Известный калужский археолог Галина Массалитина рассказала, что пришлось преодолеть ученым, нашедшим Древний Козельск
Галина Массалитина для Козельска сделала примерно тоже, что Пушкин для русского языка. Она Козельск «прописала» в мировой истории вслед за горожанами-героями, что не сдались Батыю. Ведь это именно она доказала, что Древний Козельск существовал там, где сейчас стоит Козельск современный. Она «копнула» еще глубже – в прямом археологическом смысле – и сделала еще одно открытие – город возник не на пустом месте, здесь жили люди задолго до Крещения Руси. Да и каких только открытий Татьяна Александровна со своей командой за те десять лет, что велись раскопки в Козельске, не совершила. Все это сегодня оценено, но было время, когда археологов клеймили, в том числе, некоторые козельчане. Тогда это, можно сказать, был скандал, подхваченный многими СМИ. Об этом не очень приятном моменте Галина Александровна вспоминала во время своего недавнего визита в наш город, где она встречалась с областными и районными журналистами. С этого момента мы и начали разговор с известным историком.
«Никаких даже намёков на город эпохи Древней Руси не оказалось во всех наших четырех раскопах»
– Галина Александровна, во время Вашей недавней встречи с журналистами, Вы упомянули о скандале, который наши коллеги «раздули» в начале 90-х годов. Давайте вернемся к началу и расставим все точки над «i».
– В 1992 году в Козельске началась крупномасштабная работа археологов, первая настоящая работа с применением современных методик. Ее организовал Институт археологии, а я (тогда аспирантка Института археологии) руководила этими работами. Предполагалось, что мы выявим и будем исследовать остатками древнерусского Козельска, того самого, естественно, который связан с нашествием Батыя. Но мы получили совершенно неожиданную картину. Никаких даже намёков на город эпохи Древней Руси не оказалось во всех наших четырех раскопах. Все они были заложены на месте средневековой крепости, то есть крепости XV-XVII веков, поскольку, согласно традиционному мнению, козельская крепость XI-XIII веков стояла на этом же месте. Один из раскопов самый большой был на территории нынешнего парка.
И вот там следов древнерусского Козельска не оказалось. Тогда мы осмотрели еще один участок неподалеку от места средневековой крепости, который по своему положению гораздо больше соответствует местоположению городов эпохи Древней Руси (XI-XIII вв.): это невысокий холм в устье речки Другуски, где она впадала в Жиздру (современное устье Другуски искусственное, оно было отведено в связи со строительством железной дороги). Сейчас его территория полностью занята монастырем и частными домами. На огородах жителей мы прямо на поверхности при осмотре находили вещи XI-XIII вв. Исследовать раскопками это место удалось только в 1997 г. Два маленьких шурфа были заложены на территории хлебокомбината, который все советское время действовал на месте монастыря. В этих шурфах были находки XI-XIII вв., но, в итоговой публикации содержался вывод, что здесь был не город, а какое-то поселение вятичей. А тот самый Козельск, видимо, находился в других краях.
И вот тогда возникла вообще просто скандальная ситуация. На нас ополчились козельчане, калужские и московские краеведы, средства массовой информации, мол «что такое, не умеют работать». В издании, которое тогда вышло по итогам наших работ, известный калужский археолог высказал предположение, что поскольку археологических следов Козельска нет, возможно, он располагался где-то в другом месте. И, собственно говоря, вот это предположение и послужило поводом для такого бурного скандала, такой бурной реакции.
– Но насколько я понимаю, Вы с этими выводами тогда не согласились.
– Я не согласилась, и еще один тогда, в 1992 году начинающий, а сейчас известный калужский археолог Игорь Болдин. Мы считали этот вывод очень поспешным: место в Козельске, где есть археологический материал эпохи Древней Руси было найдено и его надо было полноценно исследовать на большой площади, а не двумя крошечными шурфами. Потому что мы с ним в разных местах Козельска побывали, в разных местах пробовали искать, и там где сейчас возрождается Вознесенский монастырь, бывший хлебокомбинат, мы находили в шурфах, это такие маленькие раскопчики, следы времени, которое нас интересовало. Немногочисленные находки, но их было достаточно, чтобы понять, что мы еще свою задачу не выполнили, что надо это место исследовать как можно более полно.
– Почему же Вы тогда не продолжили работу, может, и шум бы быстро стих, заодно разных мифов поубавилось в местной краеведческой литературе?
– Мы многие годы пытались найти возможность продолжить эти работы. Ну, года были трудные в материальном плане, денег тогда вообще никаких не было. Но жизнь меняется: и как только деньги появились, мы с 2010 года начали эти работы и ровно 10 лет мы их ежегодно вели. И теперь мы можем без всякого сомнения сказать, что город эпохи Древней Руси мы однозначно нашли, его локализовали. Причем мы нашли не сельское поселение, а именно город, совершенно точно город. Этот вывод, как и другие выводы нашей работы, мы отразили в книге «Не звати Козельскомъ, но злымъ городомъ». История и археология древнерусского Козельска».
«Не Новгород Великий, конечно, но всё равно впечатляет»
– Недавно прочел в интернете мнение одного «эксперта», что, мол, какой это был город, так, небольшое поселение. Еще много ходит спекуляций на тему того, что древний город находился совсем не там, где стоит современный Козельск.
– Просто в представлениях людей, далёких от, так скажем, тонкостей истории, при слове «город» сразу возникает мегаполис, по крайней мере, что-то очень крупное. Но города эпохи Древней Руси были по своим размерам, знаете, сопоставимы с загородными земельными участками некоторых состоятельных нынешних наших с вами сограждан, то есть это совершенно крошечные могли быть города. Тем более, город состоял из двух частей – это была крепость, иногда совсем небольшая, а рядом уже вокруг него располагалось то, что называется посадом, то, что не имеет четких границ, как таковых. Крепость же имеет совершенно чёткие границы: естественные (крутые склоны, овраги) и, как правило, искусственные (остатки земляных рвов и валов). И вот, отвечая на изложенные вами спекуляции, для нас совершенно очевидно, что в петле реки Другусны – перед тем, как впасть в Жиздру, она там такую петлю выделывает – располагалась и средневековая крепость и древнерусская, они находились в разных местах этой петли. То есть, Козельск XI-XIII вв. занимал лишь часть территории, заключенной в эту петлю.
Но это все равно очень маленький участок, очень маленький. Крепость – так она вообще оказалась крошечной. Сейчас ее полностью занимает возрождающийся Вознесенский монастырь. Причем я думаю, что монастырь, когда образовывался, а он уже совершенно точно существовал в XVI веке, использовал рукотворные земляные валы, которые окружали крепость. Их археологические остатки мы обнаружили во время раскопок. Они были погребены в толщу культурного слоя. То есть их не срыли, когда они стали мешать застройки, а наоборот – засыпали. И поэтому волы прекрасно сохранились. Один участок сохранился практически полностью. И я думаю, что, когда стал возникать там монастырь, он просто пользовался этими земляными валами, как уже готовыми ограждениями. Потому что любой монастырь – в Средневековье, особенно, – это мини-крепость.
– А на какой глубине сейчас лежат остатки Древнего города?
– Культурный слой на территории нынешнего монастыря – от 3 до почти 5 метров. Глубоко. Не Новгород Великий, конечно, (не 11 метров, а то и больше), но всё равно впечатляет. Когда мы там копали, мы из раскопа смотрели, как из какого-то глубокого колодца.
«Эти работы – наша личная с Игорем Болдиным гражданская инициатива»
– Я видел фотографии Ваши с раскопок, действительно впечатляет. Вообще археология – это тяжелейший труд, а раскопки в Козельске, судя по тем публикациям, что есть в архиве нашей газеты, вообще были сродни подвигу…
– Любые археологические раскопки – это очень дорогостояще, очень много требует людских ресурсов, физических ресурсов.
И сами раскопы, вы правы, тяжелая работа. Непросто с 5-метровой глубины уносить грунт. К тому же, когда мы копали самые глубокие раскопы, с остатками вала, были годы с проливными дождями. А грунт – чистый песок У нас начались обвалы, мы, к сожалению, не могли получить красивую картину для фото. Тем не менее, за 10 лет остатки древнего Козельска в Козельске современном мы нашли, определили границы города XI-XIII вв., определили местоположение его крепости и посада. Что касается «подвига», то определенное подвижничество здесь было, поскольку эти работы, действительно требовавшие от нас много времени и всяческих усилий – наша личная с Игорем Болдиным гражданская инициатива. Никто выполнять их нас не заставлял, выполняли мы их совершенно бесплатно. Более того, я работала в свой отпуск, Игоря – а он сотрудник Калужского объединенного музея-заповедника – музей отпускал как бы в командировку. Нас никто не финансировал – деньги мы все годы искали сами: это были либо спонсоры, либо федеральные гранты, однажды, когда главой Козельска был краевед Евгин А.В., деньги выделил город.
Но все это уже лишь контекст. Главное, что мы нашли, повторяю, место древнего города. Были находки, которые позволяют утверждать, что мы имеем дело с остатками города и городского поселения, а не какого-то сельского поселения.
– Это, например, какие?
– Например, была целая серия предметов: снаряжения всадника, стремена и шпоры. Речь явно идёт о дружине, а не о каком-то сельском обиходе. Была гарда, гарда – это перекрестье сабли. Т.е. опять же оружие профессионального воина, причем конного. Это не какой-то там бытовой нож. Попали на остатки кожевенного производства. Были также найдены, например, детали хороса, это часть светильника с множеством свечей, который использовался в храмах. В сёлах того времени храмов быть не может. Очень много фрагментов стеклянных браслетов – а это украшение именно горожанок того времени.
– И здесь мы снова упоминаем Вознесенский монастырь?
– Да, детали хороса нашли в раскопе, где теперь монастырь возрождают. Но мы не только там копали. У нас еще был раскоп, где современная баня. И находок эпохи Древней Руси там было очень много.
Одна из самых потрясающих находок – деревянная лопата эпохи Древней Руси! Единственная на территории не только Калужской области, но и на всей территории Верхнего Поочья, скажем так. Ни в одной из соседних областей – Тульская, Орловская, Брянская – лопат таких найдено не было, средневековые лопаты XVI века в Тульском кремле недавно нашли, в прекрасной сохранности кстати. Но лопата Древней Руси найдена только в раскопках Козельска.Это просто большая археологическая удача. Может быть заслуженная… Мы нашли её в раскопе 2019 года на глубине более трех метров, в яме эпохи Древней Руси.
О лопате и вятичах
– В нашей газете эту лопату, помню, сначала «обозвали» веслом… Но все оказалось куда интереснее…
– Мы сначала не поняли, что это такое. Мы решили, что это весло, потому что на лопату ну очень было не похоже! И даже несколько месяцев у нас лопата, действительно, фигурировала как весло. Но потом я стала разбираться, искать аналоги, и мы установили, что все-таки это лопата (так называемый заступ односторонний).
Это уникальная находка еще и потому, что у нас на территории верхнеокского региона сухие грунты. У нас дерево не сохраняется. А вот на территории Вознесенского монастыря, есть водоупорный горизонт, и это позволяет сохраняться дереву. В 2011 году мы нашли долблёное корыто эпохи Древней Руси, сучки, деревянные строительные предметы, в общем, какие-то обломки. А в 2019 году нашли вот эту лопату. Понятно, что это рядовой предмет абсолютно, он был в каждом хозяйстве и не один, но до нас это не дошло, не сохранилось.
Причем мы не собирались в 2019 году вести никакие раскопки. Но когда за год до этого мы презентовали свою книгу об истории и археологии Древнего Козельска, то представители местной епархии так вдохновились, что сказали: «Пожалуйста – продолжайте, работайте, будем вам только рады, будем поддерживать». В общем, нас искусили (смеется). И все было не зря – нашли вот лопату.
– Этим летом Козельск отметил 875 летие. Но мы с Вами понимаем, что цифра достаточно условная. А есть ли примерные догадки или версии, с какого века люди начали селиться на территории, на которой сейчас стоит Козельск?
– Есть вполне определенные временные привязки. В раскопах на территории городского парка найдены материалы, которые относятся к эпохе мощинской культуры, специалистом по которой я, в археологии, в основном и являюсь. Это балты, это ещё дославянское время, III– V века нашей эры. Но там было их очень незначительное поселение. Мы нашли керамику того времени и даже фрагмент пряслица маленького, по-моему, был, найден.
И очень хорошо во всех раскопах, которые мы закладывали в Козельске, представлен слой IX–X веков, когда появились первые восточные славяне на нашей территории, которые осваивали верховья Оки, этот же материал, кстати, великолепно представлен на Чёртовом городище.
То есть город возник не на пустом месте, там было достаточно обширное поселение ранних славян, добравшихся до верховьев Оки, которых, собственно, вятичами не назовёшь, как некоторые привыкли считать.
Обнаружены находки, характерные для разных этносов – северянские вещи (это еще одно славянское племя), очень много кочевнических вещей, есть какие-то балтские и финно-угорские вещи. То есть это вещи периода, когда еще формировалась этническая группа, которая потом станет вятичами.
На Чертовом городище прятались монахи Оптиной пустыни
– Вы уже упомянули Чертово городище. И это еще одно уникальное место, которое находится под Козельском. И в одной из исследовательских работ я даже прочитал предположение, будто бы знаменитый козельский крест, который, быть может, и не крест вовсе, якобы связан с Чертовым городищем, так ли это?
– Это лишь острожное предположение калужского археолога О. Л. Прошкина, который вел там раскопки. Основанием послужило то, что крест сделан из песчаника, и на Чертовом городище тоже песчаник. Выполнялись некие геологические анализы, по каким-то критериям там что-то совпало (я в этом не специалист) – отсюда предположение. В.П.Новиков, бывший директор национального парка Угра, на территории которого расположено Чертово городише, профессиональный геолог с огромным стажем, отнесся к этому скептически.
Нет одной точной версии на этот счет. Как и никто точно не скажет, что представлял собой этот крест. Было он изначально крестом, или идолом, которого потом «крестили», превратили в крест.
– Вам лично, какая версия близка?
– Я, знаете, больше придерживаюсь мнения, что это – традиционный поклонный крест, который ставили перед городами. Как сейчас ставят на въезде в село или в город. Но это опять же лишь предположение. А вообще так скажу, что лучше знать обе версии. Потому что глупо ратовать за что-то, когда ты не уверен.
– Золотые слова. Но я все же порошу Вас продолжить тему Чертова городища. Так как памятник действительно загадочный. И я знаю, Вы там бываете. Мы с вами недавно совершенно случайно на Чертовом городище даже встретились…
– Есть два варианта предположений о назначении городища. Либо это был религиозный центр у наших предков, либо убежище.
– Убежище?
– Есть такая категория археологических памятников, которые расцениваются, как городища-убежища. Опять же возвращаясь к древним городам, в любом городе, мы знаем, была крепость, где люди прятались как только начиналась какая-то военная заваруха. Чертово городище могло быть таким местом. Ведь оно очень труднодоступно – дикое, среди оврагов и заболоченных участков, не очень быстро до него доберешься, холм опять же, не сразу на него попадешь. То есть, здесь могли просто прятаться от врагов. Кстати сказать, очень интересный факт: когда в двадцатых годах прошлого века разгромили Оптину Пустынь, монахи некоторое время жили на Чертовом городище, в пещерках, в гротиках.
– Это подтверждённый факт?
– Да, это факт. Так что, это место, где можно, что называется, отсидеться – вот в этом смысле убежище. Что касается второй версии, что это религиозный, культовый центр, то факты вполне позволяют допускать и это.
«Где еще развивать туризм как не в Козельске?!»
– Есть еще места, которые вас, как археолога привлекают в Козельском районе?
– Кстати, Козельский район достаточно неплохо исследован археологически. Прежде всего, городище в Дешовках. Оно, конечно, давно забыто и, может быть, мне о нем следует тоже где-то рассказать, написать статью. Потому что я сталкивалась неоднократно с мнением местных жителей , что именно в Дешовках находится тот самый Древний Козельск. Я помню, когда мы с моей однокурсницей начали обсуждать эту тему, то ее мама, она родом из Дешовок, сказала нам: «Это вы думаете, что Козельск древний был там, где сейчас современный город. А вот все жители Дешовок просто однозначно уверены, что Козельск был у них». Это, конечно, не так. В Дешовках вообще нет материалов Древней Руси. Но этот памятник интересен тем, что он в чистом виде относится к мощинской культуре, то есть это – чисто балтское поселение. К сожалению, это городище теперь поросло борщевиком, хотя там много было сделано интересных находок.
Напротив Дешовок, на противоположном берегу реки, тоже интересное место. Там были очень большие по площади раскопки в 90-х годах. Там две дюны есть в пойме, так вот там, как у нас говорят, цветик-семицветик: там имеется материал эпохи неолита, бронзового века, мощинская культура, Древняя Русь и позднее Средневековье. Такой многослойный памятник! О котором тоже очень мало кто знает. А в Подборках какое потрясающее городище! Там и Древнерусское городище, которое занимало меньшую площадь, потом возникло. Там же остатки средневекового Озерска…
– Слушаешь Вас и думаешь: все есть в Козельском районе для того, чтобы сделать его туристическим центром – места и маршруты, по которым можно водить десятки экскурсий. Однако все едут только в монастыри, и кроме автобусов с детьми, в сам Козельск мало кто заезжает. Почему так?
– Для меня это тоже загадка. Во-первых, конечно, большая – моя, по крайней мере – боль, что не очень активно работает шикарный в моём представлении краеведческий музей.
– Это не только Ваша боль.
– И сам музей, и экспозиции там замечательные. Ну, я понимаю, что дело в штате: нет человека с харизмой, который бы смог сделать из этого что-то стоящее. Иногда из ничего делают такое, о чем весь свет говорит. А тут все есть, и – тишина. Но здесь не в нашей с вами власти что-то поменять. Если вдруг жизненная ситуация изменится, появятся люди новые, как я сказала, с харизмой, тогда, может быть, музей заработает.
Но вы совершенно правы – где еще развивать туризм как не в Козельске?! Это такой сгусток вообще всего. А по факту толпы едут только в «Вихляндию». Конечно, место забавное, но это что-то инородное совершенно, а тут своя родная история, причем какая история!
– И мимо, по большому счету…
– Да, и как-то не очень работает. Хотя за какую тему не возьмись, все прекрасно увязывается в интереснейшие маршруты. Вот взять смотровую площадку на долину Жиздры. Знаете, мы, с моим коллегой Игорем Болдиным много-много лет назад работали в Подборках, это были как раз майские праздники, и вот мы вечером после работы уезжали в Калугу, и всегда останавливались там, где позже построили смотровую площадку. И помню, был большой разлив, вода еще не ушла, и закатное солнце все это освещало… Это была фантастика вообще! Но там и без этого такая красота открывается! Там же даже долина Оки просматривается, и видно засечные леса. Я к ним и подвожу мысль. Потому что по засекам давно пора тематические экскурсии водить. Вот есть смотровая площадка, потом Озерск, который входил в Засечную черту. Потом «Козельские засеки». Зубры! Зубры они тоже с засечными лесами связаны. Это же исторически широколиственные леса, а зубры в своё время как раз обитали в широколистных. И опять же, Чёртово городище. Оно находится на окраине Лихвинской засеки. То есть, все связано, даже выдумывать ничего не надо. Просто надо грамотно построить экскурсию. И нужны люди в этом заинтересованные.
Беседовал Максим Васюнов
Расшифровка интервью: Анна Фрибус
Фото: Василий Батурин
Ваш комментарий будет первым