Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Дом, который никому не нужен? Социальный репортаж Анастасии Королевой

Они живут на центральной улице города, но за водой ходят на колонку, а в туалет – на улицу. И это еще полбеды. Дом трещит по швам и вот-вот развалится. Тем не менее его, по словам жителей, не берут в муниципальную собственность, а значит, закрыта дорога в программу по переселению из ветхого и аварийного жилья.  Наш корреспондент разбиралась, как выйти из бюрократического и коммунального плена.

С фасада улицы Чкалова дом 39 ничем не выделяется от соседних:он покрашен, выглядит чистым и аккуратным. Но картина меняется, едва сворачиваешь во двор. У дома, оказывается, нет отмостки. А козырек, поставленный возле входа, почему-то качается, если до стойки дотронуться рукой. В углу двора стыдливо ютится деревянная будочка… туалета?

Поднимаемся по выщербленной лестнице на второй этаж, в седьмую квартиру. Здесь, с самого своего рождения, живет пятидесятивосьмилетняя Наталья Ивановна. У нее недавно над кроватью обвалился потолок. По словам Натальи, дом и раньше был опасным: «Моя мама рассказывала, что когда я лежала еще в пеленках, рядом со мной упал огромный пласт штукатурки».

В прихожей у Натальи стоит целая батарея пластиковых пятилитровых бутылок и небольших ведер – женщина ходит на колонку, водопровод здесь не у всех. Так же, как и газовое отопление.  Провели их те, кому повезло быстро собрать документы. А потом проводить коммуникации запретили – из-за ветхости перекрытий.

На обоях – подтеки, которые начинаются от потолка, трещины на стенах. И плесень в углах.

Спускаемся в 3 квартиру. Здесь живут супруги Алексей и Мария с двумя детьми.

Супружеская пара – в числе счастливчиков, у них есть вода и газ – их провел бывший владелец двушки.

И все же в квартире почему-то стоит печка. На вопрос, почему в квартире два вида отопления, Алексей лишь устало машет рукой: «Газового отопления не хватает, заказываем еще машину дров на зиму. Я нарастил батарею, но бесполезно. В углу комнаты, прямо над кроватью – плесень. Перепад температур слишком большой».

«А по утрам зимой у нас на рамах лед, везде из щелей сквозит, разве одним газом натопишь? Вот экспертиза тепловизора. Видны места, где идет холод», – дополняет мужа Мария.

Заходим в гости в 1, 4, 8 квартиры. И всюду нас встречают печки, которые жильцами в теплое время года используются как дополнительная мебель – на их выступы можно что-то поставить для экономии места. 

В четвертой квартире корреспондента газеты от травмы спасают супруги Дмитрий и Елена:

«Осторожно, там дыра в углу, пол может провалиться». В опасном месте из щели в квартиру лезет какое-то растение.

Жилплощадь супругам досталась по наследству, Дмитрий и Елена теперь в замешательстве – не знают, что и делать с этим имуществом: «Ремонт, наверное, обойдется в астрономическую сумму…»

Из щелей в полу в дом пытается пробиться не только флора, но и фауна – мыши, блохи.

В продолжение знакомства с домом, жильцы приглашают меня подняться на чердак. На чердаке место над седьмой квартирой накрыто чем-то вроде утеплителя, сверху пленка.  Алексей, владелец третьей квартиры, инструктирует, как безопасно перемещаться по крыше: «Осторожно, здесь висит проводка, она старая, на нее течет, может замкнуть. Ходите по балкам, а то провалитесь. Балки некоторые гнилые, тоже опасно».

Тем временем на улице, у подъезда, нас встречают уже все жители. Люди говорят, что дом до сих пор не развалился только потому, что они сами на свои деньги стараются поддержать его. Здесь все сделано в складчину: подобие отмостки, ремонт подъезда, окно в нем, электрика…

Жители, опять же за свой счет, сделали экспертизу аварийности дома. Получилось около 10 тысяч рублей с каждой квартиры. Вердикт специалистов – эксплуатация дома в текущем состоянии небезопасна для здоровья и жизни людей. Но для того, чтобы войти в программу по переселению из ветхого и аварийного фонда, нужно, чтобы дом был муниципальным.   А он сейчас, по сути, ничей.

Жители говорят, до 2011 года дом числился во владении козельского хлебокомбината, а когда предприятие ликвидировали, в имущество города почему-то не вошел.

«Мы писали в прокуратуру, администрацию города. Сколько бы мы туда запросов ни сделали, сколько бы мы туда ни ходили, никакого внятного ответа нам не дают. Нам непонятно, почему администрация города не хочет помочь нам», – рассказывает нашему корреспонденту Мария.

 «Мы хотели, чтобы администрация включила на нас в программу ветхого жилья. На расселение. Но мы, видно, никому не нужны», – вторят с  грустью соседи.

 «Жильцы подали нам заявление в ноябре 2019 года. О том, что они хотят, чтобы дом вошел в состав имущества города, – комментирует  ситуацию глава козельской администрации Нина Козлова, – процедура по закону длится год. В ноябре 2020 года, после решения суда, дом войдет в собственность муниципалитета, и уже после этого мы будем принимать решение, что делать с домом, в какую программу его включать». 

В распоряжении редакции есть ответ главы администрации Козельска на обращение жителей  от 2014 года, в котором говорится, что дом «не может быть поставлен на баланс города в связи с наличием… приватизированных квартир».  Другими словами – о проблемах этого дома администрация на самом деле знала давно. Почему же только в 2019-м году решили отреагировать? И почему вдруг приватизированные квартиры перестали быть помехой для включения в программу? Допускаем, что за эти годы произошли изменения в законодательстве, которые дают возможность принять дом на баланс муниципалитета, если не все квартиры приватизированы.  Но что мешало администрации быть всегда в диалоге с жителями многострадального дома и объяснять им ситуацию? А лучше не объяснять,  а подсказывать, как правильно выбраться из бюрократического плена?  Очень ждем ответы на эти вопросы на электронную почту нашей редакции.

Также ждем включения 39-го дома в программу по переселению из ветхого жилья. Нам очевидно – капитально ремонтировать здесь нечего, эти дыры не залатать.

…А пока Наталья Ивановна из 7 квартиры выходит на улицу с ведрами – ей нужно наносить много воды, а колонка не близко. У женщины запланирована стирка.

Анастасия Королева

Поделись с друзьями:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<
Новости
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Принять