— Такие вопросы там не задают, — отвечает протоиерей. — Бойцы видят, для чего они пришли, что та сторона уничтожает храмы и монастыри, может спокойно ударить по детским домам и госпиталям. Они не хотят слышать русский язык и делают все, чтобы не было русской культуры и православной веры. Крещение Руси было с Киева, а теперь они уверяют, что веру придумали москали. Когда ты видишь все своими глазами, быстро понимаешь, зачем ты там и против чего.

Отец Евгений говорит, что сегодня зло тиражируется со страшной силой и человек легко принимает это зло. Клевета, сплетни, все идет в ход. Так и идет народ против своего братского народа. А если добавить эгоизм, злость, раздражение — дружба превращается в лютую ненависть.

— Нам сейчас надо быть одним крепким звеном, а не каждый сам за себя. Не рвать рубашку за свое, а объединяться. Мы здесь все бежим куда-то, отстаиваем свои права и не задумываемся о жизни, которая проходит. Нам бы остановиться и помолиться — за наших ребят, за нашу страну. А мы все выясняем — где правда.

Вам встречались там слабые люди?

— Трусы? Бывало, — неохотно отвечает отец Евгений. — А еще я видел там таких красавцев, которые приезжали посниматься, чтобы потом хайп поймать в интернете.

Литургии, обстрелы, разговоры, посещение и молебны в госпиталях. На что еще есть время у полкового священника?

«Иногда удается книгу раскрыть. В каждом полку есть маленькая библиотека. Волонтеры привозят духовную литературу, исторические романы. Но чаще времени не бывает. Иногда так устанешь, заснуть бы на пять минут, но не всегда удается». А еще он пробует писать стихи. Сложная реальность складывается у него в простые, не совсем складные строчки: «Священник нужен на войне как хлеб/ Бойцу без батюшки/ На фронте трудно жить… Война идет духовная война /И победить мы только сможем, /Когда сумеем верой дорожить…»

Возвращайтесь скорее

В часть отец Евгений ездит не с пустыми руками. Во-первых, нужно взять все необходимое для церковных таинств — миро, Святые дары (если вдруг не хватит, можно будет попросить у местного куратора). Он везет бойцам духовную литературу, пояса с молитвой, крестики. А еще — письма со словами поддержки и маленькие иконки, которые воспитанники воскресных школ из разных областей страны делают своими руками специально для бойцов и отправляют отцу Евгению. Слова в письмах простые — «мы вас любим, ждем, возвращайтесь скорее».

— Бойцу любая поддержка говорит о многом, — делится священник. — Они понимают, что их не бросили, за них переживают, молятся. Здесь человек этого не понимает. В мирной жизни мы мало молимся за своих близких, а если б встали все на молитву… Чтобы это понять, в сердце должна быть любовь, а не чувство справедливости. Я постоянно говорю бойцам: «С Богом будут и силы, и победа, без Бога мы ничего не сможем сделать». Многие начинают смотреть пророчества — это не нужно. Господь сделает так, как ему угодно. Самое главное — наше сердце и наша молитва.

В первую командировку протоиерей Бахматов организовал доставку гумпомощи в часть, где служил. Дроны, питьевая вода, медицинские препараты и многое другое. В эту поездку ему тоже предстоит заняться сбором помощи. Но список необходимого будет комплектоваться на месте. Наугад везти нет смысла. По первому опыту отец Евгений знает, что точно возьмет с собой.

— Влажные салфетки, — говорит батюшка. — Питьевой воды хватает, а помыться уже нечем. Приходится мыться влажными салфетками.

И снова повторяет: просто так в жизни ничего не случается. Спрашиваю, рассказывал ли он о пережитом и увиденном своей семье.

— Далеко не все, — отвечает. — Они очень переживали за меня, не хотели отпускать. Но теперь уже понимают, что это нужно. «Мы идем не за деньги, не за почести, не за портрет на билборде в центре Москвы, мы идем, чтобы защитить народ, землю и православие», — говорил мне один боец.

Перед отправкой на фронт в его поселковый храм пришел за благословением мобилизованный юноша. Достает маленький крестик, просит, чтобы он побыл в храме до его возвращения.

— Я положил его на престол в нашем храме, — говорит отец Евгений.- Лежит. Ждет.

Спрашиваю отца Евгения, что он скажет своим детям и жене, когда снова поедет в неизвестность?

— На все воля Божья, Господь управит, как надо, — спокойно отвечает он.

Наверное, из-за этого спокойствия очень не хочется расставаться с батюшкой — ни его бойцам, ни их родственникам, ни мне. И я задаю ему еще вопрос. Что в службе полкового священника самое трудное?

— Там связи нет, и бойцы просят сообщить близким — «все хорошо, скоро приеду, очень люблю», — отец Евгений замолкает. — И вот ты звонишь родным, чтобы передать, а человека уже нет.

Он стоит у аналоя. Высокий, молодой, крепкий. И плачет. Но если батюшка плачет, как нам, суетливым мирянам, пережить нашу боль?

— И так это тяжело произнести, — продолжает он, не стесняясь своих слез. Несколько минут мы с отцом Евгением стоим молча.

— Я ехал на интервью, и в метро встретился с одним из бойцов, — говорит он. — Радость от этой встречи не передать никакими словами. Человек, с которым ты выжил в опасности, который так же, как ты, понимает, что значит вера — это и есть настоящий брат.

Справка «РГ»

Как рассказали в Синодальном отделе по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, командировки батюшек в зону СВО длятся от недели до полугода. Длительность службы определяют владыки епархии. Приходские батюшки едут на службу со всей страны. Сейчас в зоне СВО служат священники из Рязанской, Астраханской, Московской, Омской областей, Красноярского края, Урала, Якутии. Перед поездкой батюшки проходят курсы тактической медицины и инструктаж поведения в опасной обстановке. Например, священникам не рекомендуют пользоваться смартфонами, запрещено выкладывать фото с привязкой к местности. Синодальным отделом оформляются страховки, выдаются каски, бронежилеты, форма, аптечки для оказания первой помощи. Выдаются молитвословы, иконки, крестики, пояса (Псалом 90). В конкретное подразделение батюшек направляют на месте закрепленные бессрочно за каждым направлением фронта ответственные священники.

Татьяна Владыкина, «Российская газета»

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять