Человек XXI века не представляет себе жизнь без фотоснимков, будь то родные или друзья, природа или интересные моменты бытия, которые хочется запечатлеть на память.
Техника фотографирования начала активно развиваться, начиная с XIX века. Появляются различные направления и течения, связанные с совершенствованием фотоаппаратов, с тематикой фотоснимков, различными способами обработки негативов. На рубеже XIX-XX веков много лет ориентиром для фотографии была живопись. Это время расцвета пикториальной фотографии.
Выдающимся мастером пикториальной фотографии был русский фотограф Николай Платонович Андреев (1882-1947), родившийся и всю свою жизнь проживший в Серпухове. 25 сентября в музейно-краеведческом центре «Дом Цыплаковых» состоялось торжественное открытие фотовыставки Серпуховского историко-художественного музея «Николай Андреев. Серпухов. Россия» .
Ведущий методист серпуховского музея Наталья Дурынина рассказала внимательным слушателям о художнике, о его трудной судьбе и творческих открытиях, привлекая внимание гостей то к одной, то к другой фотографии. Очень непривычные взгляду современного человека снимки. Но если, слушая экскурсовода, присмотреться к фото — открываются глубина замысла художника, своеобразие и прелесть снятого эпизода или пейзажа. Выразительны лица людей на портретах, жанровые сценки. На примере фотографии «Метель» Наталья Валентиновна рассказала, как художник смог передать летящий снег, создать ощущение движения ветра. Фотографии показывались крупным планом на экране. Объяснила она и такие нюансы, как акцентируется внимание зрителя к центральным объектам. Техника «мягкого» фокуса, применение ретуши и кисточек делали фотографии дымчатыми и более загадочными.
Наталья Валентиновна отметила, что эта выставка необычная — передвижная: «Мы 3-4 раза в год выезжали с фотографиями Николая Платоновича по городам Московской области, знакомя людей с творчеством художника-фотографа. Затем география поездок значительно расширилась — выставку посмотрели жители Владимира, Рязани, Тулы, Обнинска. Сейчас экспозиция выставлена у вас, в Козельске».
Представляя свои фотографии на международных фотоконкурсах (первая треть XX века) художник именно так подписывал свои работы: «Николай Андреев. Серпухов. Россия». Работы мастера, достойно представляя отечественный пикториализм, многократно занимали призовые места на престижных выставках в Европе и Америке. Только за 1927 год Николай Платонович получил шесть международных наград разного достоинства — от дипломов до золотых и серебряных медалей. С 1908 по 1947 год он участвовал где-то в 65 выставках, получив более 30 наград.
«Николай Андреев поднялся на уровень крупнейшего мастера, стиль которого отличался лирическим психологизмом и глубоким философским осмыслением простых на первый взгляд объектов съёмки. Избрав пейзаж ведущим жанром творчества, Андреев стал виртуозом в передаче времён года, сумевшим искусно сочетать графическую точность образов с символической мягкостью силуэтов. Искусство съёмки было подкреплено прекрасным владением бромосеребряной и бромомасляной техниками печати», — отмечается в аннотации к экспозиции, которую представила куратор фотовыставки Валентиновна Дурынина.
Отметим, что выставку можно посетить по 31 октября.
Справочно:
Пикториализм — международное движение, связанное с подражанием живописи и стремлением привнести в фотографию живописные эффекты. Фотографы экспериментировали со способами передачи изображения, применяя нетрадиционную технику печати: гуммиарабиковая, бромосеребряная, бромомасляная и др. Для получения «мягкости» изображения использовались объективы, снижающие контраст и детализацию (монокль, перископ). Размытые края изображения создавали иллюзию глубины, добавляя выразительности снимкам, делая их похожими на живопись. Пикториализм сыграл важную роль в признании фотографии как одного из видов искусств.
Светлана Голошина. Фото автора


















