Как реставрировали уникальную икону из нижнепрысковского храма
2 июня в приходском доме при храме Преображения Господня состоялась встреча-беседа с реставратором и искусствоведом Еленой Парусовой.
По благословению епископа Козельского и Людиновского Никиты с осени 2023 года велись изыскательные и реставрационные работы с наборной иконой Преображения Господня начала ХIХ века из уральских камней-самоцветов, принадлежащей Нижнепрысковскому храму.
Об истории и работах, проведенных с образом, всем собравшимся лично поведала Елена Александровна Парусова.
Участников встречи приветствовал настоятель храма иерей Тихон Худяков. Он рассказал о том, как образ попал к покойному настоятелю протоиерею Леонтию Никифорову. Также от лица прихожан он выразил глубокую благодарность Галине Васильевне Ананьиной за инициативу по организации изыскательных и реставрационных работ, Юрию Анатольевичу Василенко за организацию и помощь в их проведении и Елене Александровне Парусовой за бережную реставрационную работу.
На встрече присутствовали представители компаний, организовавших и принявших активное участие в изыскательных и реставрационных работах – «Клиоэкспо» (Москва) и Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства (Москва), организаторы выставки «Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство», а также калужские краеведы, козельские экскурсоводы, духовенство и прихожане храма.
Наборные ( или рельефные) иконы – уникальный вид творчества уральских мастеров
Первые сведения о подобных иконах относятся к концу ХVIII – началу ХIХ века. Создателями школы наборной иконы были талантливые живописцы Златоустовского оружейного завода: Николай Никитович Бушуев, Петр Клементьевич Бояршинов, Александр Евтихеевич Тележников.
Их дети – Иван Бушуев, Петр и Андрей Бояршиновы – продолжили развитие этого искусства. Наборные образа Златоустовской школы создавались в период – с конца ХVIII века по 1860-е годы. Уникальность наборных икон заключается в объемной композиции и своеобразной технике исполнения: основа композиции – горный пейзаж или пещера исполнялись (набирались) из полудрагоценных камней, минералов и драгоценных металлов, закрепленных на мастике к дощатой основе ящика. На переднем плане – фигуры людей и антураж, выполненные из папье-маше и расписанные в технике акварельной живописи. На заднем плане – живописный фон на бумаге или по левкасу. Таким образом, наборные иконы имеют трехмерное пространство, в отличие от традиционных икон, написанных на досках.
Продолжение материала читайте в номере районки от 14 июня
Ваш комментарий будет первым