Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

«Посчастливилось прикоснуться к такому искусству»

Как реставрировали уникальную икону из нижнепрысковского храма

2 июня в приходском доме при храме Преображения Господня состоялась встреча-беседа с реставратором и искусствоведом Еленой Парусовой.

По благословению епископа Козельского и Людиновского Никиты с осени 2023 года велись изыскательные и реставрационные работы с наборной иконой Преображения Господня начала ХIХ века из уральских камней-самоцветов, принадлежащей Нижнепрысковскому храму.

Об истории и работах, проведенных с образом, всем собравшимся лично поведала Елена Александровна Парусова.

Участников встречи приветствовал настоятель храма иерей Тихон Худяков. Он рассказал о том, как образ попал к покойному настоятелю протоиерею Леонтию Никифорову. Также от лица прихожан он выразил глубокую благодарность Галине Васильевне Ананьиной за инициативу по организации изыскательных и реставрационных работ, Юрию Анатольевичу Василенко за организацию и помощь в их проведении и Елене Александровне Парусовой за бережную реставрационную работу.

На встрече присутствовали представители компаний, организовавших и принявших активное участие в изыскательных и реставрационных работах – «Клиоэкспо» (Москва) и Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства (Москва), организаторы выставки «Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство», а также калужские краеведы, козельские экскурсоводы, духовенство и прихожане храма.

Наборные ( или рельефные) иконы – уникальный вид творчества уральских мастеров

Первые сведения о подобных иконах относятся к концу ХVIII – началу ХIХ века. Создателями школы наборной иконы были талантливые живописцы Златоустовского оружейного завода: Николай Никитович Бушуев, Петр Клементьевич Бояршинов, Александр Евтихеевич Тележников.

Их дети – Иван Бушуев, Петр и Андрей Бояршиновы – продолжили развитие этого искусства. Наборные образа Златоустовской школы создавались в период – с конца ХVIII века по 1860-е годы. Уникальность наборных икон заключается в объемной композиции и своеобразной технике исполнения: основа композиции – горный пейзаж или пещера исполнялись (набирались) из полудрагоценных камней, минералов и драгоценных металлов, закрепленных на мастике к дощатой основе ящика. На переднем плане – фигуры людей и антураж, выполненные из папье-маше и расписанные в технике акварельной живописи. На заднем плане – живописный фон на бумаге или по левкасу. Таким образом, наборные иконы имеют трехмерное пространство, в отличие от традиционных икон, написанных на досках.

Продолжение материала читайте в номере районки от 14 июня

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять