Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Почему именно в Козельске откроют первый в России памятник Писательской роте

Девятого августа в Козельске откроют первый в России памятник Писательской роте. В бронзовом строю встанут авторы книг, которые в Великую Отечественную были острее, чем штыки, горячее, чем печурка в землянке. Авторы стихов и песен, которые и восемьдесят с лишним лет назад учили побеждать и ждать, — да и сегодня, кажется, совсем не устарели. Два с лишним года назад «Российская газета» рассказала о новой книге военного историка и писателя Сергея Михеенкова «Писательская рота». В нашей публикации говорилось, что ее героям нужен свой, особый памятник. Вскоре решение об установке монумента было принято. И вот… Почему памятник появится именно в Козельске? Кто и как помог его создать? Об этом читателям «Российской газеты» рассказывает автор той самой книги, с которой все и началось.

— В год, когда началась освободительная миссия наших войск в Новороссии, в издательстве «Молодая гвардия» в знаменитой серии ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей) вышла моя книга «Писательская рота». Так совпало. Сборник. Двадцать биографий писателей и поэтов, фронтовиков Великой Отечественной войны. Похоже, такую книгу читатель давно ждал. Биографии героев в этой необычной книге опрокинуты в войну, в солдатскую работу, которую взвалили на себя люди, сознательно ушедшие от тихих писательских столов в огненное пекло — чтобы Родину защищать.

Среди имен героев книги — и всем знакомые, и, увы, полузабытые: Юлия Друнина, Виктор Курочкин, Семен Гудзенко, Константин Воробьев, Владимир Богомолов, Сергей Наровчатов, Сергей Орлов, Иван Акулов, Юрий Белаш, Константин Симонов…

Одним из благодарных читателей этой книги оказался и генерал Сергей Михайлович Ядыкин. Мы встретились. Потом еще. Говорили о литературе, о войне, и о сегодняшней, новороссийской. И как-то генерал сказал:

— А давайте Семену Гудзенко в Козельске — городе, где поэта спасали после тяжелого ранения, — поставим памятник.

По просьбе генерала стали думать над концепцией памятника. Консультировались, обсуждали. Каким должен быть сегодняшний памятник — в древнем Козельске, на земле, хранящей многовековую память о битвах за свою «отчину и дедину». Тогда и пришла мысль о коллективном герое, о собирательном образе — писателей-солдат, защитников Отечества.

Один из героев книги, поэт Василий Субботин, военкор газеты 150-й стрелковой Идрицкой дивизии, которая штурмовала рейхстаг и поднимала над его дымящимся куполом знамя Победы, говорил о своем поколении: оно и тогда, и годы спустя «легло бы там, где показали, и защитило, заслонило бы свою страну. Никто бы не побежал»…

И вот концепция памятника была расширена, у будущего памятника, по общему замыслу, наметилась глубина. Скульптор и живописец Игорь Копейкин, когда я рассказал ему о будущем монументе, сразу загорелся идеей. Сделал серию рисунков. Скульптурная группа — солдаты, уходящие на передовую. В пилотках. В шинелях. Винтовки с примкнутыми штыками. Потом добавились летящие странички с обрывками стихов. Стихи улетали в небо, в будущее, к нам, за которых они сражались. К нам, перечитывающим их бессмертные стихи. Вот эти, например.

  • Когда на смерть идут — поют,
  • А перед этим можно плакать.
  • Ведь самый страшный час в бою —
  • Час ожидания атаки.
  • Снег минами изрыт вокруг
  • И почернел от пыли минной.
  • Разрыв — и умирает друг.
  • И значит — смерть проходит мимо.
  • Сейчас настанет мой черед…

***

  • Бой был короткий.
  • А потом
  • Глушили водку ледяную,
  • И выковыривал ножом
  • Из-под ногтей я кровь чужую.

Стихотворение написано Семеном Гудзенко в 1942 году сразу после боев под Козельском. Или вот эти строки Юлии Друниной:

  • Я только раз видала рукопашный,
  • Раз наяву. И тысячу — во сне.
  • Кто говорит, что на войне не страшно,
  • Тот ничего не знает о войне.

Кстати, «писательская рота» — это же не просто и не только художественный образ. В самом деле была такая в Великую Отечественную. Летом 1941 года особой Оборонной комиссией Союза писателей СССР была сформирована 3-я рота 1-го батальона 22-го стрелкового полка 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения. Первые бои дивизия приняла на дальних подступах к Москве в районе Ельни в составе 24-й армии. Затем была передислоцирована на Ржевско-Вяземскую линию обороны. Там встретила удар немецкого наступления («Тайфун») и понесла огромные потери. В той писательской роте воевали Степан Злобин, Эммануил Казакевич, Юрий Лебединский, Сергей Островой, Георгий Шторм и десятки других писателей и драматургов. Все они для нас теперь — Бессмертный полк, пример служения слову и Родине.

Глава администрации Козельского района Елена Викторовна Слабова с большой заинтересованностью приняла идею памятника. Командование здешней воинской части сразу предложило подходящее место — у Дома офицеров. Местная общественность поддержала проект. Выделили бюджетные деньги. Не поскупились на бронзу. Все технические работы выполняли в скульптурной мастерской в подмосковной Жуковске под руководством Игоря Коротченко.

Очень своевременно появилась публикация писателя и журналиста Максима Васюнова в «Российской газете»…Тут все сошлось: идея генерала, таланты скульпторов, организаторские качества главы района, журналистское неравнодушие — все это вылилось в бронзу Писательской роты, которая вот-вот появится перед Козельским Домом офицеров. Единственный в своем роде монумент в нашей стране.

Дата открытия памятника тоже не случайна: 9 августа — день города воинской славы древнего Козельска.

Сергей Михеенков (писатель, военный историк)

Фото: Максим Васюнов

Российская газета — Федеральный выпуск: №165(9704)

Поделись с друзьями:
Новости
Сайт использует IP адреса и cookies (куки файлы), сервис Яндекс.Метрика, а также данные геолокации Пользователей сайта. Оставаясь на сайте, я соглашаюсь с политикой их применения
СОГЛАСЕН