Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Мост памяти: Гомель-Козельск. Внучка героя войны Александра Шеметкова, спасенного жителями деревни Слаговищи, откликнулась на публикацию нашей газеты

Оказывается, дети и пожилая женщина из села Слаговищи в 1941-м году спасли офицера, который стал родоначальником династии белорусских ученых. Одного из своих спасителей герой забрал из Козельского района на свою малую родину. Газета «Козельск» раскрывает еще одну страницу Великой Отечественной войны.

Все началось с интересного документа, который наши корреспонденты обнаружили в районном архиве. Это письмо офицера Красной армии Александра Шеметкова председателю райсовета. Офицер просит представить к награде жительницу села Слаговищи Анна Петровну Козыреву, которая поздней осенью 1941 года, «невзирая на угрозы врагов нашей Родины, немецких прислужников, старшин и других гадов, готовивших виселицу для нее, всемерно оказывала помощь бойцам и командирам Красной Армии, выходившим из окружения, перевязывала раны раненным». Сам Шеметков тоже был спасен Козыревой, она, как писал офицер, «оказывала мне помощь, кормила, отдавая мне последние продукты питания». Подписался автор письма командиром войсковой части п.п. 15828 гвардии, подполковником Шеметковым. 

Редакция газеты «Козельск» заинтересовалась этой историей, понимая, что речь идет об очередной неизвестной странице Великой Отечественной войны. Наши корреспонденты изучили другие документы, переговорили с жителями деревни, подняли архивы военных лет, а также нашли на одном из сайтов очерк белорусского писателя Евгения Ивановича Куртко «17 лет спустя». Из этой публикации мы узнали, что в спасении Шеметкова участвовала не только Анна Петровна Козырева, но и дети из села Слаговищи. Вот, что было написано в очерке: «Ночью в центре Слаговищей красноармейцы были обнаружены немцами и стали отползать в сторону леса. У оврага нарвались на засаду фашистов, немцы забросали наших гранатами. Шеметкова контузило, ноги онемели, одеревенели и стали словно чужие. К счастью, немцы не нашли разведчиков, прочесав все село». Утром у оврага на опушке леса раненного офицера увидели сельские ребятишки  – Миша Барынин, его брат Ваня и Егорка Капралов. С ними дружил и пионер Гриша, но фамилия его в очерке не указана. «Миша сбегал домой за блинами, чтобы накормить красноармейца. Тот очнулся на третьи сутки в хате, за печкой и снова впал в беспамятство…».

Еще немного о Шеметкове нам удалось узнать из опубликованного в Сети доклада «От Гомеля до Праги (боевой путь моего прадеда А.В. Шеметкова)» ученика гомельской средней школы №28 Дмитрия Скрежендевского. Школьник описал боевой путь прадеда. Его зенитно-артиллерийский полк форсировал Днепр и освобождал Киев. В составе 1-го Украинского фронта полк дошел до столицы Германии и штурмовал Берлин, а войну закончил под Прагой. 29 мая 1945 года 3-й гвардейская танковая армия была включена в Центральную группу войск. Александр Лаврентьевич Шеметков был награжден орденами: двумя – Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны двух степеней, медалью «За боевые заслуги» и рядом других наград.

Всей этой информации нам показалось недостаточно. Мы связались с редакциями Гомеля, написали письма в разные инстанции, где могли бы пролить свет на судьбу Шеметкова до войны и после, но  главное – мы в мае этого года опубликовали материал, в котором рассказали все, что было известно об офицере и истории его спасения жителями Козельского района. Вскоре на нас вышла бывший сельский библиотекарь из Слаговищ Валентина Александровна Зобова. Она рассказала новые интересные подробности этой истории: «Когда мальчики притащили раненого младшего лейтенанта Александра Лаврентьевича Шеметкова, немцы повторно стали обыскивать дома селян в поисках разведчиков. Глубокой осенью 1941 года стояли ранние морозы. Офицер, потерявший много крови, просто мог замерзнуть в хозяйственных постройках семьи Барыниных. А если бы его нашли, всю семью ждал бы расстрел. Соседка Анна Петровна Козырева на свой страх и риск взяла Александра к себе в избу. Спрятала под кроватью, а сама легла в нее. Немцы, думая, что женщина больная, долго не задерживались у нее. Так она поступала несколько раз, когда в Слаговищах появлялись фуражиры оккупантов».

Слаговищи

Также, Зобова рассказала, что  после войны подполковник Шеметков неоднократно присылал посылки спасительнице с продуктами. В 1950 году Александр Лаврентьевич приезжал в село и забрал Мишу Барынина, который с товарищами вытащил раненого в ноги красноармейца с места немецкой засады. В Гомеле Белорусской ССР мальчик выучился, в армии служил в Томске, умер, когда ему исполнилось 48 лет. Похоронен в Гомеле. У Михаила Алексеевича Барынина там остались жена, сын и дочь.

Среди других спасителей офицера был брат Михаила Иван Алексеевич Барынин и Егор Капралов. Узнали мы и фамилию еще одного пионера Григория Николаевича Дворянчикова. Их уже нет среди живых. Иван Барынин и Григорий Дворянчиков работали на Стекольном заводе, а Егор Капралов – на железной дороге Белев – Козельск.

В Сосенском проживает родственник братьев Барыниных Анатолий Барынин, который часто приезжает в родное село, чтобы помолиться во вновь построенном храме. Самоизоляция от короновируса пока нарушила связи селян, но Валентина Зотова обещала встретиться с ним и перезвонить в редакцию.

Тем временем свои поиски родственников Шеметкова велись в  Беларуси. И вот на днях мы получили долгожданный «привет» из Гомеля, а именно – воспоминания об офицере Шеметкове его внучки Натальи Шеметковой, которая оказалась членом Союза писателей Беларуси.   

Получился символичный мост памяти: в ответ на материал газеты «Козельск»,  в котором начинается история спасения и жизни Александра Шеметкова, его внучка  написала материал в газету «Гомельская правда», где многое повторяется из того, что уже было известно нам, но и многое дополняется. Например, Наталья пишет об интереснейшей и неожиданной профессии героя войны в мирное время. Подполковник стал фотомастером. А также Шеметкова поделилась уникальными фотографиями, на одной из них мы видим взрослого козельчанина Михаила Барынина, того самого, который спас офицера.

Материал Натальи Шеметковой печатаем без купюр. Теперь это тоже часть козельской истории.

Валерий ПОТАПОВ, Максим ВАСЮНОВ

Наследники бережно хранят историю героического отца, деда, прадеда Александра Шеметкова

Источник: Гомельская правда

Автор: Наталья Шеметкова, член Союза писателей Беларуси

Я снова проживаю эти снимки

 С детства помню, как приезжали друзья деда, однополчане, из разных уголков тогда еще Советского Союза. Всех гостеприимно принимали у нас. Много осталось фотографий: дед сам фотографировал, умел и любил. Помню эти снимки так, словно не смотрю на них в альбоме, а проживаю.  

 Мы живем в доме, который строил дед своими руками, вещи хранят память о нем. Часть жизненного пути запечатлена в повести белорусского писателя Евгения Курто «Над ярам», позже она вошла в книгу «Шумел Негневичский лес». Там героя зовут не Александр Шеметков, а Иван Шаметок. Имя немного изменено, но история о том, как его, раненого в России, спасли десятилетние мальчишки, реальная. 

 В этом году после праздника Дня Победы из Козельска пришла информация: оказалось, что там ищут… моего сына, Дмитрия Скрежендевского. В 2019-м он делал презентацию про прадеда и выступал с ней в Минске на международной молодежной научно-практической конференции «Великая Отечественная война 1941–1945 годов в исторической памяти народа». Помогал мне и в подготовке этой публикации. 

От Минска до Рославля

Малая родина дедушки — станция Якимовка тогдашнего Уваровичского района Гомельской области. Его отец Лаврентий Шеметков работал здесь на железной дороге, был путевым обходчиком. Мать Харитина Луковская до 1917 года трудилась сторожем на железнодорожном переезде, а после была домохозяйкой. Четверо сыновей и дочь растили они. 

С сентября 1929 по июнь 1932 года Александр учился в Гомельском автодорожном техникуме. Работать техника Шеметкова направили в Минск в Главдортранс. В сентябре 1933-го пошел добровольцем в Красную армию, а Гомельский горвоенкомат направил парня учиться в Севастопольское училище зенитной артиллерии. В конце обучения прибыл на практику в Гомель, в 3-й полк ПВО. Летом 1935 года на малой родине познакомился с Верой Быковской, дежурной по станции Якимовка, оформили брак…

В августе 1938 года Александр Шеметков – помощник начальника штаба местной противовоздушной обороны в Гомеле, а в ноябре 1939-го — начальник штаба ПВО Молодечно. В июне 1940 года его переводят в Минск на должность старшего преподавателя тактики школы МПВО…

22 июня 1941 года первые бомбы упали на белорусскую столицу. Мой дед с женой, четырехлетним сыном и племянницей остались без дома, документов и личных вещей. Пешком прошли до Рославля. Там Александр посадил семью в товарный поезд, идущий на юг, а сам отправился в военкомат. 

Встреча с однополчанами

Выходя из окружения

В июне 1941-го был командиром 5-го батальона 13-й армии Западного фронта, командиром 2-го батальона 409-го стрелкового полка Брянского фронта. В октябре возле деревни Негино Брянской области состоялся последний бой, после чего полк оказался в окружении. Выходя из него, Александр Лаврентьевич был ранен возле деревни Слаговищи Козельского района Калужской области. Его спас пионер Миша Барынин. Семья мальчика около месяца скрывала у себя, выхаживала комбата Шеметкова. Рана на его ноге воспалилась, была опасность гангрены… В декабре 1941 года Миша встретил в лесу конных разведчиков Красной армии и рассказал им о раненом. Они забрали Шеметкова с собой.

После госпиталя Александр уже помощник начальника штаба автобатальона. В августе 1942 года — на Донском фронте, командир батареи в 120-м зенитно-артиллерийском полку, а затем помощник начальника штаба. 

 В марте 1943-го Александр Шеметков назначен начальником штаба и заместителем командира по строевой части 1394-го зенитно-артиллерийского полка. 

Из боев орловских на днепровский берег

Он вступил в бой в составе 3-й стрелковой армии в Орловскую операцию и участвовал во взятии Орла. 9 августа 1943 года по приказу командующего Центральным фронтом полк уже в 3-й гвардейской танковой армии, и в ее составе будет до конца Великой Отечественной войны. После гибели командира полка майора Алмазова командование принял капитан Шеметков. 

 Бои на левобережной Украине. Первым из всех зенитных частей полк занял боевой порядок для обеспечения ПВО центральной переправы через Днепр, участвовал в боях за освобождение Киева, Василькова, Фастова, Фастовца, Брусилова и других. В киевском сражении сбито 37 самолетов противника.

В Львовско-Перемышльской операции, обеспечивая противовоздушную оборону станции Корначувка, по инициативе Александра Шеметкова полк стал готовить «ефрейторские расчеты»: каждый из семи номеров научился работать за любого из товарищей и даже за командира орудия. Инициатива была распространена в армии. 

Если с толком боевая подготовка

Особо выдающиеся боевые действия полка – в Силезско-Одерской операции. С 12 января по 7 марта 1945 года сбито 58 самолетов противника. Полк получил наименование Силезский. За участие во взятии города Бунцлау удостоен ордена Красной Звезды. 

Участвовал он и в прорыве обороны противника на реке Нейсе, обеспечивал противовоздушную оборону переправ, вместе с частями армии принимал участие во взятии Берлина. За эту операцию полком сбито 16 самолетов противника. Орден Александра Невского вручен за бои на Нейсе, взятие Берлина.

Прага, 1945

Потом полк брал Дрезден и освобождал Прагу. В аттестации, подписанной 16 июня 1945 года командующим артиллерией 3-й гвардейской танковой армии генерал-майором Никольским и утвержденной командующим 3-й ГТА маршалом Рыбалко, читаем: «Должности командира полка соответствует. Подлежит оставлению в кадрах Красной армии в занимаемой должности. Достоин присвоения очередного воинского звания полковник». 

Как подполковник фотомастером стал

Но полковником дедушка так и не стал. 20 декабря 1946 года командующим артиллерией был подписан приказ о его увольнении из рядов Советской армии по болезни. Оформление документов затянулось до марта 1947-го, наш Александр Лаврентьевич переехал из Осиповичей, где располагался полк, в Гомель уже как инвалид Великой Отечественной войны второй группы.

 Позже ему назначили третью группу инвалидности. Надо было работать, чтобы содержать семью. С января 1948-го в течение трех лет Александр Шеметков – директор ремесленного училища № 1 речного флота в Гомеле. Потом организатор лекций областного общества по распространению политических и научных знаний, заместитель председателя артели «Фото-Труд», которая преобразована в фабрику бытовых услуг. В конце 1960-го стал учеником в портретном цехе и, успешно освоив фотодело, спустя два года вырос в мастера портретного цеха, а затем инженера-технолога фабрики.

Четверо братьев Александра Лаврентьевича воевали на полях Великой Отечественной. Все вернулись с войны. Михаил командовал боевыми расчетами артиллерии, награжден медалью «За боевые заслуги». Иван — офицер, с фронта вернулся при тринадцати наградах, с орденом Отечественной войны II степени. Николай начал войну в 1941-м, закончил в 1945-м. Воевал в составе 3-й гвардейской танковой армии, старшина, командовал боевыми расчетами артиллерии, кавалер ордена Красной Звезды. Василий – авиатор, майор. После войны окончил военно-политическую академию. 

И после войны наш Александр Лаврентьевич много времени уделял военно-патриотическому воспитанию молодежи, щедро делился богатым жизненным опытом. Вместе с бабушкой Верой прожил долгую, счастливую жизнь, вырастил двоих детей. Его имя занесено в книгу «Вечной славы» освободителей Киева как почетного гражданина украинской столицы. 

Достойное продолжение

После войны Александр Лаврентьевич отыскал Мишу Барынина, своего российского спасителя. Миша переехал в Гомель. Женился, у него двое сыновей, Игорь и Леонид. Наши семьи дружат до сих пор. 

Михаил Барынин (слева) стал другом семьи Шеметковых на всю жизнь


Моя мама, дочь Александра Лаврентьевича, Лилия Шеметкова, работала в БелГУТе преподавателем английского языка. Сын Александра Лаврентьевича Леонид Шеметков – почетный гражданин Гомеля, с 1989 по 2000 год был ректором Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, поддерживал научные контакты с учеными многих стран мира. Леонид Александрович — заслуженный деятель науки Республики Беларусь, основатель Гомельской алгебраической школы, доктор физико-математических наук, профессор. И это далеко не весь перечень его званий. Кавалер орденов Трудового Красного Знамени, Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира, Франциска Скорины, награжден медалями.  

У Леонида Александровича и его жены Аллы Михайловны две дочери. Елена Адарченко — профессиональный филолог, кандидат педагогических наук, долгие годы преподавала в ГГУ имени Ф. Скорины. Ольга Шеметкова — кандидат физико-математических наук, доцент, декан финансового факультета РЭУ имени Г. В. Плеханова. 

Александр Шеметков с сыном Леонидом

 Мы все и сейчас живем дружно. Заботимся друг о друге. У нас, внучек Александра Лаврентьевича, свои семьи, дети. Так что у нашего дедушки семь правнуков! Причем только одна девочка. Они – математики, физики, экономисты. И при этом все творческие люди. Многие поют, играют на музыкальных инструментах, рисуют. А еще что-то мастерят. Александр Лаврентьевич был очень «рукастым», никогда не сидел без дела. 

 Дом, в котором живет в Гомеле моя семья, сад, этот кусок земли мне всегда казался живым: я выросла здесь, взрослеют и мои дети. Я помню цветущие сады с детства – и ежегодно в мае сердце наполняется особенной любовью и трепетом. 

 Надеюсь, верю и уверена, что история нашей семьи сохранится и продолжится. Дети наших детей будут помнить своих прадедов, будут жить, любить и беречь друг друга. 

Материал по теме:

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять