Церковный календарь четвертой недели Великого Поста включает почитание двух икон Божьей Матери: 25 марта — Лиддской и 27 марта — Феодоровской, побывавшей недавно в наших краях. Лиддская икона — нерукотворная. В городе Лидде (ныне город Лод, в 40 км от Иерусалима) она чудесным образом возникла на одном из каменных столпов в храме, сооруженном в честь Богородицы апостолами Петром и Иоанном. В правление императора Юлиана Отступника образ пытались уничтожить, но каменотёсы не смогли его повредить: он лишь углублялся внутрь столпа. 29 марта — еще одна великопостная родительская суббота, поминовение усопших.
До пятницы этой недели в центре всех православных храмов находится Крест, совершается поклонение Ему, так что неделя называется Крестопоклонной, и вся Церковь воспевает: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!»
О разных смыслах поклонения Кресту Господню с особой полнотой сказал замечательный духовный писатель архимандрит Рафаил Карелин (сейчас ему 93 года):
«Крест осеняет всю жизнь человека. Крестным знамением начинается его вступление в Церковь. Крест он носит на своей груди как великое оружие, которое Господь дал даром, против сатанинских сил. Крест благословляет могилу христианина после его смерти. Но поклонение кресту имеет и духовное значение.
Духовное поклонение Кресту — это постоянное чувство благодарности Богу за Его страдания, которые избавили нас от вечной погибели, от огня геенны, от бездны ада, от могилы богоотвержения и забвения, в которой могло исчезнуть всё человечество.
Духовное поклонение Кресту — это покорность промыслу Божию, это терпение в скорбях и искушениях, в том, что составляет крест нашей земной жизни.
Духовное поклонение Кресту — это желание облегчить страдания других, как бы взять на себя их труды, немощи и болезни, подобно тому, как Господь на Кресте взял на Себя грехи и страдания наши.
Духовное поклонение Кресту — это прощение всех обид. Крест — средоточие Божественной Любви, и поэтому высшее исполнение Евангелия — это любовь к своим врагам.
Духовное поклонение Кресту — это чувство постоянного смирения. Если Господь сошел на землю и принял самую позорную крестную смерть, то для нас унижение на земле — это великая слава, клевета — награда, а мучения — радость.
Наконец, духовное поклонение Кресту — это борьба со своими страстями, со своими похотьми, со своей гордыней. Некий подвижник от великой любви к Христу желал стать мучеником за Него…Прошло время, приблизился он к смерти, так и не став мучеником. Это причиняло ему великую скорбь. Но вот открылось ему в видении, что вся жизнь его была мученичеством, потому что он мужественно боролся против своих грехов и страстей. И он будет увенчан тем же венцом, что и древние мученики, те, которых за имя Христа бросали на съедение зверям или распинали на кресте».
В воскресение четвертой недели Великого Поста всегда совершается память святого Иоанна Лествичника (579-649 гг.). Его так называют из-за главного его труда — книги «Лествица» (от старо-славянского «лестница»). Это произведение стало настольной книгой для многих прославленных подвижников. Из их монашеских келий эта книга перешла и к мирянам, став общезначимым руководством для нравственного самосовершенствования. Образ Лестницы заимствован автором из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят и нисходят ангелы. Основанием этого образа являются важные духовные принципы постепенности, трезвомыслия и рассудительности. Святой Иоанн представил здесь путь духовного роста в виде лестницы из 30 степеней. На каждой из них он разместил добродетели, помогающие душе человека приблизиться к Богу.
Первые четыре ступени (борьба с мирской суетой) на первый взгляд кажутся исключительно монашескими (отречение от мирского жития, странничество, послушание), но и миряне призваны не быть подавленными суетой и заботами, оказывать уважение и послушание к тем, кто выше по статусу, стремиться духом быть выше текущих тягот и обстоятельств.
Ступени же 5-7 — это труды одинаково важные и для мирян, и для монахов: память о смерти, плач о грехах, покаяние. На 8-26 ступенях происходит борьба с пороками. Среди них и то, что вполне актуально любому современному человеку: безгневие, несквернословие, правдивость, борьба с чревоугодием, унынием и леностию, нестяжание, искоренение нечувствия, тщеславия и гордыни и др.
Столь желанный нам душевный мир приходит только при совершении всего этого: на ступенях 27-29. У достигших этих ступеней воцаряется безмолвие души и тела, бесстрастие, непрерывная молитва. А вершиной этого пути (на 30-й ступени) становится союз трёх главных добродетелей — веры, надежды и любви.
«Лествица» столетиями вдохновляла не только на духовные труды. Поэты порой стремились воздать благодарение ее автору. Среди таких — наш современник, поэт-бард Юрий Садовский. Вот его стихи памяти святого Иоанна Лествичника (написаны в 2014 году):
Для кого-то слово – олово,
Вклад в собранье околесицы,
Разговор вокруг да около,
А другой – являет «Лествицу»,
Льет молитвенное золото, –
Благодарность, величание, –
В мире молохом расколотом
На субъекты одичания,
Для которых: «Что есть Истина?» –
Не вопрос, скорей риторика;
Что Пилату казуистика,
То для мистика – история
Сотворенья мира нового…
Кто Творец, в Того и крестятся.
Для кого-то слово – олово,
Для другого – в Небо Лествица.
Галина Эдуардовна Горохова
Фото: из свободных Интернет-источников
